Беседа: « Блокада Ленинграда».
Цель: воспитывать чувство патриотизма, чувства гордости .
Задачи:
-познакомить ребят с понятием « блокада»;
-пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны ;
-прививать обучающимся чувство любви к Родине.
ХОД ЗАНЯТИЯ: тема, пословицы, иллюстрации , карта.
Ход занятия
1.Оргмомент.
2.Сообщение темы занятия.
Война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.
Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.
Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли. Сегодня мы поговорим об одном эпизоде войны, о блокаде Ленинграда.
Стоит над Невой город
Большой и красивый город-герой,
город-солдат, город-труженик.
Тема занятия: Блокада Ленинграда.
У каждого города есть свое лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя.
3.Основная часть занятия.
- Как назывался город на протяжении своего существования? (Выбрать нужное) ( Санкт-Петербург, Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург).
Сегодня мы будем говорить о Ленинграде. История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов.
Сколько дней и ночей длилась блокада? выбираем правильный ответ 200, 400,900
Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать. Но этого не случилось. Фашисты ненавидели Ленинград и боялись его.
Вот мы говорим блокада: что означает это слово?
Блокада-это: капитуляция, изоляция, окружение.( выбрать)
К началу блокады в городе было недостаточное количество продовольствия и топлива, медикаменты для больниц, уже в августе были введены карточки на продукты – обратить внимание на надпись: «При утрате не возобновляется».
Карточки печатались в типографии имени Володарского. Немцы пытались разрушить типографию, нарушив тем самым снабжение города хлебом. Хлебная карточка!!! Ей не было цены. Она была дороже золота! В каждом этом талончике была заключена жизнь.
Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в нетопленном классе, голодные. Ученики шатались от голода.
Фронтовая дорога, спасшая многих людей: Ладожское озеро,Байкал(выбрать правильный ответ)
Единственным путем, который связывал город с Большой землей было Ладожское озеро.
По еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой, по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие, жизненно важные грузы, а из города на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных и ослабевших людей. Скольких людей спасла от неминуемой смерти эта фронтовая дорога! Народ очень точно назвал ее "дорогой жизни". Машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.
Соедини пословицы :
Жизнь дана- на смелые ,добрые дела
Испуган- наполовину…разбит
Страшные дни Ленинграда(назвать то, что правда)
-Вышел из строя водопровод
- Не было топлива. Не было электричества
-Голод
-Смертность
-морозные зимы
Одной из самых знаменитых блокадниц была Таня Савичева – ленинградская школьница, которая с начала блокады начала вести дневник в запиской книжке. Сегодня дневник хранится в музее .В дневнике всего 9 страниц, на шести из них даты смерти близких людейВ августе 1942 года Таню эвакуировали, два года врачи боролись за её жизнь, но 1 июля 1944 года Таня умерла от туберкулеза кишечника, а незадолго до смерти ослепла.
Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России.
Как вы думаете почему? Верно, в этот день в 1944 году нашими войсками была одержана большая победа. Фашисты отступили от Ленинграда. Голод, бомбежки, артобстрел - все это для ленинградцев ушло в прошло!
Была война, прошла война.
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине
Идут легенды о войне.
Страшным был итог блокады.
Число погибших за блокаду: за 900 дней погибло более 800 тысяч человек.
Продолжите фразу самостоятельно
Никто не забыт, ничто не…..
4.Подведение итогов занятия.
«Вы посмотрели, послушали, и узнали еще одну страницу жизни города, увидели как трудно было всем ленинградцам. А как вы думаете, что помогло пережить эти страшные дни, что помогло выжить ?»
Прошу всех встать и почтить помять погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
(Минута молчания).