«Внеурочная деятельность учителя начальных классов коррекционной школы-интерната в условиях ФГОС»
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
На всех этапах воспитания и обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной коррекционной школе главной задачей является коррекция познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Для её решения необходимо воспитывать у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, самостоятельность, развивать интерес к окружающей жизни, совершенствовать знания и умения, формировать нравственные и социальные качества личности.
Основными задачами внеурочной деятельности учителя начальных классов являются: включение учащихся в разностороннюю деятельность; создание условий для реализации основных образовательных целей; оптимизации учебной нагрузки учащихся; формирование способностей к успешной социализации в обществе, воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
В начальной школе внеурочная деятельность реализуется в первую очередь через дополнительные коррекционные занятия по разным направлениям: развитие речи, грамматика, чтение, окружающий мир. На дополнительных коррекционных занятиях учитель расширяет знания по предмету для успешного освоения основной образовательной программы. Учитель предлагает различные игровые задания: ребусы, кроссворды, викторины, инсценировки, театрализация, моделирование и другие формы работы. Все коррекционные занятия проходят в свободной игровой форме, без оценивания, что позволяет учащимся настроиться не на учебную деятельность, а на соревновательную.
Изучение своего края, его природы, истории, жизни и труда населения особенно важно для обучающихся с ОВЗ, так как коррекционная школа-интернат является единственным учебным заведением для большинства из них. По окончании школы, начав трудовую деятельность, выпускники остаются жить и работать в своей местности, вступают в самые широкие связи и отношения с рабочим коллективом, создают семьи.
Знание окружающей действительности необходимо каждому человеку, чтобы он мог существовать и заниматься общественно полезной деятельностью. Тем более эти знания необходимы для коррекции интеллектуальной недостаточности обучающихся коррекционной школы.
Работа строится так, чтобы каждый школьник мог попробовать себя в разных сферах деятельности, почувствовал успешность и в конечном итоге проявил себя инициатором в организации и проведении общественно значимых дел и инициатив.
В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большее внимание придается роли специального обучения и воспитания, подготовке учащихся к самостоятельной жизни, решению проблем социализации детей с проблемами слуха. Ранее на первый план выдвигалась проблема обучения глухих и слабослышащих языку, математике и другим учебным предметам. Достижения в социальной адаптации рассматривались чаще всего в качестве побочного результата обучения и воспитания школьников. Однако результаты подобной работы, как показывает практика, не удовлетворяли педагогов и родителей. В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей с проблемами развития. В данный период в ходе всего учебно-воспитательного процесса особое внимание уделяется не только обучению предметам, но и развитию речи детей, их остаточного слуха, формированию произносительной стороны речи. Во всех коррекционных школах организовано целенаправленное обучение детей с ОВЗ, направленное на их широкую социализацию, всестороннее развитие личности ребенка.
Одним из путей повышения эффективности обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья является широкое использование наглядно – практической деятельности. Наиболее активно эта деятельность реализуется во внеурочной работе с учащимися. Наиболее эффективным и общедоступным способом изучения окружающего мира является экскурсия.
«Экскурсия – организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо (произведений искусства, памятников прошлого, каких-либо сооружений, механизмов и т.д.), проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью».
Экскурсия активизирует познавательную деятельность, расширяет знания в разных областях окружающей жизни, искусства, науки, культуры. Знания, которые учащиеся получают во время экскурсий, более конкретны и точны, так как восприятие окружающего мира происходит в естественной среде.
В соответствии с программами по развитию речи, окружающему миру, природоведению учителями начальных классов проводятся различные экскурсии: по улицам города, к памятникам, в музеи, в природу.
Экскурсия в дидактическом плане может быть использована на любом этапе: с целью введения в тему и как способ получения новой информации, для закрепления и углубления уже имеющихся знаний. Во время нее могут применяться все методы обучения.
В образовательно – развивающем плане экскурсия способствует накоплению учащимися научных, жизненных фактов, обогащает зрительными образами содержание учебного процесса, обучает умению замечать отдельные факты, подробности, детали, их место в общей системе взаимодействующих явлений и способствует развитию наблюдательности, эмпирического мышления, памяти.
Экскурсия воспитывает любознательность, внимательность, визуальную культуру, нравственно-эстетическое отношение к действительности.
Спецификой любой экскурсии является органичное сочетание показа с рассказом, ведь в её основе всегда лежит демонстрация наглядности, сопровождаемая устным пояснением, анализом.
Экскурсионная работа в силу своей коррекционно – компенсаторной направленности приобретает в обучении и воспитании детей с ОВЗ особое значение. Прежде чем изучать язык, им необходимо приобрести речевой опыт, научиться пользоваться словесной речью в общении с окружающими.
Во внеурочное время можно проводить следующие виды экскурсий:
искусствоведческие;
обществоведческие;
природоведческие;
профориентационные;
познавательные.
До проведения экскурсий следует чётко определить познавательно – развивающие и коррекционные задачи:
развитие и обогащение знаний и представлений об окружающем мире;
развитие мыслительных операций и познавательной активности;
активизация речевого общения, формирование речевого поведения и культуры речи;
развитие осознанного отношения к окружающему и воспитание самостоятельности, творческой активности;
развитию осознанного отношения к окружающему, индивидуальных личностных качеств.
Учитывая психофизические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, специфику усвоения ими программного материала, проведение с ними экскурсий требует тщательной подготовки. Она включает: определение ее цели, задач, содержания, методов; подготовку учащихся: рассказ о цели, содержании, организации экскурсии, о видах работы в ходе экскурсии, постановка вопросов, ответы на которые учащиеся должны найти во время экскурсии; продумывание форм контроля понимания школьниками изучаемого материала; определение содержания беседы, завершающей экскурсию, с целью закрепления усвоенного материала.
Современная коррекционная школа призвана обеспечить развитие учащихся и подготовку их к практической деятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья должны жить вместе со слышащими и иметь равные с ними возможности. Эта важная задача решается через реализацию основных направлений работы по социальной адаптации.
Как писал Л.С.Выготский: «Дефективный ребёнок есть, прежде всего, особый ребёнок, к нему складывается исключительное, не обычное, не такое, как к другим людям, отношение. Его несчастье раньше всего изменяет его социальную позицию, социальную установку в среде. Все связи с людьми, все моменты, определяющие место человека в социальной среде, его роль и судьбу как участника жизни, все функции общественного бытия перестраиваются». Все это в свою очередь обуславливает недоразвитие высших психических функций, которые при нормальном течении дела возникают «… непосредственно в связи с развитием коллективной деятельности ребёнка». В качестве первоочередной цели лечебной педагогики автор выдвигал задачу социальной компенсации дефекта, нормализации общения аномального ребёнка с окружающими. Он отмечал, что возможность устранения ближайшей причины недоразвития высших психических функций открывает перед педагогикой большие перспективы.
Социальная адаптация в среде слышащих для детей с ОВЗ имеет большое значение. От нее в немалой степени зависит успешность обучения и интеграции воспитанников с нарушениями слуха в среду слышащих. А это позволит им наравне со своими слышащими сверстниками занять достойное место в обществе.