Урок математики в 4Б классе.
Учитель Шепелина Виктория Васильевна
Программа: ПНШ
Тема: Уравнение. Корень уравнения.
Цели: Знать понятие «корень уравнения».
Уметь: среди данных записей выбирать уравнения;
находить корни сложных уравнений;
определять корень уравнения методом подбора
показать необходимость производить проверку найденных
решений в уравнениях;
2) закреплять умения решать задачи при помощи уравнений;
3) развивать вычислительные навыки, мышление;
4) воспитывать трудолюбие, самостоятельность.
Оборудование: - таблицы с математическими выражениями;
- карточки с уравнениями;
Ход урока.
Орг. момент.
- Сегодня на уроке нам придется много потрудиться. Мы вместе справимся с любыми трудностями. Успеем все сделать, все решить.
Минутка чистописания.
100, 102, 204, 206, 412, 414…
- Какая здесь закономерность?
- Продолжите ряд чисел.
Устный счет.
Устные задачи
Самое высокое дерево в мире – австралийский эвкалипт. Его высота 152 метра. Второе место принадлежит хвойному дереву – дуглассии, которое ниже эвкалипта на 34 метра. Какова высота дуглассии?
Кенгуру, почувствовав опасность, преодолевает расстояние в 720 метров за 120 прыжков. Какова длина прыжка?
Из 1 кг макулатуры можно изготовить 25 школьных тетрадей. Сколько тетрадей получится из 100 кг макулатуры? Из 1 тонны?
Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько необходимо для одного человека. Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечить кислородом город в котором 250 000 человек?
В комнате горело 7 свечей. Шел мимо человек и затушил 2 из них. Сколько свечей осталось?
Тройка лошадей пробежала 60 км. Сколько пробежала каждая лошадь?
Математический диктант
(ответы отмечают на числовом луче)
5 увеличить в 10 раз (50,Н);
На сколько 200 больше, чем 140 (60,Е);
350 уменьшить в 10 раз (35,Н);
Первый множитель -9, второй -5. Найди значение произведения (45,Е);
Во сколько раз надо увеличить 11, чтобы значение произведения было равно 55 (5,У);
1\2 числа 30 (15,Р);
180:9 (20,А);
5 увеличить в 5 раз (25,В);
100 уменьшить на 45 (55,И).
- Какое слово получилось? (уравнение)
- Над какой темой сегодня мы на уроке будем работать? Уравнения. Решать уравнения, проверять корни уравнений и решать задачи с помощью уравнений.
Работа над темой урока.
У.с.92 №298
Давайте вспомним, что мы знаем об уравнениях.
- Что такое уравнение? (Это математическое равенство с одной или несколькими неизвестными величинами)
- Что значит решить уравнение? (Найти корень)
- Что такое корень уравнения? (Это искомое число, при подстановке которого в уравнение получается верное равенство)
Вспомним название компонентов (ответы)
Посмотрите на доску:
D + 64 = 92 500 - b = 150 640 : D = 80 (Х + 29) – 48 = 90
Z – 70 = 210 Z : 30 = 600 Z х 2 = 260
- Все ли уравнения записанные на доске, одинаковые по сложности? (нет)
- На какие группы можно разделить уравнения? (простые и сложные)
-Как отличить простое уравнение от сложного? (в простом уравнении выполняется одно действие, а в сложном – несколько)
– Какие уравнения уже умеете решать? (простые)
- Вспомним алгоритм решения простых уравнений
- Определить неизвестный компонент действий;
- применить правило его нахождения;
- выполнить действие и получить ответ;
- сделать проверку
- Решите одно уравнение по выбору, а сосед по парте проверит (работа в парах)
-Какие знания вам помогли выполнить задание?
- Как узнать, верно ли найдены корни уравнений?
(Учащиеся делают вывод)
Физминутка. - включаю
- Рассмотрите данное уравнение. Какое оно? (сложное)
(Х + 29) – 48 = 90
- Какие есть предположения, как решать это уравнение? (нужен алгоритм решения этого уравнения)
Составление плана решения уравнения:
1. Расставим порядок действий. Если бы это был пример, с чего бы вы начали его решение?
(х + 29) – 48 = 90
1 2
2. Установим название компонентов по последнему действию. Где находится неизвестное число?
(х + 29) – 48 = 90
3. Вырази чему равен неизвестный компонент?
Х + 29 = 90 + 48 – такое уравнение мы умеем решать?
Х + 29 = 138 – получили простое уравнение.
Х = 138 – 29
Х = 109
(109 + 29) – 48 = 90
1 2
90 = 90
Повторим алгоритм решения уравнений:
1. Расстановка порядка действий.
2. Установление названия компонентов по последнему действию.
3. Вспомнить правило нахождение неизвестного компонента.
4. Найти корень уравнения.
4. Сделать проверку (порядок действий).
Первичное закрепление (у доски с проговариванием)
140 – (а + 25) = 40 а + 25 = 140 – 40 а + 25 = 100 а = 100 – 25 а = 75 _________________ 140 – (75 + 25) = 40 40 = 40 | ( 2 х Х) : 30 = 5 (2 х Х) = 5 х 30 2 х Х = 150 х = 150 : 2 х = 75 _______________ (2 х 75) : 30 = 5 5 = 5 |
работа по группам
КАРТОЧКА с уравнением, у каждой группы свое уравнение.
Проверка на экране
Повторение пройденного
1)Решение задачи алгебраическим способом Т. с.71 №134
-Прочитайте задачу.
-Что известно?
-Что надо найти?
-Решим задачу с помощью уравнения.
8.Итог
-Что показалось легким?
-Что показалось трудным?
-Как выполнять проверку решения уравнений?
Дом.задание:
Т.с.70 №133, У. с.92 №299