2 | Мотивация к учебной деятельности, актуализация | 5 мин | Формирование мотивации к учебной деятельности, актуализация знаний, полученных на прошлом уроке. | Словестный: слово учителя, беседа. Наглядный: презентация. | (3 слайд) – Для того, чтобы у нас все получилось, нам необходимо настроиться, для этого давайте проведем гимнастику эмоционального состояния (настроения): - Похлопайте в ладоши те, кто пришёл в школу с хорошим настроением. - Пожмите руку соседу, если вы добрый человек и готовы помочь товарищам, у которых могут возникнуть трудности во время урока. - Помашите рукой те ребята, кто хочет поскорее начать урок и узнать что-то новое. - Улыбнитесь друг другу, кто сегодня будет внимательным и старательным. - Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро всем улыбчивым лицам. - Я вижу у всех отличное настроение. - Теперь, прежде чем мы перейдем к изучению новой темы предлагаю вспомнить, что мы изучали на прошлых уроках, для этого ответьте на вопросы: - Какая часть речи называется именем существительным? - Как изменяется имя существительное? - Сколько падежей в русском языке? Назовите их с вопросами. - Отлично. Как называется изменение существительных по падежам? - Сколько склонений имеют имена существительные? - Какие существительные относятся к 1 склонению? 2? 3? Приведите примеры. | - Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе. - Проявляют хорошее настроение. - Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предметы, вещи, события, явления и отвечает на вопрос кто? Что? - Имя существительное изменяется по числам и падежам. В русском языке 6 падежей. И.п. (Кто? Что?), Р.п. (Кого? Чего?), Д.п. (Кому? Чему?), В.п. (Кого? Что?), Т.п. (Кем? Чем?), П.п. (О ком? О чем?). - Изменение существительные по падежам называется – склонение. - Имена существительные имеют 3 склонения. - К 1-ому склонению относятся существительные ж.р. и м.р, оканчивающиеся на –а и –я. Например: дядя, мама и т.д.; К 2-ому склонению относятся существительные м.р. с нулевым окончанием, и с.р., оканчивающиеся на –е, -о. Например: м.р. –конь, дом, с.р. – солнце, утро и т.д.; К 3-ему склонению относятся существительные ж.р. с мягким знаком на конце. Например: мышь, ночь и т.д. | Ф | Презентация, интерактивная панель/доска. | Контроль со стороны учителя, самоконтроль. | - | Р: - умеют организовывать свою деятельность на уроке; - умеют оценивать результаты своей деятельности. К: - отвечают на поставленные вопросы по теме урока. | Демонстрируют интерес к изучению русского языка. |
3 | Вовлечение учащихся в процесс постановки темы, целей и задач учебной деятельности | 7 мин | Уметь формулировать тему, цель и задачи урока, составлять план по достижению задач урока. | Словестный: слово учителя, беседа. Наглядный: презентация. | - Умницы. Как определить склонение имен существительных? - Вы догадались, о какой части речи будем говорить на уроке? - Все правильно, сегодня мы будем продолжать говорить об имени существительном, а для того, чтобы узнать какая тема нашего сегодняшнего урока, снова ответим на вопросы, (4 слайд) посмотрите на экран. - Прочитайте слова в столбиках. - Какое задание нужно выполнить? - А как вы думаете, в словах какого столбика могут возникнуть затруднения при определении окончаний? - Почему? - Давайте поставим ударение. - Догадались? - Так почему же в словах второго столбика могут возникнуть затруднения при определении окончаний? - Что вы знаете об окончаниях существительные одного и того же склонения в одном и том же падеже? - Так какое окончание вызывает трудность при написании? - Все правильно, при изменении существительных по падежам трудность вызывает правописание безударных окончаний. (5-6 слайды) - Давайте сформулируем тему нашего урока. Вам на доске представлена тема, но слова в ней перепутаны, давайте поставим их в правильном порядке. - Давайте проверим. - Молодцы! Итак, мы с вами узнали тему урока, сейчас нам нужно сформулировать цель. (7-8 слайд) - Составим план урока. Вам на слайде представлены пункты плана, но они тоже перепутаны, давайте поставим их в правильном порядке. - Давайте проверим. - Супер. Теперь перейдем к изучению новой темы. | - Нужно поставить имя существительное в начальную форму – И.п. ед. ч. По роду и окончанию определить склонение. - Об имени существительном. - Смотрят на экран. - Читают. - Определить окончание в словах. - В словах второго столбика. - Не могут объяснить. - Ставят ударение. - Да. - Потому что они безударные. - Они одинаковые, ударные и безударные. - Безударное. - Слушают учителя. - Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. - Научиться писать безударные окончания существительных в единственном числе. - 1. Узнать, как правильно написать падежное окончание существительного в единственном числе. 2. Научиться определять, правильно ли написано окончание. 3. Оценить свою работу на уроке. | Ф | Презентация, интерактивная панель/доска. | Контроль со стороны учителя, самоконтроль. | - | Р: - умеют организовывать свою деятельность на уроке; - умеют оценивать результаты своей деятельности. К: - отвечают на поставленные вопросы по теме урока. | Демонстрируют интерес к изучению русского языка. |
