Внеурочная деятельность
в свете требований ФГОС
Школа после уроков…
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З « 26 » ноября 2010 г. Москва № 1241 Регистрационный № 19707 от 04 февраля 2011 г. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
III. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования
- Пункт 16 изложить в следующей редакции:
- «16. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
- Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в том числе через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. № 19644 17 декабря 2010 г. № 1897 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования
Пункт 13 : Основная образовательная программа основного общего образования реализуется ОУ через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования.
Назначение внеурочной деятельности
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени. Она ориентирована на создание условий для:
- - творческой самореализации ребёнка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;
- - социального становления личности ребёнка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
- - профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.
Задачи, решаемые внеурочной деятельностью: Задачи, решаемые внеурочной деятельностью:
1. Обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных результатов основной образовательной программы общего образования.
2. Снизить учебную нагрузку обучающихся.
3. Обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка
в школе.
4. Улучшить условия для развития ребёнка.
5. Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Направления развития личности
духовно-
спортивно-
нравственное
оздоровительное
социальное
интеллектуальное
общекультурное
научные
общества
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.
- • развитие индивидуальности каждого ребёнка; • приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); • воспитание уважительного отношения к своему городу(селу), школе; • получение школьником опыта самостоятельного социального действия; • формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; • формирования у детей социокультурной идентичности; • увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; • формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; • реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Уровни воспитательных результатов
Третий – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия
Второй – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
Первый – приобретение школьником социальных знаний
Достигается во взаимодействии с социальными субъектами
Достигается во взаимодействии с педагогом
Достигается в дружественной детской среде (коллективе)
Реализация внеурочной деятельности в рамках ФГОС
(базовая организационная модель)
Инновационная (экспериментальная, пилотная, внедренческая) площадка
Инновационная (экспериментальная) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности
Иные педагогические работники
Должностные обязанности педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого
внеурочная деятельност ь
Группы продлённого дня
Деятельность воспитателей ГПД, например, в рамках «школы полного дня»
Дополнительное образование образовательного учреждения
Организация кружков, спортивно-оздоровительных секций, поисковых и научных исследований и т.д.)
Учебный план образовательного учреждения
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
(секции, школьные научные общества, научные исследования и т.д.)
Классное руководство
Дополнительное образование учреждений культуры и УДОД
Деятельность классных руководителей (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.)
Организация деятельности как на базе общеобразовательных учреждений, так и на базе самих учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры
Организация внеурочной деятельности
Опираясь на базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:
- модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);
- модель «школы полного дня»;
- модель оптимизационная (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);
- инновационно-образовательная модель.
( письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 года «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального стандарта общего образования»).
Организация внеурочной деятельности
Модель дополнительного образования
предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей.
Преимущество этой модели:
- ребёнку предоставляется широкий выбор для реализации своих интересов, возможности самореализации и самоопределения;
- во внеурочную деятельность включаются квалифицированные специалисты учреждений культуры, спорта, дополнительного образования;
- создаётся широкое поле для реализации культурных практик, приобретения учащимися социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.
Реализация такой модели возможна при тесном взаимодействии учреждений дополнительного образования детей и школы на основе договорных партнёрских отношений. Учреждение дополнительного образования может предоставить школе (нескольким школам) свою материально-техническую базу для занятий,
или направит в школу своих педагогов.
Организация внеурочной деятельности
Модель «школы полного дня»
реализация внеурочной деятельности осуществляется преимущественно воспитателями групп продлённого дня.
Преимущество данной модели:
- создаются благоприятные условия для полноценного пребывания ребёнка в школе в течение дня;
- обеспечивается содержательное единство учебной, внеурочной деятельности в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы школы;
- создаётся здоровьесберегающая среда, обеспечивающая соблюдение
санитарно-эпидимиологических правил и нормативов.
В совместной деятельности ребёнка и педагога обеспечивается
реализация индивидуальной траектории развития ребёнка. Воспитатель имеет возможность для индивидуальной беседы ребёнком в неформальной обстановке.
Данная модель позволяет создать систему воспитательной деятельности, в которую включается всё образовательное пространство школы: спортивный и актовый зал, школьный музей, библиотека и другие центры.
