Цель: развивать словесно – логическое мышление, творческие способности учащихся, умение работать в группе; воспитывать любовь и уважение к родному языку.
1 конкурс «Говорите правильно»
Задание: исправить ошибки в стихотворении
Между прочим
Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хочем»,
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, бюллетень»,
«Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит целый день».
Время – 1 минута.
Жюри оценивает правильность выполнения задания (Макс – 3 балла)
Учитель зачитывает правильный ответ.
Между прочим
Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хотим»,
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, бюллетень»,
«Сверх плана выполняем»,
«Агент звонит целый день».
2 конкурс «КОНКУРС КРАСНОРЕЧИЯ»
У участников игры было домашнее задание: сочинить стихотворение про русский язык.
Критерии: оригинальность, выразительность, эмоциональность в стихах. (Макс – 3 балла)
Лексика
Что такое лексика?
Лексика – раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка.
1 ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.
Скажи одним словом
. Во весь дух. (Быстро)
. Рукой подать. (Близко)
. Сломя голову. (Быстро)
. Прикусить язык. (Замолчать)
За каждый правильный ответ – 1 балл (Макс. 4 балла)
3 конкурс «Доскажи фразеологизм»
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
… («Водой не разольёшь»).
Мы исходили городок
Буквально… (вдоль и поперёк).
И так устали мы в дороге,
Что еле … (волочили ноги)
Фальшивят, путают слова,
Поют … (кто в лес, кто по дрова)
Товарищ твой простит украдкой
Ответ списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь … (медвежью услугу).
ПОСЛОВИЦЫ.
Учитель:
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица во век не сломится –
Ведь с ней и горе – не беда.
И наша речь красна пословицей!
Ну что ж, приступим, господа?
А сейчас мы начинаем состязание знатоков народной мудрости.
4 конкурс «Найди вторую половину»
Человеческое слово… по полёту.
Видно птицу… острее стрелы.
Речи что мёд, … книга растит человека.
Испокон века… а дела – что полынь.
За правильное выполнение задания – 1 балл.
5 конкурс вопросы – ответы.
Слова которые имеют несколько лексических знаний. (Многозначные)
Слова, употребляемые в той или иной профессии. (Профессионализмы)
Слова, употребляемые в той или иной местности. (Диалектные)
То, что слово обозначает. (Лексическое значение)
Слова, не имеющие лексического значения и загрязняющие нашу речь. (Слова – паразиты)
Словарный запас человека. (Лексикон).
Этимология
Что такое этимология?
Этимология – это раздел языкознания, изучающие происхождение слов.
Задание всем командам: определить слово (1балл), дать информацию о происхождении (2балла).
По мнению наших предков, этот хищник буквально уволакивал свою добычу. Назовите его. (Волк. Произошло от слов «волочь», «тащить». Волк – буквально «таскающий»).
Задание зрителям: Как вы думаете, каково происхождение слова «снегирь»? (Это исконно русское слово. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера, когда выпадает первый снег, и начинаются заморозки).
Морфетика
Что такое морфематика?
Морфематика - раздел науки о языке, изучающий морфемы как части слова.
6 КОНКУРС «ОТГАДАЙ СЛОВО»
Задание для всех команд:
Корень – в слове СНЕЖИНКА.
Приставка - в слове ПОЪЕХАЛ.
Суффикс – в слове ЛЕСНИК.
Окончание – в слове СТОЛ. (Подснежник)
За правильный ответ – 1 балл
Задание для зрителей:
Корень - в слове МОЛОДОЙ.
Суффикс – в слове КОСЦЫ.
Окончание – в слове ТРАВЫ.
(Молодцы)
Морфология
Что такое морфология?
Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.
Что такое фонетика?
Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуковой состав речи.
Задание командам: распределите слова в 3 колонки так, чтобы было:
- БУКВ ЗВУКОВ;
- БУКВ
- БУКВ=ЗВУКАМ.
Юла, шитьё, уголь, её, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.
БУКВЗВУКОВ | БУКВЗВУКОВ | БУКВ=ЗВУКАМ |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Команда получает 1 балл за правильность.
ОРФОГРАФИЯ
Орфография – раздел науки о языке, изучающий правильное написание слов.
9 конкурс
Задание командам: сколько в этом тексте букв Ы?
Попыхивая ц…гаркой, ц…ган ц…дил пойло в ц…нковое корыто. «Ц…ц куриц…н сын! – ц…кнул он на подбежавшего ц…плёнка, - ещё получишь свою порц…ю». (5 букв Ы)
За правильный ответ 1 балл, если есть ошибки 0 баллов.
Задание зрителям: вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Ц..плёнок в ц..рке выступал,
Играл он на ц..мбалах,
На мотоц…клее раз..ежал,
И ц..фр он знал немало.
Он из ц..линдра доставал
М..рковь и огурц.. .
И только одного не знал,
Где и, а где же ы.
Конкурс «Зашифрованные слова».
Смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, 100л, ви3на, па3от, о5, 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 7я, 100п, 100н.
7 конкурс «ЧАСТЬ РЕЧИ»
Задание командам: восстановить предложенный текст
А) Команде посчитать сколько в тексте существительных;
Б) Команде посчитать сколько в тексте прилагательных;
В) команде посчитать сколько в тексте глаголов.
ОТЕЛ.
Нстуоипло отел. В лсеу хоит. Мдвдееи лаятсямко лойнима. Блкеи рютбаоси рхоеи. Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хтотосяся ан хин.
ЛЕТО.
