СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-презентация по самопознанию в 9 классе «Я выбираю путь…»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Я выбираю путь… (в рубрике Выбор пути). Урок с использованием ИКТ.

Цель урока: создать условия для расширения представлений учащихся о

значимости понимания каждым человеком смысла своей жизни, предназначении человека как духовной личности и индивида, человеческих ценностях.

Задачи урока:

- раскрыть важность познания себя при выборе пути;

- развить потребность раскрыть свое истинное предназначение;

- воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок-презентация по самопознанию в 9 классе «Я выбираю путь…»»

КГУ СОШ №16 г.Караганды Я выбираю путь… Эпиграф «Либо я найду путь, либо проложу его».    Филипп Сидней Оформление: маркеры, магниты, «Солнышко», сердечки, интеллект-карты. ТСО: компьютер, проектор, слайдовая презентация «Моё будущее», записи песни «Прекрасное далеко». Учителя самопознания: Кузоватова Т.Н., Куркина И.Н.

КГУ СОШ №16 г.Караганды

Я выбираю путь…

Эпиграф «Либо я найду путь, либо проложу его».

Филипп Сидней

Оформление: маркеры, магниты, «Солнышко», сердечки, интеллект-карты.

ТСО: компьютер, проектор, слайдовая презентация «Моё будущее», записи песни «Прекрасное далеко».

Учителя самопознания: Кузоватова Т.Н., Куркина И.Н.

«Либо я найду путь, либо проложу его».  Филипп Сидней Цель урока: создать условия для расширения представлений учащихся о значимости понимания каждым человеком смысла своей жизни, предназначении человека как духовной личности и индивида, человеческих ценностях. Задачи урока: - раскрыть важность познания себя при выборе пути; - развить потребность раскрыть свое истинное предназначение; воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели.   Цель урока: создать условия  для расширения представлений учащихся о значимости понимания каждым человеком смысла своей жизни, предназначении человека как духовной личности и индивида, человеческих ценностях. Задачи урока: - раскрыть важность познания себя при выборе пути; - развить потребность раскрыть свое истинное предназначение; воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели.

«Либо я найду путь, либо проложу его». Филипп Сидней

Цель урока: создать условия для расширения представлений учащихся о

значимости понимания каждым человеком смысла своей жизни, предназначении человека как духовной личности и индивида, человеческих ценностях.

Задачи урока:

- раскрыть важность познания себя при выборе пути;

- развить потребность раскрыть свое истинное предназначение;

  • воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели.
  •  

Цель урока: создать условия для расширения представлений учащихся о

значимости понимания каждым человеком смысла своей жизни, предназначении человека как духовной личности и индивида, человеческих ценностях.

Задачи урока:

- раскрыть важность познания себя при выборе пути;

- развить потребность раскрыть свое истинное предназначение;

  • воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели.

Круг радости У каждого свой путь – своя дорога. Определена она судьбой, А, может, случаем, иль волей бога, Но выбор есть всегда – он за тобой. И все же каждый вправе что-то поменять: Разрушить или же создать. Всем людям в мире свойственно мечтать, Желать, а иногда осуществлять А.Благой  Круг радости Учащиеся становятся в круг. Ученики построчно, обращаясь друг к другу, читают стихотворение Александра Благов а  «У каждого свой путь своя дорога». У каждого свой путь – своя дорога. Определена она судьбой, А, может, случаем, иль волей бога, Но выбор есть всегда – он за тобой. И все же каждый вправе что-то поменять: Разрушить или же создать. Всем людям в мире свойственно мечтать, Желать, а иногда осуществлять

Круг радости

У каждого свой путь – своя дорога.

Определена она судьбой,

А, может, случаем, иль волей бога,

Но выбор есть всегда – он за тобой.

И все же каждый вправе что-то поменять:

Разрушить или же создать.

Всем людям в мире свойственно мечтать,

Желать, а иногда осуществлять

А.Благой

Круг радости

Учащиеся становятся в круг. Ученики построчно, обращаясь друг к другу, читают стихотворение Александра Благов а «У каждого свой путь своя дорога».

У каждого свой путь – своя дорога.

Определена она судьбой,

А, может, случаем, иль волей бога,

Но выбор есть всегда – он за тобой.

И все же каждый вправе что-то поменять:

Разрушить или же создать.

Всем людям в мире свойственно мечтать,

Желать, а иногда осуществлять

Как рождается мечта

(Слово учителя)

Слово учителя

Учитель обращается к ученикам с рассказом:

Однажды я наблюдала за птицами, летающими высоко над домом. Они делали большие, свободные круги, летая друг за другом. В этом было столько безграничной свободы. Они просто летали, упоенно отдаваясь полету. Вдруг они изменили маршрут – в какой-то момент разлетелись в разные стороны, и каждая выбрала свой путь.

Перед ними не было никаких ограничений – куда лететь, куда не лететь? Не было ни тени сомненья – получится, ли, смогу ли? Они просто летели. Они были абсолютно свободны в своем выборе. Ах, если бы человек научился жить в пространстве, ощущая себя свободным в выборе любого пути!

Что мешает ему так же свободно передвигаться по жизни? Не в том ли проблема человека, что, имея возможность выбирать, он не всегда ее использует?

Сегодня я приглашаю вас к разговору, тема которого – «Выбор жизненного пути». Мы будем говорить о том, как рождается мечта, как она захватывает человека. Но стоит ли идти за ней, преодолевая препятствия?

 

Обратите внимание на эпиграф нашего урока. «Либо я найду путь, либо проложу его» . Филипп Сидней

 

Притча «Я И МЫ»

Выбор человека делается не в одиночку, ведь «я» неразрывно связано с множеством «мы» - наших предков, современников, единомышленников, на опыт которых человек опирается. Эта связь «я» и "мы" раскрыта в притче М.М.Пришвина . «Лёд крепкий под окном, но солнце пригревает, с крыши свесились сосульки - началась капель. Я! Я! Я! - звенит каждая капля, умирая. Жизнь её - доля секунды. «Я» - боль о бессилии. Но вот во льду уже ямка, промоина, лёд тает, его уже нет, а с крыши всё ещё звенит светлая капель... Капля, падая на камень, четко выговаривает: «Я!». Камень

большой и крепкий, ему, может быть ещё тысячу

лет здесь лежать, а капля живёт одно мгновенье,

и это мгновение боль бессилия. И всё же капля ка-

мень долбит, многие «я» сливаются в одно «мы»,

такое могучее, что не только продолбит камень,

а иной раз унесёт его в бурном потоке».

Анализ притчи

Информация

Учащиеся работают с информационными карточками.

Выбор жизненного пути - задача сложная. Каким быть? Как прожить свою жизнь? Каждый выбирает для себя сам. Академик Лихачев сказал: «… жизнь – это и есть вечное созидание, человек рождается и оставляет о себе память. Какую он составит о себе память? Об этом нужно заботиться уж не только с определенного возраста, я думаю, с самого начала». Как писал публицист и литератор А. Левиков: «Есть, однако, разные уровни желаний и выбора. Один из них житейский, практический. Каждый из нас неизбежно решает для себя: куда пойти учиться после школы, кем и где работать, где устроиться».

Выбор профессии – один из первых шагов в жизни человека на жизненном пути. Профессий на земле много. Только в энциклопедическом справочнике «Мир профессий» их вписано более 700.

Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

,,Аукцион профессий,,

1 команда

А (авиадиспетчер, адвокат, актер, аналитик, артист, архитектор … )

Б ( банкир, бармен, библиотекарь, биолог, бортпроводник, брокер, букмекер … )

К ( каскадер, кинолог, кинорежиссер, композитор, косметолог, космонавт, крановщик, крупье, курьер … )

2 команда

М ( маклер, маляр, маркетолог, массажист, машинист, менеджер, метеоролог.)

П ( педагог, пекарь, переводчик, повар, пожарный, портной, провизор, продавец, прокурор, психолог, психиатр … )

С ( садовник, стеклодув, санитар, секретарь, слесарь, социолог, спасатель, страх. агент, стрингер)

Аукцион профессий

Задание: Назовите профессии, которые начинаются на букву «П». На букву «С»…

1 команда

А (авиадиспетчер, адвокат, актер, аналитик, артист, архитектор…)

Б ( банкир, бармен, библиотекарь, биолог, бортпроводник, брокер, букмекер…)

К ( каскадер, кинолог, кинорежиссер, композитор, косметолог, космонавт, крановщик, крупье, курьер…)

 

2 команда

М ( маклер, маляр, маркетолог, массажист, машинист, менеджер, метеоролог...)

П ( педагог, пекарь, переводчик, повар, пожарный, портной, провизор, продавец, прокурор, психолог, психиатр…)

С ( садовник, стеклодув, санитар, секретарь, слесарь, социолог, спасатель, страх. агент, стрингер…)

- Посмотрите, какой огромный перечень профессий только на 2 буквы, а сколько их еще? Из этого многообразия каждый из вас уже в недалеком будущем должен будет выбрать профессию, которой посвятит всю жизнь

,,Аукцион профессий,, Ф Б  М А С П К Р

,,Аукцион профессий,,

Ф

Б

М

А

С

П

К

Р

Игровая разминка  «Придумай профессию»   Придумать профессии и специальности, начинающиеся со следующих букв:  К    Р  Ф  П   Контролер Киноартист Крановщик Кочегар Киномеханик Космонавт Кабельщик Кровельщик Каменщик Кутюрье Кондитер Кондуктор Разведчик Рыбак Редактор Радиоведущий Рентгенолог Радист Репортер   Фрезеровщик Фотограф Фигурист Фармацевт Фтизиатр Фокусник Фотомодель Фотокорреспондент  Проводник Плотник Пилот Пожарный Полицейский Полярник Пограничник Печник Пиротехник Повар Пекарь Портной Парашютист

Игровая разминка «Придумай профессию»

Придумать профессии и специальности, начинающиеся со следующих букв:

К Р Ф П

Контролер

Киноартист

Крановщик

Кочегар

Киномеханик

Космонавт

Кабельщик

Кровельщик

Каменщик

Кутюрье

Кондитер

Кондуктор

Разведчик

Рыбак

Редактор

Радиоведущий

Рентгенолог

Радист

Репортер

Фрезеровщик

Фотограф

Фигурист

Фармацевт

Фтизиатр

Фокусник

Фотомодель

Фотокорреспондент

Проводник

Плотник

Пилот

Пожарный

Полицейский

Полярник

Пограничник

Печник

Пиротехник

Повар

Пекарь

Портной

Парашютист

Физминутка  (коррекция зрения)    Физминутка под песню «Игра»

Физминутка (коррекция зрения)

Физминутка под песню «Игра»

Ежедневно делайте зарядку для глаз от 2 до 5 минут! Будьте здоровы!

Ежедневно делайте зарядку для глаз от 2 до 5 минут!

Будьте здоровы!

Размышляем (Рассмотрим ситуацию)

Девятиклассник Вова собирается стать юристом. Его дедушка, заслуженный юрист на пенсии, намерение внука одобряет. Сам Вова увлекается спортом. Ходит в секцию футбола, собирается пойти в группу восточного единоборства, дома иногда паяет, увлекается радиотехникой. В школе он учится в основном на тройки, но оправдывает себя тем, что в выпускном классе ему наймут репетитора и он станет отличником, и тогда после школы он спокойно поступит на юрфак КарГУ. На вопрос, чем его привлекает профессия «юрист». Отвечает, что это «очень денежная и уважаемая профессия». Вова иногда любит рассказывать приятелям о юридических подвигах своего дедушки-юриста, но товарищи слушают как-то молча…

Размышляем

- Как вы думаете, что нужно учитывать, выбирая профессию? (Ответы учащихся).

Учитель. Рассмотрим ситуацию .

Девятиклассник Вова собирается стать юристом. Его дедушка, заслуженный юрист на пенсии, намерение внука одобряет. Сам Вова увлекается спортом. Ходит в секцию футбола, собирается пойти в группу восточного единоборства, дома иногда паяет, увлекается радиотехникой. В школе он учится в основном на тройки, но оправдывает себя тем, что в выпускном классе ему наймут репетитора и он станет отличником, и тогда после школы он спокойно поступит на юрфак КарГУ. На вопрос, чем его привлекает профессия «юрист». Отвечает, что это «очень денежная и уважаемая профессия». Вова иногда любит рассказывать приятелям о юридических подвигах своего дедушки-юриста, но товарищи слушают как-то молча…

- Насколько продуманно Вова выбирает профессию? (Ответы учащихся).

Размышляем  (Рассмотрим ситуацию)   Насколько продуманно Вова выбирает профессию? Какие факторы выбора профессии учитывал Вова? Согласны ли вы с подобным выбором? - Насколько продуманно Вова выбирает профессию? (Ответы учащихся). Учитель. Психологи выделили самые главные факторы профессионального выбора. Таких факторов 7. Их можно представить в виде 7- угольника. - Какие факторы выбора профессии учитывал Вова? Согласны ли вы с подобным выбором? (Ответы учащихся).

Размышляем (Рассмотрим ситуацию)

  • Насколько продуманно Вова выбирает профессию?
  • Какие факторы выбора профессии учитывал Вова? Согласны ли вы с подобным выбором?

- Насколько продуманно Вова выбирает профессию? (Ответы учащихся).

Учитель. Психологи выделили самые главные факторы профессионального выбора. Таких факторов 7. Их можно представить в виде 7- угольника.

- Какие факторы выбора профессии учитывал Вова? Согласны ли вы с подобным выбором? (Ответы учащихся).

Работа в группах  Задания: составление интеллект-карты «Кем быть?» (ватман, цветные фломастеры) Работа в группах.  Задания: составление интеллект-карты «Кем быть?» (ватман, цветные фломастеры) Анализ интеллект-карт «Кем быть?»

Работа в группах

Задания: составление интеллект-карты «Кем быть?» (ватман, цветные фломастеры)

Работа в группах.

Задания: составление интеллект-карты «Кем быть?» (ватман, цветные фломастеры)

Анализ интеллект-карт «Кем быть?»

СЕМЬ ШАГОВ К ВЗВЕШЕННОМУ ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ: Шаг1. Составьте список профессий, которые Вам нравятся. Шаг2. Составьте описание Вашей будущей профессии, какой Вы ее видите. Шаг3. Выделите, что в будущей профессии для Вас будет наиболее важно. Шаг4. Оцените свое соответствие требованиям каждой из выбранных профессий. Шаг5. Проанализируйте, какая из профессий подходит Вам больше.  ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ: 1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ: выбор профессии за компанию; перенос отношения к человеку на саму профессию; отождествление учебного предмета с профессией; 2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ: незнание или недооценка своих физических особенностей; незнание или недооценка своих психологических особенностей; неумение соотнести свои способности с требованиями профессии; 3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ: увлечение только внешней стороной профессии; предубеждение в отношении престижности профессии; незнание требований профессии к человеку;

СЕМЬ ШАГОВ К ВЗВЕШЕННОМУ ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ:

Шаг1. Составьте список профессий, которые Вам нравятся.

Шаг2. Составьте описание Вашей будущей профессии, какой Вы ее видите.

Шаг3. Выделите, что в будущей профессии для Вас будет наиболее важно.

Шаг4. Оцените свое соответствие требованиям каждой из выбранных профессий.

Шаг5. Проанализируйте, какая из профессий подходит Вам больше.

ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ:

1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:

выбор профессии за компанию;

перенос отношения к человеку на саму профессию;

отождествление учебного предмета с профессией;

2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:

незнание или недооценка своих физических особенностей;

незнание или недооценка своих психологических особенностей;

неумение соотнести свои способности с требованиями профессии;

3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:

увлечение только внешней стороной профессии;

предубеждение в отношении престижности профессии;

незнание требований профессии к человеку;

Анализ интеллект-карт «Кем быть?»

ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ:

1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:

  • выбор профессии за компанию;
  • перенос отношения к человеку на саму профессию;
  • отождествление учебного предмета с профессией.

2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:

  • незнание или недооценка своих физических особенностей;
  • незнание или недооценка своих психологических особенностей;
  • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:

  • увлечение только внешней стороной профессии;
  • предубеждение в отношении престижности профессии;
  • незнание требований профессии к человеку.

Игра-разминка «Мои планы на будущее»

Группы из 2-3 детей беседуют тему. После игры проводится обсуждение:

Смогли ли вы услышать друг друга?

Перебивали ли вы друг друга или реагировали кивком головы, поддакиванием и пр.?

Как смотрели собеседники друг на друга?

Интересна ли была беседа партнерам или нет?

Использовались ли намеки?

Кто из собеседников говорил больше?

На многих людей благотворно влияет наша коммуникабельность. Какой же красивой и радостной станет наша жизнь, если научимся поддерживать, сочувствовать, понимать.

Домашнее задание Возьмите интервью у знакомых или близких людей, которые вам интересны, о выборе пути. Составьте вопросы так, чтобы выяснить, как человек открыл свои способности к профессии или творчеству, что побудило его к этому шагу, какие трудности встретились на пути, как построить свою жизнь интересно и ярко. Домашнее задание Возьмите интервью у знакомых или близких людей, которые вам интересны, о выборе пути. Составьте вопросы так, чтобы выяснить, как человек открыл свои способности к профессии или творчеству, что побудило его к этому шагу, какие трудности встретились на пути, как построить свою жизнь интересно и ярко. Подготовьте рассказ об открытиях, которые вы сделали в процессе беседы с героем своего интервью.    Подготовьте рассказ об открытиях, которые вы сделали в процессе беседы с героем своего интервью.

Домашнее задание

Возьмите интервью у знакомых или близких людей, которые вам интересны, о выборе пути. Составьте вопросы так, чтобы выяснить, как человек открыл свои способности к профессии или творчеству, что побудило его к этому шагу, какие трудности встретились на пути, как построить свою жизнь интересно и ярко.

Домашнее задание

Возьмите интервью у знакомых или близких людей, которые вам интересны, о выборе пути. Составьте вопросы так, чтобы выяснить, как человек открыл свои способности к профессии или творчеству, что побудило его к этому шагу, какие трудности встретились на пути, как построить свою жизнь интересно и ярко. Подготовьте рассказ об открытиях, которые вы сделали в процессе беседы с героем своего интервью.

 

Подготовьте рассказ об открытиях, которые вы сделали в процессе беседы с героем своего интервью.

Круг «От сердца к сердцу». Написать по одному слову-пожеланию, которое вы желаете всем, на сердечках из цветной бумаги, а затем прикрепить к лучам «Солнышка» на доске «Сердечные пожелания». Затем одноклассники разбирают их на память в знак большой школьной дружбы . Круг «От сердца к сердцу». Учащиеся пишут по одному слову-пожеланию, которое они желают всем, а затем прикрепляют к лучам «Солнышка» на доске «Сердечные пожелания». Учащиеся пишут свои пожелания на сердечках из цветной бумаги, которые затем дарят одноклассникам на память в знак большой школьной дружбы.

Круг «От сердца к сердцу».

Написать по одному слову-пожеланию, которое вы желаете всем, на сердечках из цветной бумаги, а затем прикрепить к лучам «Солнышка» на доске «Сердечные пожелания».

Затем одноклассники разбирают их на память в знак большой школьной дружбы .

Круг «От сердца к сердцу».

Учащиеся пишут по одному слову-пожеланию, которое они желают всем, а затем прикрепляют к лучам «Солнышка» на доске «Сердечные пожелания». Учащиеся пишут свои пожелания на сердечках из цветной бумаги, которые затем дарят одноклассникам на память в знак большой школьной дружбы.

Творческая работа учащихся. (Учащиеся работают с раздаточным материалом, на котором перечислены качества характера человека) Ответственность Общительность Порядочность Уверенность Вежливость Недоверчивость Надежность Самокритичность Любознательность Открытость Честность Внимательность Учитель. Эти листы вы заполнили для себя. Это ваша программа действий , путь по которому вы можете пойти, если хотите, чтобы ваше желание исполнилось.  

Творческая работа учащихся.

(Учащиеся работают с раздаточным материалом, на котором перечислены качества характера человека)

Ответственность

Общительность

Порядочность

Уверенность

Вежливость

Недоверчивость

Надежность

Самокритичность

Любознательность

Открытость

Честность

Внимательность

Учитель. Эти листы вы заполнили для себя. Это ваша программа действий , путь по которому вы можете пойти, если хотите, чтобы ваше желание исполнилось.

 

 Пусть твоя жизненная дорога будет счастливой!  Выбирать тебе! Итог: Молодцы, ребята! Мы рассмотрели те ценности, без которых нам не прожить. Вы уже сейчас понимаете, ради чего на земле стоит жить. Это значит, что душа у вас щедрая, добрая, какая бывает только у человека, который стремится стать настоящей личностью.   Показ слайдов, подготовленных учащимися «Моё будущее»

Пусть твоя жизненная дорога будет счастливой! Выбирать тебе!

Итог: Молодцы, ребята! Мы рассмотрели те ценности, без которых нам не прожить. Вы уже сейчас понимаете, ради чего на земле стоит жить. Это значит, что душа у вас щедрая, добрая, какая бывает только у человека, который стремится стать настоящей личностью.  

Показ слайдов, подготовленных учащимися «Моё будущее»

Резюме. Учитель. Хотим мы этого или не хотим, осознаем или нет, но наша жизнь – это постоянный выбор. Есть выборы незначимые. Но есть важные, те, которые определяют дальнейшую жизнь. - Как не ошибиться в таком выборе? Всем спасибо за внимание !!!

Резюме.

Учитель. Хотим мы этого или не хотим, осознаем или нет, но наша жизнь – это постоянный выбор. Есть выборы незначимые. Но есть важные, те, которые определяют дальнейшую жизнь.

- Как не ошибиться в таком выборе?

Всем спасибо за внимание !!!