Организация внеурочной деятель ности
Оптимизационная модель
в реализации данной модели принимают участие все педагогические работники данного образовательного учреждения: учителя, вожатые, педагоги-организаторы, социальные педагоги, педагоги-психологи, воспитатели.
Преимущество данной модели:
- создаётся единое образовательной пространство в школе, в котором объединяются все структурные подразделения;
- координирующая роль принадлежит, классному руководителю, который в соответствии со своими функциональными обязанностями;
- взаимодействует с педагогическими работниками,
с учебно-воспитательным персоналом школы;
- организует в классе образовательный процесс,
способствующий развитию личности учащихся;
создаёт для этого благоприятный микроклимат;
- включает учащихся в разнообразные виды деятельности для развития их интересов, склонностей, способностей, разумного проведения свободного времени;
- взаимодействует с родителями учащихся.
Организация внеурочной деятельности
Инновационно-образовательная модель
опирается на деятельность инновационной площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в рамках образовательного учреждения.
В рамках данной модели проходит разработка, апробация, внедрение образовательных программ, в которых учитываются региональные особенности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Модель внеурочной деятельности должна содержать следующие структурные элементы:
- Систему видов внеурочной деятельности учащихся, структурированную по направлениям (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) и по уровням достижения воспитательных результатов.
2. Расписание внеурочных занятий в отдельно взятых классах, в смешанных группах.
3. Диагностику интересов учащихся по направлениям внеурочной деятельности.
Модель внеурочной деятельности должна содержать следующие
структурные элементы:
4. Маршрутные карты (листы) учащихся.
5. Программы внеурочных занятий, заявленных в образовательной программе, составленные в соответствии:
- с организационной формой проведения занятия (факультатив, студия, секция, кружок, клуб, мастерская и т.д.) ;
- со структурой рабочей программы курса внеурочной деятельности;
- с возрастными особенностями учащихся начальных классов
(содержание программного материала, формы и виды контроля не должны вызывать умственную, физическую и психологическую перегрузку учащихся)
1
- Изучение запросов родителей по выбору направлений внеурочной деятельности: Родительское собрание «Особенности обучения и воспитания школьников по ФГОС»; Анкетирование родителей Исследование мнения родителей, обучающихся и руководителей кружков по вопросам организации внеурочной деятельности: анкетирование, опрос, наблюдение, посещение занятий.
- Изучение запросов родителей по выбору направлений внеурочной деятельности:
- Родительское собрание «Особенности обучения и воспитания школьников по ФГОС»;
- Анкетирование родителей
- Исследование мнения родителей, обучающихся и руководителей кружков по вопросам организации внеурочной деятельности: анкетирование, опрос, наблюдение, посещение занятий.
2
- Анализ кадровых ресурсов и материально-технической базы для реализации внеурочной деятельности по запросам родителей. Подбор кадров , реализующих внеурочную деятельность.
- Анализ кадровых ресурсов и материально-технической базы для реализации внеурочной деятельности по запросам родителей.
- Подбор кадров , реализующих внеурочную деятельность.
3
- Расширенные заседания предметных кафедр (с приглашением руководителей кружков) « Разработка программ внеурочной деятельности ». Ут верждение рабочих программ внеурочной деятельности.
- Расширенные заседания предметных кафедр (с приглашением руководителей кружков) « Разработка программ внеурочной деятельности ».
- Ут верждение рабочих программ внеурочной деятельности.
4
- Составление модели организации внеурочной деятельности, индивидуальных учебных планов, расписания кружков. Создание санитарно-бытовых, материально-технических условий для организации внеурочной деятельности.
- Составление модели организации внеурочной деятельности, индивидуальных учебных планов, расписания кружков.
- Создание санитарно-бытовых, материально-технических условий для организации внеурочной деятельности.
Организация внеурочной деятельности
Нормативное обеспечение ВД
1.Устав образовательного учреждения.
2. Правила внутреннего распорядка ОУ.
3. Договор ОУ с учредителем.
4. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся.
5. Положение о деятельности в ОУ общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений).
6. Положения о формах самоуправления образовательного учреждения.
7. Договор о сотрудничестве ОУ и УДОД
8. Положение о группе продленного дня («школе полного дня»).