Наступило лето. В лесу тихо. Медведи лакомятся малиной. Белки собирают орехи. Зайки в серых шубках резвятся на поляне. Волки охотятся на них. (10 существительных, 1 прилагательное, 5 глаголов).
8 конкурс «ИМЕНА»
На доске – лица мальчика и девочки. Под ними указаны –нн-, -лл-, -ии-.
Какие имена им можно дать?
Задание: записать как можно больше мужских и женских имён с указанной удвоенной согласной.
Какая команда назовет больше имен, та и получает 1 балл.
ИМЕНА | |
ЖЕНСКИЕ | МУЖСКИЕ |
Алла | Аполлон |
Анна | Аполлинарий |
Бела | Геннадий |
Жанна | Иоанн (устар от Иван) |
Изабелла | Иннокентий |
Инна | Кирилл |
Марианна | |
Нона | |
Нелли | |
Римма | |
Стела | |
Сусанна | |
Эмма | |
Элла | |
9 КОНКУРС «ТЁМНАЯ КОМНАТА»
Задание командам: придумайте 5 слов из 6 букв, начинающихся со слога пар-
Команда получает 1 балл за скорость и 1 бал за правильность и количество.
ПАР - - -;
ПАР - - -;
ПАР - - -;
ПАР - - -;
ПАР - - -;
ПАР - - -;
(парник, партнёр, пароль, партия, парень, паркет)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИГРЫ
ЭПИЛОГ
Учитель: в качестве эпилога я предлагаю вам викторину. Командам по очереди будут задаваться вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл. Если команда даёт неправильный ответ, то вопрос переходит к зрителям.
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ.
Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно это. Он бывает краеугольным, а бывает - преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. (камень)
Она очень маленькая, но с ее помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя, отличающегося своей чрезмерной худобой. Глупый человек будет искать ее в стоге сена, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с нее. Что это за предмет? (иголка)
В нее можно переместить водоплавающую птицу, но все будет безрезультатно. Ее можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в нее концы и водить но ней вилами. Она бывает мёртвая, живая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то ее можно набрать в рот. Но в ваших же интересах на него ответить. Что это? (вода)
Её нужно съесть пуд, чтобы чему – нибудь научиться. Давным – давно она была почти на вес золота. Ее помещали гостью прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет - то и вообще не клали. Что же это за съедобный предмет? (соль)
Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Ее можно снимать, ломать, хватать в охапку; ими можно даже закидать! Без нее никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)
Странно, почему – то все боятся узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свиснет. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож именно на него. Это пресноводное беспозвоночное увековечено в одной из басен И.А. Крылова. Вы догадались, кто это? (Рак)
Оно бывает пятым у телеги вопреки всякому здравому смыслу. И что самое удивительное, некоторые шутники любят вставлять в него палки. На нем даже можно жить, а можно в нем вертеться. Но особенно его почему – то любят белки. Что это? (колесо)
Молодожены очень хорошо знают его, потому что он рядом с ними целый месяц. А когда его целая бочка, то находятся, не побоюсь сказать этого слова, вредители, которые готовы испортить его, добавив туда ложку дёгтя. Его обожал один представитель млекопитающих, любящий прикидываться тучкой. И что же это? (мед)
Он может бить, а может открывать дверь. Он может быть мокрым, а может быть сухим. Иногда его можно потрогать, а иногда это всего лишь средство для разгадки или понимания чего – либо. Что это такое? (ключ)
Ведущий: на этом игра для наших команд заканчивается и мы даём время жюри для подведения итогов, а в это время я задам несколько вопросов зрителям.
За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. И, представьте себе, из – за него даже началась война! Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (яблоко)
Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда просят, чтобы его не было, а иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (хлеб)
С его помощью древнегреческий герой Тезей нашел выход из лабиринта Минотавра, а дала ему то Ариадна. Она бывает красной и белой, а непогоду ни одной ее сухой не остается. Что это за предмет? (нить)
Именно про нее замечательная русская поэтесса А.А. Ахматова написала стихотворение. Вот строки из него:
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, не мотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже…
Когда все хорошо, она обетованная, а когда плохо – она горит под ногами. У нее есть пуп и край. Сквозь нее можно провалиться. Что же это такое? (земля)
Он может оказать услугу, а может наступить на ухо. А в целом на него похож один из персонажей бессмертной поэмы Н. В. Гоголя. Кто это? (медведь)
Бедные они, несчастные! И гонятся за ними, причем сразу норовят за двумя, и убивают, опять – таки их жадности, двух. И наговаривают на них, будто они страдают комплексом неполноценности. И во всех народных сказках они в дураках остаются. Кто же это? (заяц)
Он может подкатиться к горлу и застрять в нём. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану – царевичу. Что же это за фольклорный элемент? (клубок)
Козла упрекают в том, что предмета, загаданной мной, у него не бывает, но все почему – то упорно верят, что таковое есть. В сочетании с кровью оно дает странную смесь, но люди утверждают, что это хорошо и красиво. Их него выложен путь, по которому ориентируются мореплаватели. И что же это такое? (молоко)
Он бывает Александрийский, исполнительный, больничный и обходной. С него можно петь, играть или читать без предварительной подготовки. Иногда он пристает или дрожит, как у известного дерева. Что это? (лист)
Подведение итогов игры. Объявление команды – победительницы.
Подсчёт очков у зрителей. Вручение грамот.
Ведущий:
Стихотворение «Родной язык».
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно – певучий.
В нем есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!