4 | Открытие новых знаний | 15 мин | Осуществить оценивание достижимой цели с поставленной, оценить полученные знания на уроке. | Словестный: слово учителя, беседа. Наглядный: учебник (стр. 102-103), презентация. Практический: работа с интерактивным заданием (LearningApps), работа с учебником (стр. 102-103), работа с презентацией. | (9 слайд) - Откройте учебник на странице сто второй. - Рассмотрим таблицу. Сравните безударные падежные окончания имен существительных 1, 2, 3 склонений. - Что можно сказать о безударных падежных окончаниях 1, 2, 3 склонений в Р.п., Д.п., П.п.? - Какой вывод мы сделаем, проанализировав таблицу? (10 слайд) - Отлично, теперь поработаем в группах и выполним интерактивное задание. Но перед этим вспомним правила работы в группе. - Хорошо, правила работы в группе мы вспомнили, а какие правила с интерактивной доской/панелью вы знаете? - Разделитесь на 2 группы и выйдите к интерактивной доске/панели. Что же вам необходимо сделать. Выбрать вкладку окончание (И и Е), а теперь в игровом поле найти слова, в которые Вы вставили бы окончание. Задание всем понятно? Можно пользоваться таблицей из учебника на странице сто второй. - Тогда можете приступать. Как закончите, поднимите руку. - Вижу вы закончили, и у всех все получилось. Но возникали ли у кого-то ошибки при выполнении задания? Если да, то в каких словах? - Здорово, я так понимаю у всех получилось определить окончания с первого раза. Я очень рада. Садитесь на свои места. (11 слайд) Думаю вы устали, поэтому предлагаю отдохнуть, проведем гимнастику для глаз: Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.) Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.) Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими). - Отдохнули ваши глазки? - Тогда можем продолжать. Не забываем про правила посадки. (12 слайд) - Посмотрите на экран. Что вы видите? - Да, это отрывок из стихотворения «Собачкины огорчения» Бориса Заходера. Кто-нибудь знает из вас, что это за автор? - Борис Заходер – это поэт, детский писатель, переводчик, сценарист, популяризатор мировой детской классики. - Предлагаю вам прочитать это стихотворение и ответить на вопрос, о чем оно? - Все правильно. Теперь ответьте мне на такой вопрос. Какое задание нужно выполнить по этому тексту? - А что нужно определить, чтобы верно написать его окончание? - Конечно. (13 слайд) Теперь обратите внимание на способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных в учебнике на странице сто третьей. Сколько способов проверки безударных падежных окончаний имен существительных существует? - Прочитайте 1 способ проверки. - Что надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания имен существительных? - Молодцы. Давайте кратко сформулируем алгоритм написания безударного окончания. (14 слайд) Посмотрите на экран. Алгоритм написания безударного окончания существительного: Падеж. Склонение. Выбор окончания. - Запишем к себе в тетрадь алгоритм 1-го способа. - Открываем тетради, отступаем 2 рабочие строки вниз. Пишем дату, ниже классная работа и тема урока «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе». - Какая орфограмма в слове «классная»? - Верно. Не забываем про правила посадки. - Теперь прочитайте 2 способ проверки. Какой вывод мы можем сделать из этого правила? - Да, это действительно так. Окончания можно проверить по слову-помощнику. В нём окончание всегда ударное. Главное – правильно определить склонение, вспомнить слово-помощник, поставить его в требуемый падеж и узнать окончание существительного. - Еще раз, так какие слова могут быть помощниками для написания безударного окончания? - Прекрасно. Назовите слова-помощники предложенные нам в правиле. (15 слайд) – Хорошо, вижу вы устали, предлагаю провести физкультминутку. Все встали около парт на безопасное расстояние друг от друга. Итак, я буду называть существительные. Если существительное относится: к 1–ому склонению, вы хлопаете в ладоши, ко 2-ому – приседаете, к 3 склонению – поднимаете руки вверх. Заодно проверим ваши знания. Все готовы? - Начнем. Падеж, сирень, конь, сосна, молодёжь, сахар, мышь, стена, сторож, парта, стужа, метель, астра, морковь, свёкла, огурец, велосипед, снежинка. - Ну что, отдохнули? - Присаживайтесь. Не забываем про правила посадки. Продолжаем. Теперь давайте составим алгоритм к этому способу написания безударного окончания, с помощью интерактивного задания в LearningApps на планшетах. Работать будем в парах. Итак, какие правила работы в парах вы знаете? - Отлично, а какие правила работы на планшетах вы знаете? (16 слайд) - Умнички, вижу вы все помните. Возьмите в руки планшеты, откройте камеру и наведите на кьюар-код на экране. (Приложение 2) - Что вам необходимо сделать? Установить порядок действий для написания безударных падежных окончаний существительных. Если задание понятно. Можете приступать. Как закончите поднимите руку. - Вижу все закончили. Давайте проверять. Имя ученика, читай вслух, что у вас получилось с имя ученика. (17 