СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окр мир 4кл " Россия вступает в 20 век"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка конспекта урока по окр миру с презентацией урока и дополнительными заданиями

Просмотр содержимого документа
«Урок окр мир 4кл " Россия вступает в 20 век"»

Конспект урока окр мир 4 кл

Тема: Россия вступает в ХХ век.

Цели : Создать условия для ознакомления учащихся с событиями Первой мировой войны; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о важнейших событиях в России в начале ХХ века; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир».
Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, историческими документами, картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной, умение работать в группе.

Тип урока: открытие нового знания.

Основные понятия: Первая мировая война, Николай II, революция, Гражданская война.



Ход урока

  1. Организационная деятельность.

– Здравствуйте. Меня зовут Наталья Ивановна и этот урок проведу с вами я.

- Ребята, умеете ли вы преодолевать трудности? Поднимите руку те, кто уверен, что он справится со всеми заданиями, какими бы трудными они не были. А трудности можно преодолеть, если человек все делает с хорошим настроением, с уверенностью в своих силах и рядом с ним верные друзья. Прислушайтесь к себе и определите свое настроение.

II. Актуализация опорных знаний

– Страницы какой науки мы перелистываем с вами на уроках окружающего мира?

- С каким историческим периодом мы знакомились на прошлом уроке?

Давайте вспомним страницы истории ХIХ века.

Для этого мы сыграем с вами в игру «ДА – НЕТ» ( Графический диктант)

• В 1861 г. Александр II подписал манифест о крестьянской вольности. +

• За это его прозвали царь-освободитель. +

• Отныне крестьяне больше не являлись собственностью помещиков и могли самостоятельно вести свои дела. +

• Во второй половине XIX века Россия не развивалась. -

• Первая железная дорога связывала центр страны с Сибирью и Дальним Востоком. -


3.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Мы с вами подвели итоги жизни нашей страны в 19 веке .Но на этом история не заканчивается

- Какова же должна быть тема сегодняшнего урока? (20 век)

- Какая цель урока может быть поставлена? (Узнать, как можно больше о важнейших событиях в России в начале хх века.)


Учёные подсчитали, что к 1914 году Россию населяло примерно 180 млн человек. К 1924 году в России осталось 150 млн человек.

Сколько лет прошло между 1914 и 1924 годами?

На сколько человек уменьшилось население России?

Какой возникает вопрос?

Чем объяснить тот факт, что за 10 лет (с 1914-го по 1924 год) население России уменьшилось более чем на 30 млн человек?

4.Изучение нового материала

- Ребята, начало ХХ столетия оказалось совсем ни таким радостным, как ожидали. Начало 20 века –время тяжких испытаний и жестоких потрясений в новейшей истории России: войны, революция, людские страдания и лишения.

- Сейчас вы будете работать 4-мя группами – командами.

Сейчас каждая группа будет работать со статьёй: читать, делать необходимые пометки. Вам выдаю листы с вопросами, заданием. После определенного времени каждая группа ответит на них, распределите обязанности.

1 группа. « Последний император»

1.Последний император российский император Николай II, сын Александра III, появился на свет 6 мая 1868 года в Царском селе.

- С раннего детства его готовили к будущей роли самодержца. Николай в совершенстве овладел верховой ездой и фехтованием. С детства Николая готовили к престолу. Ему дали прекрасное образование, блестяще владел несколькими языками. Николай 2 отличался силой и крепким здоровьем, был спортсменом, купался в ледяной воде и почти не болел. Николай с детства испытывал тягу к военной службе. Как и все дворяне его времени, он был с рождения зачислен в Преображенский полк и в дальнейшем проходил в нем регулярную службу. В 26-летнем возрасте Николай 2 взошел на престол. Главной опорой жизни и служению родине была для него церковь Царствование Николая 2 совпало с невероятно сложным периодом российской империи. Не склонный к реформам император вынужден был принимать решения, противные его натуре. Большинство историков утверждает, что император не был сильной личностью, которая могла бы удержать власть в своих руках. Однако все современники отмечали его острый ум, удивительную память, аккуратность в делах, скромность и чуткость.



