Учебный предмет: окружающий мир
Класс: 4
Учитель: Тимушева В.Н.
Тема урока: Начало истории человечества
Тип урока: открытие новых знаний?
Цель урока: деятельностная : формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия, содержательная : расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов
Задачи:
Мотивировать обучающихся к изучению раздела « Страницы всемирной истории», формировать первоначальные представления об истории первобытного общества
способствовать развитию кругозора , устной и письменной речи, воображения, творческого мышления
способствовать воспитанию интереса к истории, уважения к предкам
Формирование УУД:
Предметные : называть исторические эпохи, иметь представление о продолжительности периода первобытной истории ( используя « ленту времени»), понимать роль огня, приручения животных, постройки жилищ ит.д. в жизни первобытного человека, иметь представление о жизни первобытных людей на территории региона
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, высказывать своё предположение ( версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, формировать умения планировать, моделировать, контролировать учебные действия в ходе учебного процесса, принимать и сохранять учебную задачу ( регулятивные); учить формулировать собственное мнение и позицию; развивать умение взаимодействовать друг с другом для решения проблемного вопроса ( коммуникативные);
Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя иллюстрации учебника ( познавательные)
Оборудование:
1.Организационный момент( мотивация)
. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Каждая команда получает свой бортовой журнал ( буклет) для того, чтобы сделать все необходимые во время путешествия записи, которые нам пригодятся для составления краткого наученного доклада – 5 команд. У каждого члена корабля будет своя роль по выбору
( организатор, секретарь, докладчик и эксперт) и свой парус. В конце урока мы посмотрим чей корабль окажется самым быстрым, чей- самым умным, чей- самым подготовленным к дальнейшим путешествиям, чей – самым слаженным, чей – самым уверенным в своих силах
В конце урока вы закрасите паруса по доле своего участия в работе команды
Красный парус-« 5», синий – 4, зелёный -3 . Обратите внимание на правила работы в группе, а сейчас скажите
- Что возьмём с собою в путь?
Труд всегда у нас в почёте
Вы его с собой берёте?
За трудом идёт успех
Нам ведь взять его не грех?
А отсюда вывод есть:
Знания делают нам честь.
Будем знания добывать
И другим передавать!
Занимаем места на корабле..
2. Постановка цели и задач урока
- Что нам понадобиться для ведения бортового журнала? – исключи лишнее и дополни своё..( тетрадь. Буклет, учебник, лента времени, компьютер
А чтобы дополнить, откройте книги и посмотрите, что мы будем изучать во второй книге?
- Как она называется? « Мир вокруг нас»
Индивидуальная работа( чтение с. 3 – учебника)
- Объясните смысл высказывания « Без прошлого и настоящего нет будущего»
Вывод: лента времени ( расположить в нужном порядке)
- С чего началась лента времени. Сформулируйте тему сегодняшнего урока ( Начало истории человечества)
3. Актуализация познавательной деятельности ( повторение изученного материала, необходимого для « открытия нового знания» и выявление затруднений в инд. деятельности каждого учащегося. Создание проблемной ситуации)
- Кто обратил внимание на последний пункт? ( читаем)
- С этого мы и начнём в подготовке своего научного доклада
Слайд 1 « История – наука о прошлом»
Кроссворд
Вопросы к кроссворду составляют дети ( « тонкие вопросы» ( таблица)
Археолог
Музей
Документ
Календарь
Экспонат
История
Примерные вопросы :
- Как называется профессия человека, занимающегося раскопками?
Как называется место хранения предметов истории, выставленных на обозрение?
- как называется учреждение, где хранятся документы?
Как можно сказать о деловой бумаге. Это…
- Как называется книжка, в которой перечисляются все дни в году?
- Как называется предмет, выставленный в музее?
- Как называется наука, изучающая прошлое человечества?
4. Открытие нового знания
Слайд 2 « История человечества»
Вывод: История – это наука, которая изучает прошлое. Это исследование, рассказ о событиях прошлого
Первый учёный-историк, « отец истории» - древнегреческий учёный Геродот
- кто сможет дополнить формулировку об истории
5. Открытие нового знания ( построение проекта выхода из затруднения)
6 физминутка
7. Первичное закрепление ( систематизация картинок занятий первобытных людей
8.Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль –
самостоятельная работа в группах ( результаты – фиксация в Буклетах) и тетрадях с.4 задание 3, 4 « Составить « толстые» вопросы к данному тексту подчеркнуть слова, раскрывающие содержание текста. По полученному плану – диалог в парах по желанию
( Взаимоконтроль)
Эталон – Начни с теста и продолжай по своему плану
9. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Озвучивание материалов с.р. групп – чтение страниц бортового журнала –
5 пунктов краткого научного доклада ( сбор в целое фрагментов теста)
1 группа –
1. Отметь материк, на котором были найдены следы существования древнейших людей
2. Большинство учёных считают, что древнейшие люди появились:
А – сто тысяч назад
Б – миллион лет назад
В – около 2 с половиной миллионов лет назад
3. Первобытная история была в прошлом человечества:
А – самой короткой
Б – самой долгой эпохой
В – средней по продолжительности эпохой
2 группа
1. Отметь на карте Крыма следы первобытных людей
2. Какая эпоха была первой в истории человечества?
А – История Древнего мира
Б – История нового времени
В – Первобытная история
Г – История Средних веков
Д – История Новейшего времени
. 3. Первобытная история была в прошлом человечества:
А – сам Б – самой долгой эпохой В – средней по продолжительности эпохой
3 группа
1. . Отметь материк, на котором были найдены следы существования древнейших людей
2. когда появились люди, похожие по своему облику на современного человека?
А – 100 тысяч лет назад
Б – 40 000 лет назад
В – тысячу лет назад
. 3. Первобытная история была в прошлом человечества:
А – самой короткой
Б – самой долгой эпохой
В – средней по продолжительности эпохой
4 группа
1. Отметь на карте Крыма следы первобытных людей
2. Эти рисунки были сделаны:
А – на стене пещеры
Б – на глиняной посуде
В – на бумаге
5 группа
1. . Отметь материк, на котором были найдены следы существования древнейших людей
2.
. Какая эпоха была первой в истории человечества?
А – История Древнего мира
Б – История нового времени
В – Первобытная история
Г – История Средних веков
Д – История Новейшего времени
. 3. Первобытная история была в прошлом человечества:
А – самой короткой
Б – самой долгой эпохой
В – средней по продолжительности эпохой
10. Рефлексия
Места обитания первобытных людей
Сходство и различие первобытного и современного человека
Занятия первобытных людей
Искусство древних
Находки учёных и археологов
д/з – найти дополнительный материал по теме
Итоги работы в группе