слайд) - Все верно, теперь запишите алгоритм 2-го способа к себе в тетрадь. (18 слайд) - Вернемся к стихотворению Бориса Заходера и применим новое знание, а также отработаем алгоритм написания безударных окончаний. Спишите данное стихотворение в тетрадь, вставив пропущенные окончания, и докажите, что вы правильно записали эти окончания. - Повторим, что для этого нужно сделать? - Каким способом вы воспользуетесь для проверки написания выделенных окончаний имен существительных в данных предложениях? - А почему? - Что нужно сделать, если используете 1 способ? - А если все-таки второй способ используете, то что нужно сделать? - Можете приступать к выполнению задания. Как закончите ручки на локоток. Для выполнения задания можете пользоваться таблицей в учебнике на странице сто второй. - Итак, вижу многие закончили. Приступим к проверке. Имя ученика, какое окончание ты вставил в первом предложении в слове «Лесочке»? - Хорошо, имя ученика, какое окончание ты вставил в первом предложении в слове «Над речкой»? - Молодец, имя ученика, какое окончание ты вставил в третьем предложении? - Умница, имя ученика, какое окончание ты вставил в шестом предложении в слове «Лесом»? - Прекрасно, имя ученика, какое окончание ты вставил в шестом предложении в слове «Дачей»? - Чудесно, имя ученика, какое окончание ты вставил в восьмом предложении? (19 слайд) - Превосходно, у всех также? (20 слайд) - Вы большие молодцы. Пора переходить к закреплению изученного материала. | - Открывают учебник. - Сравнивают безударные падежные окончания имен существительных 1, 2, 3 склонений. - В 3-м склонении в этих падежах одинаковое окончание -и; в П.п в 1 и 2 склонениях пишется окончание -е., А в Д.п. 1 скл. – окончание -е. - Правописание падежных окончаний имен существительных зависит от типа склонения имени существительного и падежа. - Актуализируют правила работы в группе. - Актуализирую правила работы с интерактивной доской/панелью. - Делятся на 2 группы и выходят к интерактивной доске/панели. - Да. - Выполняют работу в группах. - Отвечают на вопросы учителя. - Выполняют гимнастику для глаз. - Да. - Стихотворение. - Не помнят. - Слушают учителя. - Читают. - Это стихотворение о том, как маленькая собачка жила на даче, лес и дача ей очень нравились, но были вещи сильно огорчившие собачку. - Необходимо вставить пропущенные окончания. - Нужно определить склонение и падеж. - Существует два способа проверки безударных падежных окончаний имен существительных. - Читают. - Надо определить склонение, падеж и вспомнить окончание. - Слушают учителя. - Удвоенная буква С. - Открывают тетради, записывают число, классная работа, тему и алгоритм 1-го способа. - Что безударные окончания одного типа склонения проверяются ударными окончаниями этого же типа склонения. - Слушают учителя. - Словами-помощниками могут быть слова с ударными окончаниями. - Земля, серебро, степь. - Да. - Падеж (приседание), сирень (руки вверх), конь (приседание), сосна (хлопок), молодёжь (руки вверх), сахар (приседание), мышь (руки вверх), стена (хлопок), сторож (приседание), парта (хлопок), стужа (хлопок), метель (руки вверх), астра (хлопок), морковь (руки вверх), свёкла (хлопок), огурец (приседание), велосипед (приседание), снежинка (хлопок). - Да. - Актуализируют правила работы в парах. - Актуализируют правила работы на планшетах. - Берут в руки планшеты, открывают камеру и наводят камеру на кюар-код на экране. - Выполняют работу в парах. - 1. Поставить существительное в начальную форму и, выделив окончание, определить склонение. 2. Подобрать слово-помощник того же склонения. 3.Поставить слово-помощник в ту же форму, выделить окончание. 4. Написать в существительном то же окончание, что и в слове-помощнике. - Записывают в тетрадь. - Определить падеж и склонение. - Первым. - Он показался для нас более простым. - Определить падеж и склонение. - Подобрать слово-помощник. - Выполняют задание. - В лесочке – окончание -е, П.п, 2-ое скл. - Над речкой – окончание -ой, Т.п. 1-ое скл. - На дачке – окончание -е, П.п., 1-ое скл. - И лесом – окончание -ом, Т.п., 2-ое скл. - И дачей – окончание -ей, Т.п., 1-ое скл. - В жизни, окончание -и, П.п., 3-тье скл. - Да. | Ф, П, Г, И | Интерактивная панель/ доска, презентация, LearningApps (Приложение 1,2), тетради, ручки, карандаши. | Контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль. | - Знают о правописании безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе; - умеют правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе; - знают способы проверки безударных падежных окончаний. | П: - развиты умения писать безударные падежные окончания; - развиты умения применять свои знания при выполнении заданий. Р: - умеют организовывать свою деятельность на уроке; - умеют оценивать результаты своей деятельности; К: - отвечают на поставленные вопросы по теме урока; - умеют работать в паре, группе. | - Демонстрируют интерес к изучению русского языка; - проявляют умения в процессе выполнения индивидуальных, парных и групповых заданий навыков самостоятельной деятельности и коллективного труда. |