Пояснительная записка
В развивающей образовательной среде особое место должна занять культуролого-личностная подготовка учащихся, которая имеет целью приобщить детей овладению национальными и общечеловеческими ценностями, к осознанию той культуры, того социального опыта, который выработало человечество.
Эффективным средством для достижения этой цели в работе с детьми может служить сказка. В ней зашифрован в форме метафоры жизненный опыт многих предшествующих поколений, традиций разных народов, многогранность и многоуровневость хранимой информации.
Программа занятий по интересам «В гостях у сказки сказки» выступает в качестве вариативного компонента.
Сказочные истории, складывающиеся в разных культурах, имеют свои оттенки и отличительные черты, но обладают общим свойством: в них заложен высокий нравственный потенциал, объединяющий все нации и культуры.
РЕЦЕНЗИЯ
Сказка дает философское осмысление действительности, активизирует мышление, чувства, психологические состояния детей. Она адресована живому, творческому, созидательному, открытому детскому началу в человеке, способствует его личностному развитию. Воспринимая и осмысливая сказку, ребенок «впитывает» стили взаимоотношений и модели поведения людей. Пережитые им события сказки косвенно приобретают значимый для него жизненный опыт.Знание сказок – это постижение и освоение культурных традиций, духовных ценностей, жизни определенных народов, что определяет выбор учебного материала (художественная сказка – народная и авторская), это и процесс поиска смысла содержания, образов сказок, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, образование связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, перенос сказочных смыслов в реальность.
При отборе художественных сказок – народных и авторских – учитываются следующие их особенности: идейно-эстетические качества произведений, занимательность, доступность текстов данному возрасту, национально-культурная особенность материала.
Ожидаемый результат
Воспитанники будут иметь :
- четкие представления и понятия о жанре сказка (народная, литературная и их специфика);
- анализировать под руководством учителя не только идейное, но и художественное своеобразие сказок разных народов и тот жизненный опыт, который в них заложен;
- осознавать причинно-следственные связи в развитии сюжета;
- понимать роль каждого персонажа в развивающемся событии;
- понимать, что одно и то же событие, ситуации могут иметь несколько значений и смыслов;
Воспитанники будут уметь :
- видеть прямую и скрытую мотивацию поступков героя сказки, общую направленность его действий (он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям);
- осознавать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему;
- предвидеть в каких жизненных ситуациях пригодится то, что узнали из сказок;
- осознавать то, что каждая сказочная ситуация – некий жизненный урок;
- применять полученный нравственный опыт в жизненных ситуациях.
Цель предусматривает решение следующих задач:
- овладение социальным и нравственным опытом, представленным в сказках разных народов и авторских произведениях;
- приобретение нового жизненного опыта и проявление нравственных качеств на новом уровне (любви и уважения в семье, милосердия, доброты, чуткости, сострадания, чувства долга, трудолюбия и т.д.);
- обогащение эмоционально-ценностной сферы младших школьников, их представлений о мире и природе;
- развитие индивидуальности личности, ее творческой активности, самостоятельности, критичности мышления;
- расширение и углубление представлений и понятий о сказке как литературном жанре;
- развитие читательского интереса;
- создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Содержание и структура программы:
1. Ритуал «входа» в сказку (создание настроения на совместную работу).
2. Видение сказки через зрительные, слуховые и осязательные ощущения.
3. Расширение и углубление представлений и понятий.
4. Закрепление (приобретение нового опыта, прогнозирование проявления нового уровня качеств личности).
5. Интеграция (связь нового опыта с реальной жизнью).
6. Резюмирование (обобщение приобретенного опыта).
7. Ритуал «выхода» из сказки (проигрывание ситуаций, в которых приобретенный опыт можно использовать в социальной среде) и т.д.
Вариативный компонент «В гостях у сказки»32 занятий
№ | Тема | Часы | Сроки |
1-2 | Русская народная сказка «Курочка Ряба» | 2 | |
3 | рассказывание сказки с опорой на иллюстрации | 1 | |
4 | Русская народная сказка «Репка» | 1 | |
5 | Чтение. пересказ сказки по иллюстрациям и вопросам | 1 | |
6 | Русская народная сказка «Теремок» | 1 | |
7 | Просмотр мультфильма, обмен впечатлениями, активизация словаря "Дом", " Животные". | 1 | |
8 | Русская народная сказка «Колобок» | 1 | |
9 | чтение и выборочный пересказ сказки. | 1 | |
10 | Татарская народная сказка «Три дочери» | 1 | |
11 | чтение. пересказ сказки по иллюстрациям и вопросам | 1 | |
12 | Русская народная сказка «Маша и медведь» | 1 | |
13 | Просмотр мультфильма, обмен впечатлениями, активизация словаря "Дом", "Еда", "Лес". | 1 | |
14 | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» | 1 | |
15 | Слушание аудиозаписи, чтение, пересказ | 1 | |
16 | Русская народная сказка «Гуси» | 1 | |
17 | рассказывание сказки | 1 | |
18 | А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | |
19 | Просмотр мультфильма, обмен впечатлениями, | 1 | |
20 | Казахская народная сказка «Жадный бай и Алдар Косе» | 1 | |
21 | Слушание аудиозаписи | 1 | |
22 | Русская народная сказка «Умей обождать» | 1 | |
23 | пересказ сказки по иллюстрациям и вопросам | 1 | |
24 | Казахская народная сказка «Птица счастья» | 1 | |
25 | рассказывание сказки с опорой на иллюстрации | 1 | |
26 | Казахская народная сказка «Про Толегена батыра» | 1 | |
27 | пересказ сказки по иллюстрациям и вопросам | 1 | |
28 | Русская народная сказка «Гуси» | 1 | |
29 | рассказывание сказки с опорой на иллюстрации | 1 | |
30 | Русская народная сказка «Петух и кот» | 1 | |
31 | рассказывание сказки с опорой на иллюстрации | 1 | |
32 | Повторение пройденного | 1 | |
Список использованной литературы
1.Аникин В.П.Русская народная сказка.М.Просвещение 1989
2.Бахтин В.С.От былины до считалки.Рассказы о фольклоре.Детская литература 1988 г
3.Брауде Л.Ю.Зарубежная литература для детей.Мастера старинной речи.
4.Нагишкин Д.Д.Сказка и жизнь.Просвещение 1987г
5.Пермяков Г.Л.От поговорки до сказки.
6.Френкель П.Л.Четыре добрых пера(литературные портреты зарубежных писателей).М .Знание 1984 г
7.Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Под. ред. Л.А. Чешко. Изд.
8.Быстрова Е.А. и др. Учебный фразеологический словарь русского языка: пособие для учащихся нац. Школ/ Е.А. Быстрова, А.П. Окунева, Н.М. Шацкий.- Л.: Просвещение, 1984.