СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания 11 класс "Формы и разновидности культуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы и разновидности культуры

 

                                            Эпиграф: «Жизнь коротка—искусство вечно»

                                                                                                           Гиппократ

                                            (кадр из фильма 1+1 (32.20– 33.16)

 

ЗАДАЧИ УРОКА:

1.Раскрыть особенности различных форм и разновидностей культуры.

2. Выявить элементы   народной, элитарной и массовой культур.

3.Выявить  общие черты и различия этих  форм культуры.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УРОКА:

Элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура, контркультура.

 С понятие "культура" и с основными формами культуры вы уже знакомы: это материальная и духовная культура.

Формы и разновидности культуры

 

                                            Эпиграф: «Жизнь коротка—искусство вечно»

                                                                                                           Гиппократ

                                            (кадр из фильма 1+1 (32.20– 33.16)

 

ЗАДАЧИ УРОКА:

1.Раскрыть особенности различных форм и разновидностей культуры.

2. Выявить элементы   народной, элитарной и массовой культур.

3.Выявить  общие черты и различия этих  форм культуры.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УРОКА:

Элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура, контркультура.

 С понятие "культура" и с основными формами культуры вы уже знакомы: это материальная и духовная культура.

Просмотр содержимого документа
«урок обществознания 11 класс "Формы и разновидности культуры"»


Формы и разновидности культуры


Эпиграф: «Жизнь коротка—искусство вечно»

Гиппократ

(кадр из фильма 1+1 (32.20– 33.16)


ЗАДАЧИ УРОКА:

1.Раскрыть особенности различных форм и разновидностей культуры.

2. Выявить элементы народной, элитарной и массовой культур.

3.Выявить общие черты и различия этих форм культуры.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УРОКА:

Элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура, контркультура.

 С понятие "культура" и с основными формами культуры вы уже знакомы: это материальная и духовная культура.

Слайд №2

Давайте с вами вспомним, первоначальное значение понятия культура (в переводе лат. cultura – возделывание почвы, обрабатывание, возделывание)

Понятие культура

В широком смысле Всё, что создаётся или преобразуется человеком («вторая природа»)

 Все достижения человечества в области духовной и материальной жизни

В узком смысле - Творчес­кую деятельность, связанную с искусством.


Слайд №3

Выделяют две основные сферы существования и развития культуры: материальная и духовная

Материальная культурасовокупность физических объектов, созданных человеческими руками. Результат – вещи (артефакты) - что-либо появившееся искусственным путем, что не могло бы возникнуть естественным образом. Артефакты — это уникальные, существующие в единственном экземпляре, предметы (оружие, доспехи, предметы одежды или драгоценности), обладающие индивидуальными характеристиками.

Духовная культура – процесс духовного творчества и его результаты: научные открытия, религиозные и нравственные ценности, произведения искусства и т. д.

Существует еще одна классификация форм культуры.

Слайд №4

Выделяют 3 формы:

- народную,

-элитарную (фр. elite – лучшее, избранное, салонная, изысканная)

- массовую (поп –культуру)

Слайд №5

Народная культура

Характерные черты (признаки):

1. Создаётся анонимными творцами.

2. Развивается как коллективное творчество на основе преемственности и традиций.

3. По происхождению является любительской, создаётся творцами не имеющими профессиональной

Подготовки.

4. Сохраняет присущие каждому народу характерные черты.

Что относится (примеры): Эпос, былины, предания, сказки, песни, ремесла, обряды, обычай, танцы

Слайд №6 (фото и музыка)

Слайд №7

Элитарная культура

Характерные черты (признаки):

1.Создаётся привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами.

2. Произведения рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей

3. Сложна по содержанию и трудна для неподготовленного восприятия.

4. Не носит коммерческого характера, её девиз –«искусство для искусства»

5. Элитарные произведения, получив признание, могут принести их создателям известность и солидный

доход.

Что относится (примеры): Классические живопись, скульптура, архитектура, музыка, литература, иконопись и т.п.

