Тема урока: Мир в зеркале русского языка. Русский язык и мировые языки.
Казахско-русское двуязычие как основа полиязычия.
Цели урока:
образовательные
сформировать знания о роли языка в жизни общества, о роли русского языка в Казахстане и мире
развивающие
развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление
воспитательные
воспитывать нравственные и общечеловеческие ценности, стремление изучать язык, учиться грамотно излагать свои мысли
Тип урока
повторение и систематизация знаний и способов деятельности
Форма организации урока
практическое занятие
Дидактическое обеспечение урока
учебное пособие, тексты о русском языке
Ход урока
І. Организационный момент.
а/ поздороваться с учениками;
б/ проверить посещаемость учащихся;
в/ проверить готовность класса к уроку /учебные принадлежности/
ІІ. Беседа о летнем отдыхе детей.
Знакомство с учебником
Рассматривание обложки, форзаца, знакомство с авторами, условными обозначениями в учебнике.
Чтение учениками обращения к ученикам авторов учебника (с.4)
ІІІ. Актуализация опорных знаний.
Деление на группы.
Задание:подготовить пословицы и поговорки о языке
на русском(2 балла) и казахском языке(1 балл).
Записать пословицы на листе и вывесить на доске.
Чтение пословиц и объяснение их значения.
Взаимооценивание.
IV. Формирование новых знаний.
Самостоятельное изучение в группах текстов упр.1 на с.5 и 8
Синтаксический разбор предложений
Русский язык является международным. Он играет важную роль в культурной и научной жизни Казахстана. Уважение и любовь к русскому языку не мешает нам любить родной язык.
Подготовка учениками выступления по теме урока на основе текстов упр.1 на с.5 и 8
V. Закрепление и применение знаний
Задания к упр.1(с.6). Выполнение заданий
1. Как вы понимаете выражения «выполняет много различных функ-
ций", «служит взаимопониманию», «обмениваться мыслями»,
далёкие потомки», «коллективный опыт человечества», «дого-
вариваться при совместной деятельности», «усваиваете дости-
жения общественного опыта», «сомнения», «размышлять».
Какую роль в человеческом обществе играет язык? Чтобы обосно-
вать свой ответ, используйте приведённые ниже вопросы.
Какие функции выполняет язык в обществе?
При помощи какого средства люди могут понять друг друга, дого-
вориться о чём-либо, попросить о помощи, поддержать в трудную
минуту?
Можно ли, не используя язык, без слов:
а) попросить о помощи;
б) понять, что собеседник согласен с говорящим или возражает ему;
в) выразить свою радость или боль;
г) договориться о встрече?
Какое из средств вы считаете самым удобным? Почему?
Упр.2 с.6
Объясните правописание выделенных орфограмм в тексте предыду-
щего задания. Выпишите словосочетания со словами, в которых вы-
делены буквы, укажите главное и зависимое слова, к какой части речи
каждое из них относится.
Упр.7-9. Сравнение роли языка и мимики, жестов при общении.
Формулировка вывода о роли языка в жизни человека.
Самостоятельная работа в парах: упр.4,5,9.
Проверка самостоятельной работы
ҮІ. Этап информации о домашнем задании
Мини –сочинение (8-10предложений) о роли языка в жизни человека,
упр.3, 9 с.6, 7, подобрать пословицы о языке
ҮІІ. Подведение итогов занятий
Какая наука изучает язык?
Составьте тезисы по теме урока.
Взаимооценивание.