СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок РР "Описание животного"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок РР "Описание животного"»

Описание животного.

Подготовка к изложению по тексту рассказа А.И.Куприна «Ю-ю»

Тип урока: развитие речи

Основные цели;

  1. Совершенствовать технику чтения на уроках русского языка;

  2. Развивать орфографическую зоркость, память;

  3. Тренировать умение работать с текстом;

  4. Тренировать умение анализировать текст.

Основные понятия: текст-описание, композиция, микротема.


Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята. Проверьте готовность к уроку. Обратите внимание на тему урока.

- Вспомните композиционную схему типа речи – описание.

Сегодня на уроке вы будете описывать животное по тексту рассказа А.И.Куприна

 «Ю-ю».

- Как вы будете это делать? (Работать с текстом, выделять микротемы, ключевые слова)

2.Мобилизующий этап урока. Актуализация знаний.

- Работа с текстом: чтение текста про себя.

-  Выразительное чтение отрывков вслух (3 отрывка – 3 ученика)

Задания классу: сформулировать тему текста, основную мысль, текст озаглавить.

3. Аналитическая работа с микротемами:

1 часть текста: выразительное чтение, вопросы по тексту:

- основная мысль 1 микротемы? (Комок превратился в красавицу кошку

- какие части речи помогли пушистому комку в его превращении в красавицу кошку? (глаголы)

- назовите эти части речи (на доске) был, дремал, лакал, ловил, катался.

- пунктуационный недочет? (запятая при однородных членах)

собрать предложения, пользуясь ключевыми словами из текста

Был (Кто?) Дремал ( Где?) Лакал (Как? Что? Из чего?) Ловил (Кого? Как? Где?) Катался (Где? Что при этом делал?)

Вопросы классу:

- Каким был комок в начале превращения?

- Что увидели вместо комка в процессе превращения? (зачитать в тексте)

- Работа в парах:

Найти проверочные слова, поставить рядом (НА ДОСКЕ)

1. К…мок     хв…ст

2. Др…мал    б…льшие

3. Л…вил      к…титься

4. К…тался   л…вить

5. Б…льшую  др…млет


Соединить линиями слово и соответствующую схему: (НА ДОСКЕ)

Подоконник   (приставка, корень, суффикс)

Сначала    (корень, суффикс, окончание)

Огненными  (приставка, корень, суффикс, окончание)


- Определить основную мысль 1 части текста (предлагаются варианты плана)

1. Пушистый комок.

2. Предмет зависти любителей.

3. Пушистый комок превратился в красавицу кошку.

 Какой пункт плана наиболее полно передает основную мысль текста?

2 часть текста – выразительное чтение вслух

 Задания по тексту:

- Найти ключевое предложение, в котором заключается основная мысль текста? (предложение вынести в заголовок плана)

- Объяснить лексическое значение ключевого предложения, пользуясь текстом. (Выросла всем кошкам кошка)

- Собрать прилагательные-бусинки  в ожерелье, соблюдая знаки препинания

- Как в литературе называются такие прилагательные? (эпитеты)

- О принадлежности к какому стилю речи говорит собранное ожерелье?

- Словарно-орфографическая работа с объяснением лексического значения: (см.Толковый словарь)

Аршин – мера длины, 0,71 метра

Лоснится – блестеть, отсвечивать

Манишка – белый нагрудник, пришитый или пристегнутый к мужской сорочке, особый нагрудник к женскому платью

Каштановая – цвета кащтана, коричневый

- Найти во 2 части слова, в которых звуков больше, чем букв (каштановая, пышная, белая, длинная, задние, ерш)

- Найти в 1-2 части слова, которые пишутся через дефис. По какому признаку можно сформулировать правило написания данных прилагательных через дефис? (по цвету)

Бело-розовым носиком

Черно-рыже-белого комка

Темно-каштановая

3 часть – выразительное чтение вслух

- Сформулировать основную мысль микротемы: найти ключевое словосочетание, которое можно вынести в заголовок. (Часы семейного счастья)

В чем заключаются часы семейного счастья? ( По тексту)

- Найти потерянные буквы: (НА ДОСКЕ)

Ц…рапаеш…, хв…тает, вск…чила, вздр…гнеш…, п…в…рочается, п…мнется, г…рбатым.

-  Восстановить текст (текст на доске)

Поворочается немного на столе, помнется, -  -  , сядет – со мной у правой руки -  -  -  - , все четыре лапки -  и  -  , только две передние  -  -  чуть-чуть высовываются   -  .

- Определить стиль текста. Какие детали говорят о принадлежности к стилю художественной литературы? (Конкретная картина, образ, предложения с однородными членами, эпитеты)

4. Реализация полученных знаний

Класс работает с планом, пересказ текста, словесное рисование.

5. Самостоятельная работа.

Написание изложения.