Слайд №8 ( картины и музыка, кадры из фильма «Сталкер» )

Картина "Герника" П.Пикассо

Во время гражданской войны в Испании фашисты подвергли садисткой бомбардировке город Гернику. В своей картине П. Пикасо показал зверское лицо войны, отражение той страшной действительности в абстрактных формах.







Давайте внимательно рассмотрим картину великого художника.

Рядом с матерью, держащей на руках мертвого ребенка с запрокинутой головой, - бык с выражением мрачного равнодушия. Все кругом гибнет, только бык возвышается над поверженными, вперяя перед собой неподвижный, тупой взгляд. Это контраст страдания и равнодушия, в правой части картины(рядом с мужчиной, выбросившим руки вверх) два человеческих лица - встревоженных, напряженных, но с чертами неискаженными, прекрасными и полными решимости. В подполье стремительно врывается откуда-то сверху, как будто из другого мира, женщина с профилем античной богини. В выброшенной вперед руке она держит горящий светильник, рот ее тоже широко открыт в крике, но уже некому его услышать. «Герника» страшное обвинение фашизму и режиму генерала Франко.

В июне 1937 года "Герника" была выставлена в испанском павильоне на Всемирной выставке в Париже, и толпы народа сразу же устремились сюда. Однако то, что предстало их глазам, смутило многих и вызвало самые различные споры. Огромная, 3,5 м высотой и 7,8 м шириной, она была написана маслом в черно-белом стиле в течение одного месяца. Однажды нацистский офицер, увидев на столе фотографию "Герники", спросил П. Пикасо: "Это вы сделали?". "Нет" - ответил художник - "это сделали вы".

Слайд №9

Массовая культура

Характерные черты (признаки):

1.Понятна и доступна всем слоям общества.

2. Ее распространению способствуют средства массовой информации.

3. Удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому

быстро теряет актуальность, устаревает.

3. Ориентирована на усреднённый уровень развития потребителей. 6. Носит коммерческий характер

7. Неотъемлемой частью массовой культуры является реклама.

8. Массовую культуру называют развлекательным искусством, искусством

Что относится (примеры): Кино, эстрада, радио, китч ((нем. Kitsch — халтура, безвкусица, «дешевка») — одно из явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов.  

Слайд №10 (Примеры массового искусства)

Слайд №11 Выполним задание. Найдем общие черты и различия массовой и народной культуры:

Общие черты массовой и народной культуры:

- Рассчитаны на широкую аудиторию

-Образы, в основном, понятны и доступны широкой аудитории

Различия между массовой и народной культурами:

-массовая культура, как правило, имеет под собой коммерческую основу.

-массовая культура в сравнении с народной —всегда авторская.

Слайд №12. Выполним задание. Найдем общие черты и различия народной и элитарной культуры :

Общие черты народной и элитарной культуры:

-Не преследуют коммерческих целей

-Возникли раньше, чем массовая форма культуры

Различия между и народной и элитарной культурами

- В отличие от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. 

Массовая и элитарная культуры не враждебны друг к другу. Идеи элитарного искусства через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень.

 У  В.С. Высоцкого читаем:

Чистоту, простоту мы у древних берем,

саги, сказки из прошлого тащим

потому, что добро остается добром

в прошлом, будущем и настоящем.

Сохраняет ли, на ваш взгляд, народная культура свое влияние на культуру современного общества? Свой вывод обоснуйте.

Сравните точки зрения на влияние тиражирования на художественную ценность произведения искусства.

«Тиражирование лишает искусство его ауры; оно становится повседневностью, неразличимым фоном жизни, а его восприятие — обыденным действием».

«Знакомство с тиражированными творениями культуры не исключает глубокого проникновения в уникальную сущность оригинала».

Какая из позиций представляется вам более убедительной? Почему?

