Пушкин
был первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу… Он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта...
М.Горький
Это имя –знакомое с детства –
Вместе с грамотой впаяно в речь.
Надо заново в имя вглядеться,
Чтобы заново знать и беречь.
Уже в детстве Пушкин имел возможность приобщиться к литературе: в московском доме Пушкиных бывали известные литераторы разных поколений (Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков и другие известные поэты и писатели).
Восторженным поэтом-любителем был дядя Александра Сергеевича - Василий Львович.
Пушкинские сказки - это чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта.
П. Бажов
Цель нашей работы – раскрыть значение терминов « добро » и « зло » на примере сказки.
Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.
Цитатный план
«Царь с царицею простился..»
«Царь женился на другой..»
«Но царевна молодая тихомолком расцветая..»
«А царевна все ж милее..»
«Вот Чернавка в лес пошла..»
А.С.Пушкин
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
Лето 1831 года А.С.Пушкин и В.А. Жуковский проводили
в Царском селе. Там они решили устроить «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной.
Жуковский впоследствии написал
«Сказку о спящей царевне» ,
а Пушкин «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях»
Прочитаем сказку
Царь с царицею простился
В путь-дорогу снарядился…
«В сказках Добро всегда побеждает Зло». Что же это такое – Добро и Зло ?
Добро -это то, что хорошо,
полезно , нужно человеку,
с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.
Школьный философский словарь
Зло всегда имеет отрицательный смысл
и обозначает плохое , влекущее за собой беды ,
страдания , горе , несчастье .
Школьный философский словарь
контрольный вопрос:
Как А.С.Пушкин показывает добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях?
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным (фольклорным) сказкам. А в народных сказках все герои делятся на положительных (добрых) и отрицательных (злых)
Злые
Добрые
Иван-царевич
Баба-Яга
Кощей Бессмертный
Чудо-Юдо
Иван – крестьянский сын
Царевна-лягушка
Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить
положительных и отрицательных героев в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?
В каких героях заключается наиболее яркая характеристика Добра и Зла ?
КАКАЯ?
ЦАРЕВНА
ЦАРИЦА
Злая
хитроумная
Гордая
милая
кроткая
своенравная
ломливая
трудолюбивая
ревнивая
завистливая
добрая
скромная
Царица
Царевна
Внешность
Высока Стройна Бела
Белолица Черноброва
Поведение, характер
Горда Ломлива Своенравна Ревнива Злая
Красавица-душа Милая Приветливая
Цветовая гамма
Черны (зависть)
Белый Красный Румяный
- Как вы думаете, почему царица решила погубить царевну?
- О какой черте характера это говорит?
- Прочитайте, как автор описывает царевну.
- С чем её сравнивает Пушкин? - Как автор противопоставляет царицу другим героям?
- Как царевна набрела на терем богатырей? - Как произошла первая встреча царевны с богатырями? Прочитайте. - Как вы думаете, почему царевна не сразу вышла к богатырям? - Как царевне жилось у богатырей?
- Как они к ней относились? Найдите в тексте и прочитайте. - Что означают слова « не прекословит, не перечат»?
- Почему царевна отказала богатырям, когда они пришли к ней свататься?
- О каком качестве характера это говорит? - Что придумала злая царица, чтобы погубить царевну? - Как Соколко защищал царевну? - Почему Пушкин называет черницу « старушонкой»,
а царевна – бабушкой?
- Что случилось после того, как царевна взяла яблоко? - Как отнеслись к этому событию богатыри? - Как Елисей искал свою невесту?
-К кому он обращался за помощью? Кто ему помог отыскать царевну? - Какую печальную весть сообщил ветер королевичу?
- Чем заканчивается сказка? - Хорошо или плохо заканчивается сказка?
Анализируем фрагменты текста
отрывков «Царица и зеркало» …
Что вы можете сказать о Царице?
ЧИТАЕМ ОТРЫВОК « Но царевна молодая …»
С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась– и расцвела»?
ЧИТАЕМ ОТРЫВОК : «Но невеста молодая / До зари в лесу блуждая…»
Почему царевна решила, что в тереме «люди добрые живут»?
Что сделала героиня в доме?
Как это характеризует царевну?
Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?
Выразительное чтение и анализ эпизода
«Раз царевна молодая…»
Кто приходит к царевне с целью погубить ее?
На чьей стороне Соколко? Почему?
Получается, что Зло победило?
Кто помогает царевичу Елисею?
- Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:
- от слов «За невестою своей…» до слов «Или след её заметил»;
- от слов «Тёмной ночки Елисей…» до слов «Не печалься же, прощай»;
- от слов «Елисей, не унывая…» до слов «В том гробу твоя невеста».
Домашнее задание: