Описание животного.
Подготовка к изложению по тексту рассказа А.И.Куприна «Ю-ю»
Тип урока: развитие речи
Основные цели;
Совершенствовать технику чтения на уроках русского языка;
Развивать орфографическую зоркость, память;
Тренировать умение работать с текстом;
Тренировать умение анализировать текст.
Основные понятия: текст-описание, композиция, микротема.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята. Проверьте готовность к уроку. Обратите внимание на тему урока.
- Вспомните композиционную схему типа речи – описание.
Сегодня на уроке вы будете описывать животное по тексту рассказа А.И.Куприна
«Ю-ю».
- Как вы будете это делать? (Работать с текстом, выделять микротемы, ключевые слова)
2.Мобилизующий этап урока. Актуализация знаний.
- Работа с текстом: чтение текста про себя.
- Выразительное чтение отрывков вслух (3 отрывка – 3 ученика)
Задания классу: сформулировать тему текста, основную мысль, текст озаглавить.
3. Аналитическая работа с микротемами:
1 часть текста: выразительное чтение, вопросы по тексту:
- основная мысль 1 микротемы? (Комок превратился в красавицу кошку
- какие части речи помогли пушистому комку в его превращении в красавицу кошку? (глаголы)
- назовите эти части речи (на доске) был, дремал, лакал, ловил, катался.
- пунктуационный недочет? (запятая при однородных членах)
- собрать предложения, пользуясь ключевыми словами из текста
Был (Кто?) Дремал ( Где?) Лакал (Как? Что? Из чего?) Ловил (Кого? Как? Где?) Катался (Где? Что при этом делал?)
Вопросы классу:
- Каким был комок в начале превращения?
- Что увидели вместо комка в процессе превращения? (зачитать в тексте)
- Работа в парах:
Найти проверочные слова, поставить рядом (НА ДОСКЕ)
1. К…мок хв…ст
2. Др…мал б…льшие
3. Л…вил к…титься
4. К…тался л…вить
5. Б…льшую др…млет
Соединить линиями слово и соответствующую схему: (НА ДОСКЕ)
Подоконник (приставка, корень, суффикс)
Сначала (корень, суффикс, окончание)
Огненными (приставка, корень, суффикс, окончание)
- Определить основную мысль 1 части текста (предлагаются варианты плана)
1. Пушистый комок.
2. Предмет зависти любителей.
3. Пушистый комок превратился в красавицу кошку.
Какой пункт плана наиболее полно передает основную мысль текста?
2 часть текста – выразительное чтение вслух
Задания по тексту:
- Найти ключевое предложение, в котором заключается основная мысль текста? (предложение вынести в заголовок плана)
- Объяснить лексическое значение ключевого предложения, пользуясь текстом. (Выросла всем кошкам кошка)
- Собрать прилагательные-бусинки в ожерелье, соблюдая знаки препинания
- Как в литературе называются такие прилагательные? (эпитеты)
- О принадлежности к какому стилю речи говорит собранное ожерелье?
- Словарно-орфографическая работа с объяснением лексического значения: (см.Толковый словарь)
Аршин – мера длины, 0,71 метра
Лоснится – блестеть, отсвечивать
Манишка – белый нагрудник, пришитый или пристегнутый к мужской сорочке, особый нагрудник к женскому платью
Каштановая – цвета кащтана, коричневый
- Найти во 2 части слова, в которых звуков больше, чем букв (каштановая, пышная, белая, длинная, задние, ерш)
- Найти в 1-2 части слова, которые пишутся через дефис. По какому признаку можно сформулировать правило написания данных прилагательных через дефис? (по цвету)
Бело-розовым носиком
Черно-рыже-белого комка
Темно-каштановая
3 часть – выразительное чтение вслух
- Сформулировать основную мысль микротемы: найти ключевое словосочетание, которое можно вынести в заголовок. (Часы семейного счастья)
В чем заключаются часы семейного счастья? ( По тексту)
- Найти потерянные буквы: (НА ДОСКЕ)
Ц…рапаеш…, хв…тает, вск…чила, вздр…гнеш…, п…в…рочается, п…мнется, г…рбатым.
- Восстановить текст (текст на доске)
Поворочается немного на столе, помнется, - - , сядет – со мной у правой руки - - - - , все четыре лапки - и - , только две передние - - чуть-чуть высовываются - .
- Определить стиль текста. Какие детали говорят о принадлежности к стилю художественной литературы? (Конкретная картина, образ, предложения с однородными членами, эпитеты)
4. Реализация полученных знаний
Класс работает с планом, пересказ текста, словесное рисование.
5. Самостоятельная работа.
Написание изложения.