Приведите примеры произведений высокого искусства, широко распространившихся благодаря массовому тиражированию. (Фильмы Феллини, Тарковского, Куросавы, картины П. Пикассо, С.Дали, Малевича, М.Шагала, музыка Шнитке, Дюваля, балетное и оперное искусство, виртуальное путешествие по музеям мира - мы можем смотреть по телевидению и Интернету).

Круг почитателей элитарной культуры – высокообразованные люди – критики, литературоведы, музыканты. Уровень образованности населения страны растет тогда, когда почитателей элитарной культуры становиться больше. Элитарная культура является источником идей, приемов, образов для массовой культуры. Массовая культура не может существовать без подпитки элитарной, а элитарная нуждается в распространении, популяризации и финансировании со стороны массовой. Именно их диалог и взаимодействие и позволяет существовать и развиваться современной культуре.

Слайд №13. В современной социологии выделяются не только формы культуры, но и её два известных типа: субкультура и контркультура.

Мы видим на улице, по телевизору или в интернете молодых людей, которые отличаются от других стилем одежды, прической или поведением.

Субкультура – часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей (доминирующей).

В более узком смысле, термин означает социальные группы людей – носителей субкультуры.
Доминирующая культура-это совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества

Понятие субкультуры объясняется через пояснение доминирующей культуры.

Доминирующая культура-это совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.

Однако, общество распадается на множество групп, постепенно у каждой группы формируется собственная культура.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих большой социальной группе (молодёжная субкультура, субкультура пожилых, субкультура профессиональной группы, преступного мира )
Но если субкультура не просто отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится в конфликте, то следует говорить о контркультуре.
Слайд №14
Молодежная субкультура и её виды. Молодежная субкультура явление сравнительно молодое. Возникло в 50-х годах 20 века, тогда когда появляются неформальные молодежные объединения.

Молодежные субкультуры разделяют на:

- Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы.

- Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, панки, эмо, растаманы.

- Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, байкеры.

- Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, геймеры.

- Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, геймеры.

- Религиозные объединения: сатанисты.

- Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры.

Это разделение условно, потому что почти каждая субкультура имеет свой собственный стиль одежды и стиль музыки которую он слушает, но существует большое количество субкультур принимающих понемногу с некоторых направлений.

Слайд №15

Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур (Хи́ппи от англ.— «модный, стильный»).  Движение сформировалось в Сан-Франциско в середине 60-х гг. XX в. как протест против обывательщины. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали некоторых протестантских церквей. Хиппи с презрением относились к устоявшимся понятиям, критиковали ценности среднего класса и выступали как радикальная оппозиция к применению ядерного оружия, войне во Вьетнаме. Хиппи выражали протест против политических и социальных общепринятых норм, избрав для себя идеологию ненасилия, свободную от доктрин, ратующую за мир, любовь и свободу личности. Хиппи носили длинные волосы, слушали рок-н-ролл, употребляли наркотики (главным образом марихуану, но также гашиш и ЛСД), жили в коммунах, путешествовали автостопом, увлекались медитацией и восточной мистикой и религиями, главным образом дзэн-буддизмом, индуизмом и даосизмом, многие из них были вегетарианцами. Поскольку хиппи часто вплетали цветы в волосы, раздавали цветы прохожим и вставляли их в оружейные дула полицейских и солдат, а также использовали лозунг «Flower Power» («сила», или «власть цветов»), их стали называть «детьми цветов».
В 1970-х годах движение хиппи начало терять популярность. Повзрослев, многие хиппи приняли общественную мораль. Новое поколение бунтарей больше принимало панк-мировоззрение.

Песни «Битлз» и других выдающихся рок-групп были их гимном, а битловское «All you need is love» («Всё, что тебе нужно, - это любовь») - девизом.

Выдержки из книги Г Боровика.