9. Должностные инструкции работников ОУ.
10. Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей).
.
11. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников ОУ.
12. Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг.
13. Положение об организации и проведении публичного отчета ОУ.
Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом федеральных требований к ОУ в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, например:
14. Положение об учебном кабинете.
15. Положение об информационно-библиотечном центре.
16. Положение о культурно-досуговом центре.
17. Положение о физкультурно-оздоровительном центре.
План внеурочной деятельности образовательного
учреждения определяет состав и структуру направлений,
формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования до 1350 часов за четыре года обучения, для обучающихся на ступени основного общего образования до 1750 часов за пять лет обучения с учётом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает
и утверждает план внеурочной деятельности.
Методический конструктор внеурочной образовательной программы
П.В. Степанов
Первый элемент конструктора –
9 видов внеурочной деятельности
- познавательная деятельность;
- игровая деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность;
- художественное творчество;
- социальное творчество (социально-
преобразовательная деятельность);
- трудовая (производственная)
деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
Методический конструктор внеурочной деятельности
Результаты
Приобретение школьником социальных знаний
1 . Игровая
Ролевая игра
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Получение опыта самостоятельного общественного действия
Деловая игра
Социально моделирующая игра
Вид внеурочной
деятельности
Методический конструктор внеурочной деятельности
Результаты
Приобретение школьником социальных знаний
2. Познавательная
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады
Получение опыта самостоятельного общественного действия
Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»
Вид внеурочной
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб
деятельности
Методический конструктор внеурочной деятельности
Результаты
Приобретение школьником социальных знаний
3. Проблемно-ценностное общение
Этическая беседа
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Дебаты, тематический диспут
Получение опыта самостоятельного общественного действия
Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов
Вид внеурочной
деятельности
Методический конструктор внеурочной деятельности
Результаты
Приобретение школьником социальных знаний
4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы
Получение опыта самостоятельного общественного действия
Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.п.)
Вид внеурочной
деятельности
Методический конструктор внеурочной деятельности
Результаты
5. Художественное творчество
Приобретение школьником социальных знаний
Кружки художественного творчества
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе
Получение опыта самостоятельного общественного действия
Художественные акции школьников в окружающем школу социуме
Вид внеурочной
деятельности
Методический конструктор внеурочной деятельности
Результаты
Приобретение школьником социальных знаний
6. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми )
Получение опыта самостоятельного общественного действия
КТД (коллективное творческое дело)
Вид внеурочной
Социально-образовательный проект
деятельности
Методический конструктор внеурочной деятельности
Результаты
Приобретение школьником социальных знаний
7. Трудовая (производственная) деятельность
Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних ремесел
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Вид внеурочной
Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика»), детская производственная бригада под руководством взрослого
Получение опыта самостоятельного общественного действия
Детско-взрослое образовательное производство
деятельности
Методический конструктор внеурочной деятельности
Результаты
Приобретение школьником социальных знаний
8. Спортивно-оздоровительная деятельность
Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции
Получение опыта самостоятельного общественного действия
Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме
Вид внеурочной
деятельности
Методический конструктор внеурочной деятельности
Результаты
Приобретение школьником социальных знаний
9. Туристско-краеведческая деятельность
Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Получение опыта самостоятельного общественного действия
Туристский поход, краеведческий клуб
Туристско-краеведческая экспедиция
Вид внеурочной
Поисково-краеведческая экспедиция
деятельности
Школьный краеведческий музей
Новый стандарт предлагает педагогам конструировать программы внеурочной воспитывающей деятельности Комплексные образовательные программы Тематические образовательные программы Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности Индивидуальные образовательные программы для учащихся
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности
- Объектом мониторинга является
Личность самого воспитанника
Детский коллектив
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г. М.Фридмана)
Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (разработана А. Н. Лутошкиным)
Методика «Что мы ценим в людях»
Удовлетворенность родителей жизнью школы
Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе (Методика Дж. Морено
Изучение удовлетворенности родителей
Вовлеченность обучающихся во внеурочную деятельность
работой школы (методика Е. Н. Степанова)
Карта внеурочной занятости
Результативность участия во внеурочной деятельности
Результат участия обучающихся
Спасибо за внимание!