«Не смолкнет сердце чуткое Шопена…» 4 класс 20 урок
Цель урока: осознания творчества Ф. Шопена.
Задачи:
Образовательные:
умение самостоятельно применять ранее полученные знания;
сопоставление и сравнение;
умение образно мыслить;
исторические данные;
умение выявлять особенности музыкального языка и стиля композитора.
знакомство с музыкальными произведениями разных жанров: полонез, мазурка.
расширение речевых возможностей о содержании музыки.
вокально-хоровая работа.
Воспитательная:
Развивающая: формирование общеучебных навыков:
учебно-организационных,
учебно-информационных,
учебно-интеллектуальных,
учебно-коммуникативных.
ХОД УРОКА
1. Приветствие
2 слайд.
– Ребята, перед нами портрет великого польского композитора Фридерика Шопена.
– Сколько лет прожил этот композитор? (39)
Короткую но очень яркую, творческую, музыкальную жизнь прожил Фридерик Шопен.
– Как вы думаете для какого инструмента писал свою музыку Ф. Шопен? (Для фортепиано)
Фредерик Шопен родился 22 февраля 1810 года в деревне Желязова Воля в Польше.
3-4 слайд. Мать, Юстина Кржижановская, была полька, отец, Николя Шопен, - француз. Маленький Фредерик рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, а мама хорошо пела и играла на фортепиано. Еще не умея говорить, ребенок начинал громко плакать, как только слышал игру отца или пение матери. Родители полагали, что Фредерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро они убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры.
5 слайд (прочитать стихотворение)
– И я надеюсь что мы с вами сегодня услышим на уроке эти чувства и эмоции.
6 слайд. (Хронология жизни).
1818 – сколько лет Фридерику? (8)
– А кто еще из композиторов рано начал писать музыку и выступать с концертами? (Моцарт, Прокофьев).
1831 – переехав в Париж, половину своей жизни проведет в дали от родины.
Слайды – 6, 7, 8, 9
Сердце: Он завещал похоронить свое тело в Париже а сердце в Варшаве. Т.к. любил свою родину.
Слайд 10 – Перед вами портрет Ф. Шопена работы французского художника-романтика (стиль романтизм) 19 века Эжена Делакруа.
Ныне фортепианные произведения Ф. Шопена включены в репертуар множества пианистов. Часто записи его произведений фигурируют в каталогах крупнейших звукозаписывающих компаний. С 1927 года и поныне в городе Варшава проводят Международный конкурс пианистов им. Шопена.
Цитаты. Слайд 11. (зачитать).
В 19 веке была борьба за освободительные движения в Европе. Маленькие страны хотели быть независимыми. Шопен писал музыку основываясь на Польской народной музыке, народных танцах.
Полонез (танец-шествие). В переводе – Польский. Слайд №12.
Полонезом обычно начинали или заканчивали балы.
Слушание. Полонез ля мажор.
– Какими словами вы опишете этот танец? (гордость, величественность, торжественный, гордость за Родину).
Мазурка. Слайд № 14.
Слушание. Мазурка № 1. Си бемоль мажор.
Торжественно и громко первый такт звучит,
И сразу и пара с парой соревнуясь,
По залу с лёгкостью вперёд летит,
Рука с рукой соприкасаясь.
– Шопен очень любил свою родину и мы это отчетливо видим в его музыке. А как вы относитесь к своей родине? ….
О родине можно петь по-разному – Торжественно как в … (полонезе), просто как в… (мазурке), а мы с вами споем лирично.
Пение песни хором «У моей России длинные косички».
Слайд 14 – Посмотрите на экран - Кто из них Шопен?
4. Задание на доске:
Слайд 15 К каким странам относятся эти танцы?
Полька – Чехия.
Трепак – Россия.
Полонез – Польша.
Чардаш – Венгрия.
Гопак – Украина.
Мазурка – Польша.
Слайд 16 Стихотворение Ашота Гарши
5. Итог
– Что можем сказать о Шопене, что для него важно? (Родина).
6. Рефлексия
– Что получилось на уроке, что вам понравилось, что для вас было сложно?
В своих произведениях Шопен создал образ гордой, независимой, блестящей и величественной Польши.
Возможно, кто-то из вас тоже прославит нашу страну, если будет стремиться и достигать поставленной цели.
Д/З : На следующем уроке мы будем с вами говорить о другом замечательном композиторе - Л. В. Бетховене. Почитайте, поищите интересные факты о его жизни и творчестве.
Спасибо за урок.