СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" 4 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" 4 класс»

Пушкин  был первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу… Он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта...  М.Горький Это имя –знакомое с детства – Вместе с грамотой впаяно в речь. Надо заново в имя вглядеться, Чтобы заново знать и беречь.

Пушкин

был первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу… Он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта...

М.Горький

Это имя –знакомое с детства –

Вместе с грамотой впаяно в речь.

Надо заново в имя вглядеться,

Чтобы заново знать и беречь.

 Уже в детстве Пушкин имел возможность приобщиться к литературе: в московском доме Пушкиных бывали известные литераторы разных поколений (Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков и другие известные поэты и писатели). Восторженным поэтом-любителем был дядя Александра Сергеевича - Василий Львович.

Уже в детстве Пушкин имел возможность приобщиться к литературе: в московском доме Пушкиных бывали известные литераторы разных поколений (Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков и другие известные поэты и писатели).

Восторженным поэтом-любителем был дядя Александра Сергеевича - Василий Львович.

 Пушкинские сказки - это чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта. П. Бажов

Пушкинские сказки - это чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта.

П. Бажов

Цель нашей работы – раскрыть значение терминов « добро »  и « зло »  на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Цель нашей работы раскрыть значение терминов « добро » и « зло » на примере сказки.

Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Цитатный план «Царь с царицею простился..» «Царь женился на другой..» «Но царевна молодая тихомолком расцветая..» «А царевна все ж милее..» «Вот Чернавка в лес пошла..»

Цитатный план

«Царь с царицею простился..»

«Царь женился на другой..»

«Но царевна молодая тихомолком расцветая..»

«А царевна все ж милее..»

«Вот Чернавка в лес пошла..»

А.С.Пушкин Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

А.С.Пушкин

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

Лето 1831 года А.С.Пушкин и В.А. Жуковский проводили  в Царском селе. Там они решили устроить «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Жуковский впоследствии написал «Сказку о спящей царевне» , а Пушкин «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях»

Лето 1831 года А.С.Пушкин и В.А. Жуковский проводили

в Царском селе. Там они решили устроить «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной.

Жуковский впоследствии написал

«Сказку о спящей царевне» ,

а Пушкин «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях»

Прочитаем сказку Царь с царицею простился В путь-дорогу снарядился…

Прочитаем сказку

Царь с царицею простился

В путь-дорогу снарядился…

«В сказках Добро всегда побеждает Зло». Что же это такое – Добро и Зло ?

«В сказках Добро всегда побеждает Зло». Что же это такое – Добро и Зло ?

Добро -это то, что хорошо,  полезно , нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье. Школьный философский словарь

Добро -это то, что хорошо,

полезно , нужно человеку,

с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

Школьный философский словарь

Зло  всегда имеет отрицательный смысл  и обозначает плохое , влекущее за собой беды ,  страдания , горе , несчастье . Школьный философский словарь

Зло всегда имеет отрицательный смысл

и обозначает плохое , влекущее за собой беды ,

страдания , горе , несчастье .

Школьный философский словарь

 контрольный вопрос: Как А.С.Пушкин показывает добро  и  зло  в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях?

контрольный вопрос:

Как А.С.Пушкин показывает добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях?

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным (фольклорным) сказкам. А в народных сказках все герои делятся на положительных (добрых) и отрицательных (злых)

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным (фольклорным) сказкам. А в народных сказках все герои делятся на положительных (добрых) и отрицательных (злых)

Злые Добрые  Иван-царевич Баба-Яга Кощей Бессмертный Чудо-Юдо Иван – крестьянский сын Царевна-лягушка

Злые

Добрые

Иван-царевич

Баба-Яга

Кощей Бессмертный

Чудо-Юдо

Иван – крестьянский сын

Царевна-лягушка

Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? В каких героях заключается наиболее яркая характеристика Добра и Зла ?

Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить

положительных и отрицательных героев в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?

В каких героях заключается наиболее яркая характеристика Добра и Зла ?

КАКАЯ? ЦАРЕВНА ЦАРИЦА Злая хитроумная Гордая милая кроткая своенравная ломливая трудолюбивая ревнивая завистливая добрая скромная

КАКАЯ?

