СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения русская народная сказка "Марья и ведьмы" 4 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения русская народная сказка "Марья и ведьмы" 4 класс»

Русская народная сказка «Марья и ведьмы»

Русская народная сказка «Марья и ведьмы»

Русская народная сказка  На этом уроке мы узнаем о некоторых обрядах и верованиях наших предков, выясним значения новых слов, прочтём русскую сказку «Марья и ведьмы» и разберём её.

Русская народная сказка

На этом уроке мы узнаем о некоторых обрядах и верованиях наших предков, выясним значения новых слов, прочтём русскую сказку «Марья и ведьмы» и разберём её.

Сказ­ка, ко­то­рую мы се­год­ня про­чтём, сло­же­на рус­ским на­ро­дом, т. е.  рус­ская на­род­ная.  На­зы­ва­ет­ся она  «Марья и ведь­мы» . По на­зва­нию сказ­ки слож­но пред­по­ло­жить, о чём она будет, но в этом нам по­мо­гут снос­ки-по­яс­не­ния: Зелье  – ядо­ви­тый или ле­чеб­ный на­пи­ток из на­стоя на тра­вах (рис. 1). Рис.1. Зелье 
  • Сказ­ка, ко­то­рую мы се­год­ня про­чтём, сло­же­на рус­ским на­ро­дом, т. е.  рус­ская на­род­ная.  На­зы­ва­ет­ся она  «Марья и ведь­мы» . По на­зва­нию сказ­ки слож­но пред­по­ло­жить, о чём она будет, но в этом нам по­мо­гут снос­ки-по­яс­не­ния:
  • Зелье  – ядо­ви­тый или ле­чеб­ный на­пи­ток из на­стоя на тра­вах (рис. 1).

Рис.1. Зелье 

Ку­паль­ная ночь.  В конце июня, в самый длин­ный день и самую ко­рот­кую ночь, справ­ля­ли лет­ний празд­ник  Ивана Ку­па­лы . Улицы, лес­ные по­ля­ны, бе­ре­га рек огла­ша­лись ве­се­лы­ми пес­ня­ми и звон­кой игрой на дуд­ках, осве­ща­лись яр­ки­ми ко­стра­ми. Все, от мала до ве­ли­ка, при­ни­ма­ли уча­стие в этом празд­ни­ке (рис. 2). В одной из ку­паль­ных песен пе­лось: Кто не вый­дет на ку­паль­ню, Тот будет пень-ко­ло­да. А кто пой­дёт на ку­паль­ню, Тот бел-бе­рё­за.
  • Ку­паль­ная ночь. 
  • В конце июня, в самый длин­ный день и самую ко­рот­кую ночь, справ­ля­ли лет­ний празд­ник  Ивана Ку­па­лы . Улицы, лес­ные по­ля­ны, бе­ре­га рек огла­ша­лись ве­се­лы­ми пес­ня­ми и звон­кой игрой на дуд­ках, осве­ща­лись яр­ки­ми ко­стра­ми. Все, от мала до ве­ли­ка, при­ни­ма­ли уча­стие в этом празд­ни­ке (рис. 2).

В одной из ку­паль­ных песен пе­лось:

Кто не вый­дет на ку­паль­ню,

Тот будет пень-ко­ло­да.

А кто пой­дёт на ку­паль­ню,

Тот бел-бе­рё­за.

Бу­рьян   за­рос­ли вы­со­кой сор­ной травы (рис. 3). Ко­ло­да   ко­рот­кое тол­стое де­ре­во (рис. 4).
  • Бу­рьян  

за­рос­ли вы­со­кой сор­ной травы (рис. 3).

Ко­ло­да  

ко­рот­кое тол­стое де­ре­во (рис. 4).

Око  - глаз (рис. 5). Тра­ди­ция – это слово имеет несколь­ко зна­че­ний: То, что пе­ре­шло от од­но­го по­ко­ле­ния к дру­го­му, что уна­сле­до­ва­но от пред­ше­ству­ю­щих по­ко­ле­ний (на­при­мер: идеи, взгля­ды, вкусы, образ дей­ствий, обы­чаи). Обы­чай, уста­но­вив­ший­ся по­ря­док в по­ве­де­нии, в быту.
  • Око  - глаз (рис. 5).

Тра­ди­ция – это слово имеет несколь­ко зна­че­ний:

То, что пе­ре­шло от од­но­го по­ко­ле­ния к дру­го­му, что уна­сле­до­ва­но от пред­ше­ству­ю­щих по­ко­ле­ний (на­при­мер: идеи, взгля­ды, вкусы, образ дей­ствий, обы­чаи).