Слайд №16

Растаманы  субкультура, которая зародилась  в среде афро-американцев, потомков чернокожих рабов, включающая в себя систему взглядов, тип поведения и музыкальное направление. Ростманы близки по многим параметрам к хиппи. Растаманы – убежденные пацифисты, особенно протестуют против расизма. Две особенности утвердили всемирный характер раста-движения – марихуана и регги (это направление музыки зародилось в 60-е гг. XX в. на Ямайке). Растаманский быт также предусматривает здоровый образ жизни, запрет на табак и алкоголь, вегетарианство, занятия искусством. Их символы – красно-желто-зеленая шапочка «пацифик», натянутые на косицы-дредлокс («дреды»).

Слайд №17

Панки. Первые панки появились в Великобритании, точнее в Уэльсе, в первой половине 30-х годов. Так называли себя люди, проживавшие в бедных районах городов, как правило, дети угольщиков. Они занимались тем, что пили "индейский самогон" - хуч, курили опиум, нюхали токсические вещества. Средством к существованию был элементарный бандитизм, развлечения - драки, битье стекол. Музыкой панков в 30-е годы был "черный джаз", исполнявшийся неграми. В основе идеологии - анархия и полное отрицание государства и общества. Прошло еще какое-то время, и уже в наши дни значение этого слова снова поменялось. Теперь слово «панк» означает «отбросы», «гнилье», «грязь»  и «подонок». Главный лозунг панков – «Нет будущего!». Философия панков – философия «потерянного поколения». Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест. По политическим пристрастиям панки считаются анархистами. Отсюда их основной символ – стилизованная буква «А». Панков узнают по их внешнему виду – рваные джинсы, ирокезы. Многие панки принимают тяжелые наркотики, в их среде популярно спиртное, употребляют ненормативную лексику. Характерной особенностью является любовь к быстрой и энергичной рок-музыке (панк-рок) и свободе.

Слайд №18

Байкеры(англ. biker, “мотоцикл”) – любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Байкерство берет свое начало с 1949 года, когда бывшие летчики ВВС США создали первый мотоклуб. Внешний вид байкера бандана – головной платок темных тонов, завязанный на пиратский манер на затылке; “косуха” – кожаная куртка с замком наискосок. Символом байкеров является череп. Изображение черепа обычно символизирует бесстрашие перед лицом опасности и смерти. Философия байкерства – это гимн мужественности и братству. Байкеры – в основном металлисты. Соответственна и музыка.

(Звучит аудиозапись группы РАМШТАЙН «Беспечный ангел» (гимн байкеров))

Слайд №19

Рэперы (англ. rap - легкий удар, стук) одна из множества других субкультурных форм, основанных на музыкальных стилях, зародилась в афроамериканской среде в конце 60-х годов в США. В то время многие клубы были закрыты для посещения афроамериканцами, так как в США в то время процветал бытовой расизм. Они организовывали различные дискотеки для молодежи бедных афроамериканских районов. Манера исполнения ("чтение"), внешний вид исполнителей, их действия идут в рэпе от уличной жизни подростков в негритянских кварталах Америки. Любят ярку одежду, удобную, желательно спортивную, обувь. Кепки козырьком набекрень, свободные футболки-сетки, крупные массивные украшения.

Слайд №20

Готы. Встретив на улице группу людей в черных драпировках, с выбеленными лицами и странными украшениями, не стоит пугаться, – это готы. Субкультура похожая на панк-культуру. Поэтому готов принято все-таки считать музыкальным направлением. Готы воспринимают свое движение как протест против массового сознания, безвкусицы и пестроты . В основном готы эстеты, любители красивой одежды, задушевных бесед. Правда, одежда в основном черная, а беседы о смерти. Суть идеологии  готов - смакование боли и страданий. Настоящему готу приятно упиваться своим несчастьем, реальным или надуманным. Они создали свою философию, в которой счастливые представляются ограниченными, а несчастные - свободными. Один из принципов готики гласит, что сегодняшний день может стать последним, потому и прожить его нужно соответ­ственно, то есть максимально депрессивно.