ЦАРЕВНА

ЦАРИЦА

Злая

хитроумная

Гордая

милая

кроткая

своенравная

ломливая

трудолюбивая

ревнивая

завистливая

добрая

скромная

Царица Царевна Внешность Высока  Стройна  Бела Белолица  Черноброва  Поведение, характер Горда  Ломлива  Своенравна  Ревнива  Злая Красавица-душа  Милая  Приветливая Цветовая гамма  Черны (зависть) Белый  Красный  Румяный

Царица

Царевна

Внешность

Высока Стройна Бела

Белолица Черноброва

Поведение, характер

Горда Ломлива Своенравна Ревнива Злая

Красавица-душа Милая Приветливая

Цветовая гамма

Черны (зависть)

Белый Красный Румяный

- Как вы думаете, почему царица решила погубить царевну? - О какой черте характера это говорит? Прочитайте, как автор описывает царевну. - С чем её сравнивает Пушкин?  - Как автор противопоставляет царицу другим героям? - Как царевна набрела на терем богатырей?  - Как произошла первая встреча царевны с богатырями? Прочитайте.  - Как вы думаете, почему царевна не сразу вышла к богатырям?  - Как царевне жилось у богатырей?  - Как они к ней относились? Найдите в тексте и прочитайте.  - Что означают слова « не прекословит, не перечат»?

- Как вы думаете, почему царица решила погубить царевну?

- О какой черте характера это говорит?

  • Прочитайте, как автор описывает царевну.

- С чем её сравнивает Пушкин? - Как автор противопоставляет царицу другим героям?

- Как царевна набрела на терем богатырей? - Как произошла первая встреча царевны с богатырями? Прочитайте. - Как вы думаете, почему царевна не сразу вышла к богатырям? - Как царевне жилось у богатырей?

- Как они к ней относились? Найдите в тексте и прочитайте. - Что означают слова « не прекословит, не перечат»?

Почему царевна отказала богатырям, когда они пришли к ней свататься?  О каком качестве характера это говорит?  - Что придумала злая царица, чтобы погубить царевну?  - Как Соколко защищал царевну?  - Почему Пушкин называет черницу « старушонкой», а царевна – бабушкой? - Что случилось после того, как царевна взяла яблоко?  - Как отнеслись к этому событию богатыри?  - Как Елисей искал свою невесту? -К кому он обращался за помощью? Кто ему помог отыскать царевну?  - Какую печальную весть сообщил ветер королевичу? - Чем заканчивается сказка?  - Хорошо или плохо заканчивается сказка?
  • Почему царевна отказала богатырям, когда они пришли к ней свататься?
  • О каком качестве характера это говорит? - Что придумала злая царица, чтобы погубить царевну? - Как Соколко защищал царевну? - Почему Пушкин называет черницу « старушонкой»,

а царевна – бабушкой?

- Что случилось после того, как царевна взяла яблоко? - Как отнеслись к этому событию богатыри? - Как Елисей искал свою невесту?

-К кому он обращался за помощью? Кто ему помог отыскать царевну? - Какую печальную весть сообщил ветер королевичу?

- Чем заканчивается сказка? - Хорошо или плохо заканчивается сказка?

Анализируем фрагменты текста  отрывков «Царица и зеркало» …  Что вы можете сказать о Царице?

Анализируем фрагменты текста

отрывков «Царица и зеркало»

Что вы можете сказать о Царице?

ЧИТАЕМ ОТРЫВОК « Но царевна молодая …» С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась– и расцвела»?

ЧИТАЕМ ОТРЫВОК « Но царевна молодая …»

С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась– и расцвела»?

ЧИТАЕМ ОТРЫВОК : «Но невеста молодая / До зари в лесу блуждая…» Почему царевна решила, что в тереме «люди добрые живут»? Что сделала героиня в доме? Как это характеризует царевну? Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?

ЧИТАЕМ ОТРЫВОК : «Но невеста молодая / До зари в лесу блуждая…»

Почему царевна решила, что в тереме «люди добрые живут»?

Что сделала героиня в доме?

Как это характеризует царевну?

Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?

Выразительное чтение и анализ эпизода  «Раз царевна молодая…» Кто приходит к царевне с целью погубить ее? На чьей стороне Соколко? Почему? Получается, что Зло победило? Кто помогает царевичу Елисею?

Выразительное чтение и анализ эпизода

«Раз царевна молодая…»

Кто приходит к царевне с целью погубить ее?

На чьей стороне Соколко? Почему?

Получается, что Зло победило?

Кто помогает царевичу Елисею?

Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор: - от слов «За невестою своей…» до слов «Или след её заметил»; - от слов «Тёмной ночки Елисей…» до слов «Не печалься же, прощай»; - от слов «Елисей, не унывая…» до слов «В том гробу твоя невеста». Домашнее задание:
  • Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:

- от слов «За невестою своей…» до слов «Или след её заметил»;

- от слов «Тёмной ночки Елисей…» до слов «Не печалься же, прощай»;

- от слов «Елисей, не унывая…» до слов «В том гробу твоя невеста».

Домашнее задание:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!