Обы­чай, уста­но­вив­ший­ся по­ря­док в по­ве­де­нии, в быту.

Да­вай­те про­слушаем  сказ­ку «Марья и ведь­мы» , пред­ста­вим себе её ге­ро­ев.

Да­вай­те про­слушаем  сказ­ку «Марья и ведь­мы» , пред­ста­вим себе её ге­ро­ев.

1. Да­вай­те раз­бе­рём и оха­рак­те­ри­зу­ем про­чи­тан­ный текст. Мы можем с уве­рен­но­стью ска­зать, что это сказ­ка, по­то­му что… во-пер­вых, есть зачин – «жи­ла-бы­ла», во-вто­рых, есть ска­зоч­ные пер­со­на­жи – ведь­мы. 2. Всего в сказ­ке несколь­ко дей­ству­ю­щих лиц: Марья, ведь­мы и де­вуш­ки. 3. Из сказ­ки мы узна­ли, что тра­ди­ци­ей на Ивана Ку­па­лу было… хо­дить в поле и в лес ис­кать це­леб­ные травы и цветы, за­па­сать их на весь год. 4. Травы со­би­ра­ли имен­но в этот день, по­то­му что счи­та­лось, что толь­ко со­рван­ные в эту ночь они имеют ле­чеб­ную силу.

1. Да­вай­те раз­бе­рём и оха­рак­те­ри­зу­ем про­чи­тан­ный текст. Мы можем с уве­рен­но­стью ска­зать, что это сказ­ка, по­то­му что…

  • во-пер­вых, есть зачин – «жи­ла-бы­ла»,
  • во-вто­рых, есть ска­зоч­ные пер­со­на­жи – ведь­мы.

2. Всего в сказ­ке несколь­ко дей­ству­ю­щих лиц:

  • Марья, ведь­мы и де­вуш­ки.

3. Из сказ­ки мы узна­ли, что тра­ди­ци­ей на Ивана Ку­па­лу было…

  • хо­дить в поле и в лес ис­кать це­леб­ные травы и цветы, за­па­сать их на весь год.

4. Травы со­би­ра­ли имен­но в этот день, по­то­му что счи­та­лось,

  • что толь­ко со­рван­ные в эту ночь они имеют ле­чеб­ную силу.
5. Вспом­ним, как Марья на­бре­ла на неве­до­мый двор: «Бро­ди­ла-хо­ди­ла Марья, де­ву­шек кли­ка­ла-зва­ла и зашла на неве­до­мый двор. Во дворе в бу­рьяне волки воют, на дубах фи­ли­ны ухают. А в сто­роне на вы­со­кой горе огонь горит. Пошла Марья на гору и видит – у огня ведь­мы сидят, на неё косо гля­дят». 6. Чу­ров­ни­ца была по­сла­на за Ма­рьей не про­сто так, а с осо­бым за­да­ни­ем: «На­ду­ма­ли ведь­мы вы­сле­дить, какие такие травы и ко­ре­нья Марья со­би­ра­ет на ле­чеб­ные зелья, да по­вы­топ­тать их. От­пу­сти­ли Марью, до­ро­гу ей по­ка­за­ли, а по её сле­дам пу­сти­ли самую лютую, злую ведь­му Чу­ров­ни­цу. Вот ведь­ма по её сле­дам и пошла. Идёт, пря­чет­ся то за тем, то за сем, то за тол­стым сно­пом, то за оси­но­вым ство­лом».

5. Вспом­ним, как Марья на­бре­ла на неве­до­мый двор:

  • «Бро­ди­ла-хо­ди­ла Марья, де­ву­шек кли­ка­ла-зва­ла и зашла на неве­до­мый двор. Во дворе в бу­рьяне волки воют, на дубах фи­ли­ны ухают. А в сто­роне на вы­со­кой горе огонь горит. Пошла Марья на гору и видит – у огня ведь­мы сидят, на неё косо гля­дят».