2.Несмотря на его бездействие в правлении Николай 2 был любящим и чутким семьянином.
Особую роль в жизни для него играла семья. В браке с Александрой Федоровной у них появилось 5 детей. Семья была очень дружная, любящая друг друга и заботящаяся друг о друге. Семья императора Николая II отличалась от других семей своей любовью друг к другу и духовным единством. Глава семьи, глава Российской Империи Государь-Император был образцовым семьянином. Все свободное время он посвящал семье: жене Александре Федоровне и детям: сыну Алексею и дочерям.Николай II отрёкся от престола и решил уехать в Англию к родственникам: многие цари, короли и императоры Европы состояли в родстве друг с другом. Временное правительство не разрешило царю с семьёй выехать за границу и распорядилось отправить их в Тобольск. В октябре 1917 года в России произошла другая революция. К власти пришли большевики, и участь Романовых была решена. До сих пор мы не знаем, как всё произошло на самом деле. Но точно известно, что царскую семью перевезли из Тобольска в Екатеринбург. В ночь на 17 июля 1918 года бывший император и его семья были тайно расстреляны.



2 группа « 1 мировая война»

Война началась из-за того, что столкнулись интересы Великобритании и Германии. Германии нужны были земли, где она могла бы добывать сырьё для своих заводов и фабрик. Весь мир в те времена уже был поделён между крупнейшими державами, поэтому Германия решила применить силу. Заложив в 1703 году новый город, которому впоследствии суждено было стать столицей Российской Империи, Пётр I назвал его Санкт-Петербургом. В переводе с немецкого – город святого Петра. Это название город носил до 1914 г. Основными противниками в этой войне были Россия и Германия. Нашлись люди, которые потребовали заменить немецкое название города русским и город стал Петроградом.



3 группа « Великая российская революция»

В начале 20 века многие люди были недовольны условиями жизни. Капиталисты очень мало платили рабочим на заводах и фабриках. Дворяне – помещики отобрали у крестьян почти всю землю. Тяжело жилось рабочим и крестьянам. Часто они протестовали против такой жизни и выходили на демонстрации, требуя достойной жизни. Но хозяева вызывали полицию и разгоняли протестующих. Тех, кто выступал против власти, сажали в тюрьму.

Правительство пыталось сохранить мир в России. Крестьян переселяли на свободные земли. Обсуждали новые законы, которые бы облегчили жизнь крестьян и рабочих. Императором России в это время был Николай II.В 1914 году началась 1 мировая война, которая продолжалась до 1918 года. Война делала жизнь людей невыносимой. Нужно было что – то менять.

И в феврале 1917 года в России началась революция. Восставшие потребовали прекратить войну. Николай II отрекся (отказался) от престола. Царское правительство перестало править страной. Страной стало управлять Временное правительство. Но оно не было единственной властью, существовали еще Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Эти две власти по-разному видели и политику страны. Так, Советы были за прекращение войны, а Временное правительство – за её продолжение «до победного конца». Всё это осложняло и без того непростое положение в России.

Но в России были люди, которые хотели полностью изменить порядки в стране: у капиталистов отобрать заводы, у помещиков – земли и отдать их простым людям. Одним из таких людей был Владимир Ильич Ленин. Он возглавлял партию большевиков. 7 ноября 1917 года большевики организовали вооруженное восстание и свергли Временное правительство. В России было объявлено, что теперь вся власть принадлежит Советам, земля – крестьянам, фабрики и заводы – рабочим. Будут начаты переговоры о мире, война закончится.

4 группа « Гражданская война»

Создав свое правительство, большевики решили построить новую справедливую жизнь. Конечно же это не нравилось капиталистам и помещикам. Страна раскололась на 2 враждующие группы. Те кто боролся за новую власть назвали себя красными, а своих противников – белыми. В России началась Гражданская война – это война внутри страны за власть. Сторонников большевиков называли красными. Во главе красных стоял В.И.Ленин.

Белые – это те, которые лишились власти и собственности. Помещики, служители церкви, зажиточные крестьяне, казаки, офицеры. Хотя казаки на протяжении всей войны присоединялись то к былым, то к красным, преследуя свои интересы. В составе белой армии были высокообразованные люди с навыками управления, связями, деньгами.

. Из-за политических разногласий у белых не было общепризнанного лидера.

Война шла с переменным успехом. На помощь белым пришли иностранные государства. Они ввели на территорию России свои войска. Но этой помощи оказалось недостаточно.

Эта война продолжалась несколько лет и закончилась победой красных – сторонников новой власти.

Включение в систему знаний и повторения.

Защита своих проектов( страничек)

Итоги урока. Рефлексия Оценивание.

Какую цель мы поставили перед собой в начале урока? (Узнать, как можно больше о важнейших событиях в России в начале хх века.) Достигли мы её?

– Интересна ли вам была тема урока?

«Две звезды – одно желание» себе или кому-нибудь из команды?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

- Спасибо за работу командам и каждому в отдельности! Вы большие молодцы!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!