Они увлекаются мистическими практиками и эзотерикой, разговорами с духами. У готов сформировался свой оригинальный стиль грима и маникюра. С помощью грима или пудры лицу придается мертвенно-бледный оттенок, делается черная подводка для глаз, также в черный цвет могут быть подкрашены губы, ногти. Типичная атрибутика, используемая готами — анкх (древнеегипетский символ бессмертия, активно используется после фильма Голод), черепа, кресты, прямые и перевернутые пентаграммы, летучие мыши.

Среди странных привычек - прогулки на кладбищах, встречи в полнолуние в местах мистического значения.

Слайд №21

Эмо. Слово «эмо» происходит от латинско­го emotio — «чувство». Субкультура поклонников эмо носит название эмо-киды. Бесполые темноволосые существа, одетые в черно-розовое, ранимые и депрессивные, испытывающие нехватку любви и понимания. Это некая смесь панка и готов. В отличии от панков слишком опрятны, в отличии от готов чересчур эмоциональны. Молодежь в стиле эмо предпочитает особый стиль, который выделяет их среди других субкультур. Они носят черный цвет в сочетании с розовым, или другим ярким цветом. Разбитое сердце на куртке, косая рваная челка, причитания по поводу жестокости жизни, примерно так можно описать эмо. Многие думают,  что эмо это, тот кто режет себе вены, ходит вечно грустный, говорит что их никто и никогда не понимает. Но это не совсем так! Если говорить об эмо, как  о понятии, то можно сказать, что это не просто направление, а особый образ жизни и мышления людей. Люди эмо живут только эмоциями, независимо от того позитивными они являются или негативными. Для людей этой категории выражение своих чувств через эмоции это не проявление слабости, а вполне естественное состояние. Самое главное для эмо оставаться самим собой, быть искренним. Музыка  эмо - визг, плач, стоны, шепот, срывающийся на крик, тексты о несчастной любви, несправедливости, о жестоком и полном насилия мире. Недруги именуют их «нытики» и «плаксы». 

Слайд №22

Геймеры- люди, играющие в видеоигры, хотя сначала геймерами называли тех, кто играет только в ролевые или военные игры. Несмотря на то, что термин включает в себя людей, не считающих себя полноправными игроками, ими часто называют тех, кто проводит много времени за играми или интересуется ими.

Слайд №23

Слово граффити - итальянское, и изначально значит “нацарапанный”. Впервые граффити появилось в Америке в конце 60-х, как часть уличной культуры. Все началось с простых тэгов (tag – дословно «отметка») в Нью-Йоркском метро, и оставляли эти тэги просто с целью обозначить свое присутствие. Сегодня то же самое происходит и Московском метрополитене. Позже красочные рисунки, различные персонажи из комиксов и мультфильмов слоганы, политические лозунги, строки песен и прочие надписи стали появляться на заброшенных зданиях и опорах мостов. Граффиттеры развивали свое мастерство, объединялись в группировки. Появились и начали развиваться разные стили, возникла целая прослойка общества со своими законами, неписаными правилами, боевыми отрядами. Дело легко доходило до войн, если одни команды «забивали» своими рисунками работы уже созданные другими. Можно сказать, что образовалась субкультура.

Слайд №24

Паркур – это экстремальный вид спорта, основанный на выполнении опасных трюков без всякой страховки. Это и лазание по зданиям, и прыжки с большой высоты. Название parkour пришло из конного спорта и переводится с французского как «полоса препятствий» Сами паркурщики считают своё занятие не столько спортом, сколько стилем жизни и философией, человек, прокладывающий новые пути. Лозунг паркура: «Нет границ, есть только препятствия».

Слайд №25. Определите по фотографиям виды субкультур 

Слайд №26. Подумай!

Почему многие молодые люди примыкают к различным субкультурам? Это хорошо или плохо?

Какие из субкультур вам кажутся наиболее неприемлемыми? Почему? (скинхеды, сатанисты)

Слайд №27-29. Закрепляем материал. Отвечаем на вопросы теста.

.


















































Открытый урок по обществознанию

Тема: Формы и разновидности культуры

10 «А» класс.

Учитель - Цаликова И.М.































13.03 2013 года