6. Чу­ров­ни­ца была по­сла­на за Ма­рьей не про­сто так, а с осо­бым за­да­ни­ем:

  • «На­ду­ма­ли ведь­мы вы­сле­дить, какие такие травы и ко­ре­нья Марья со­би­ра­ет на ле­чеб­ные зелья, да по­вы­топ­тать их. От­пу­сти­ли Марью, до­ро­гу ей по­ка­за­ли, а по её сле­дам пу­сти­ли самую лютую, злую ведь­му Чу­ров­ни­цу. Вот ведь­ма по её сле­дам и пошла. Идёт, пря­чет­ся то за тем, то за сем, то за тол­стым сно­пом, то за оси­но­вым ство­лом».
7. Но всё же де­вуш­ки смог­ли по­бе­дить злой дух ведь­мы: «За­кри­ча­ли де­вуш­ки: – Ой, чур, чур, ведь­ма! Ой, чур, чур, Чу­ров­ни­ца! Уходи! 8. Вста­ли де­вуш­ки во­круг Марьи, за­мкну­ли круг и не пус­ка­ют ведь­му, от­би­ва­ют­ся, кри­чат: Ка­тись, ведь­ма, За мхи, за бо­ло­та, За гни­лые ко­ло­ды, Где люди не бы­ва­ют, Со­ба­ки не лают, Пе­ту­хи не поют, Тебе там и место! Со­всем вы­би­лась из сил ведь­ма, не может одо­леть де­ву­шек, не может в круг войти. От зло­сти в козу обо­ро­ти­лась. По­лез­ла на дуб да сва­ли­лась, за­би­лась – на пень боком, на сук оком. Не стало ведь­мы Чу­ров­ни­цы.»

7. Но всё же де­вуш­ки смог­ли по­бе­дить злой дух ведь­мы:

  • «За­кри­ча­ли де­вуш­ки:
  • – Ой, чур, чур, ведь­ма! Ой, чур, чур, Чу­ров­ни­ца! Уходи!

8. Вста­ли де­вуш­ки во­круг Марьи, за­мкну­ли круг и не пус­ка­ют ведь­му, от­би­ва­ют­ся, кри­чат:

  • Ка­тись, ведь­ма,
  • За мхи, за бо­ло­та,
  • За гни­лые ко­ло­ды,
  • Где люди не бы­ва­ют,
  • Со­ба­ки не лают,
  • Пе­ту­хи не поют,
  • Тебе там и место!
  • Со­всем вы­би­лась из сил ведь­ма, не может одо­леть де­ву­шек, не может в круг войти. От зло­сти в козу обо­ро­ти­лась. По­лез­ла на дуб да сва­ли­лась, за­би­лась – на пень боком, на сук оком. Не стало ведь­мы Чу­ров­ни­цы.»
9. Эта сказ­ка от­ли­ча­ет­ся от тех, что мы раз­би­ра­ли на преды­ду­щих уро­ках. В этой сказ­ке есть пре­вра­ще­ние, вол­шеб­ство, зна­чит, эта сказ­ка… вол­шеб­ная. 10. Да­вай­те раз­де­лим её на части и оза­гла­вим каж­дую, т. е. со­ста­вим сло­вес­ный план к сказ­ке: План к р.н.с. «Марья и ведьмы» 1) «Кол­дун­ный» день. 2) Встре­ча Марьи с ведь­ма­ми. 3) Де­вуш­ки по­бе­ди­ли Чу­ров­ни­цу.

9. Эта сказ­ка от­ли­ча­ет­ся от тех, что мы раз­би­ра­ли на преды­ду­щих уро­ках. В этой сказ­ке есть пре­вра­ще­ние, вол­шеб­ство, зна­чит, эта сказ­ка…

  • вол­шеб­ная.

10. Да­вай­те раз­де­лим её на части и оза­гла­вим каж­дую, т. е. со­ста­вим сло­вес­ный план к сказ­ке:

План к р.н.с. «Марья и ведьмы»

1) «Кол­дун­ный» день.

2) Встре­ча Марьи с ведь­ма­ми.

3) Де­вуш­ки по­бе­ди­ли Чу­ров­ни­цу.

До­маш­нее за­да­ние у.с.12-15, вы­ра­з.чтение, пе­ре­сказ по плану в раб.тетр., ил­лю­стр. к сказ­ке в раб.тетр. https:// interneturok.ru/lesson/chtenie/4-klass/chto-za-prelest-eti-skazki/russkaya-narodnaya-skazka-marya-i-vedmy

До­маш­нее за­да­ние

у.с.12-15, вы­ра­з.чтение, пе­ре­сказ по плану в раб.тетр., ил­лю­стр. к сказ­ке в раб.тетр.

https:// interneturok.ru/lesson/chtenie/4-klass/chto-za-prelest-eti-skazki/russkaya-narodnaya-skazka-marya-i-vedmy


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!