Внеурочное мероприятие по литературе для учащихся 5-х классов «Что за прелесть эти сказки!» (по сказкам А.С.Пушкина).
Березовская В.Н.
Цели занятия:
- проверить знания учащихся по содержанию сказок А.С.Пушкина;
- развивать познавательные и коммуникативные компетенции учащихся через разнообразны виды деятельности;
- воспитывать интерес, любовь к литературному наследию русского гения;
- показать высокую идейную направленность произведений Пушкина, красоту слога его поэзии, обогащая лексикон учащихся, работая над выразительностью чтения пушкинских строк.
- повысить мотивацию обучения у пятиклассников посредством представления материала в визуализированной, интересной и максимально понятной для учащихся форме;
- помочь учащимся сделать процесс обучения увлекательным и интересным, а учебный материал – наглядным, доступным и увлекательным;
- актуализировать интеллектуальные и творческие способности учащихся и их родителей;
- воспитывать чувства ответственности за общее дело (участие в команде).
Формы организации образовательного пространства - работа в малых группах (6 групп по 5 человек).
Оборудование:
- портрет А.С.Пушкина;
- рисунки учащихся по сказкам А. С. Пушкина;
- выставка произведений А. С. Пушкина;
- иллюстративный материал, посвященный жизни и творчеству А.С.Пушкина
- музыкальное сопровождение;
- презентация к игре «Что за прелесть эти сказки!»;
- бланки ответов для учащихся и для жюри;
- дидактический материал для игры.
Продолжительность викторины - 40-50 минут.
Ход викторины.
Вступительное слово учителя.
- (Слайд 1) Добрый день, дорогие друзья, знатоки и поклонники творчества Александра Сергеевича Пушкина. Мы рады приветствовать вас на литературной игре «Поле чудес». Сегодня наша игра будет посвящена сказкам великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Величие Пушкина - в его удивительной простоте и духовном богатстве. В нем говорит наша русская природа, русская душа, русское творчество, сама русская стихия. Мы дышим Пушкиным, носим его в себе, он живет в нас подобно тому, как живет в нас наша Родина. Уже с раннего детства произведения Пушкина входят в наш дом, являясь источником радости и мудрости. Особенно любимы пушкинские сказки, возникшие под влиянием народной поэзии и неторопливых рассказов няни Арины Родионовны Яковлевой (Слайд 2).
«По-русски говорим мы с детства,
Но волшебство знакомых слов
Мы обретаем, как наследство,
В сиянье пушкинских стихов».
- Сегодняшняя викторина будет состоять из 9 туров. Каждая команда получит бланк ответов, его необходимо подписать. Бланки будут сдаваться на проверку жюри, которое будет проверять ваши ответы и вписывать заработанные вами баллы. И в конце игры подведем итоги. Команда, набравшая большее количество баллов, становится победительницей.
- Не забываем про правила поведения в команде на этой игре:
1. Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен – предлагай!
- А теперь познакомимся!
Представление команд.
1 тур. Презентация обложек к сказкам Пушкина (Слайд 3).
- Итак, вашим домашним заданием была подготовка обложки к сказке А.С.Пушкина. Ваша задача – продемонстрировать работу, прокомментировать изображенное на ней. Оцениваться будут оформление и публичное сопровождение.
Выступление команд. Оценивание жюри.
2 тур. «Узнай сказку» (Слайд 4).
- На экране будут спроецированы иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина (5 иллюстраций), каждая картинка пронумерована. Команды должны вписать название сказки в бланк оценивания, учитывая порядок иллюстраций. После выполнения первого задания бланк сдается жюри на проверку. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
По очереди показываются слайды (Слайды 5, 6, 7, 8, 9), учащиеся записывают ответы в бланки, затем сдают их на проверку жюри.
3 тур. «Пазлы». Собери сказку (Слайд 10).
- Каждая команда получает папку с «рассыпанными» строчками из сказки А.С.Пушкина. Задача игроков – восстановить порядок строк, чтобы получился текст, а также определить название сказки. У каждой команды своя сказка. Шесть команд – шесть сказок («Сказка о золотом петушке», « Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», « Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»). Продолжительность выполнения задания – 2 минуты. По окончании задания команды по очереди выразительно зачитывают восстановленные отрывки сказок.
Представители команд выбирают папки со строчками, а затем ребята выполняют задание. По истечении 2 минут от команд зачитывается полученный текст. Жюри оценивает, затем возвращает бланки с ответами.
4 тур. «Как зовут героя сказки?» (Слайд 11)
- На экране вы увидите строчки из сказки. Ваша задача – определить, о каком герое идет речь. Для каждой команды по очереди будет зачитываться строка, вам необходимо вписать героя в бланк ответов. Для каждой команды одна сказка. За правильный ответ команда получает 1 балл.
(Слайд 12)
- Как звали:
1. ...царевича в «Сказке о царе Салтане»?
2. ...сватью в «Сказке о царе Салтане»?
3. ...королевича в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»?
(Слайд 13)
4. ... пса в «Сказке о мертвой царевне»?
5. ...царя в «Сказке о золотом петушке»?
6. .. дядьку, который вышел из моря, в «Сказке о царе Салтане»?
Команды вписывают ответы.
5 тур. «Верните в сказку» (Слайд 14).
- Сейчас на экране вы увидите предметы, о которых говорилось в сказках А.С.Пушкина. Для каждой команды по очереди будет показан предмет, ваша задача – вписать сказку, к которой был этот предмет. Для каждой команды одна сказка. За правильный ответ команда получает 1 балл.
По очереди показываются слайды (Слайды 15, 16, 17, 18, 19, 20), учащиеся записывают ответы в бланки.
6 тур. «Узнай героя сказки» (Слайд 21).
- По цитатам из сказок А.С.Пушкина вы должны определить, о каком герое идет речь. Для каждой команды по 5 героев. Не забывайте записывать ответы в бланки. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
По очереди показываются слайды (Слайды 22, 23, 24, 25, 26), учащиеся записывают ответы в бланки.
7 тур. «Из одной ли мы сказки?» (Слайд 27).
- Вам необходимо дать ответы на вопросы по сказкам – «да» или «нет». Для каждой команды 6 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
(Слайд 28)
- Из одной ли сказки:
1. Царь Дадон и Шамаханская царица?
2. Царевна Лебедь и семь богатырей?
3. Королевич Елисей и мертвая царевна?
(Слайд 29)
4. Князь Гвидон и злая мачеха?
5. Попадья и золотая рыбка?
6. Царь Салтан и тридцать три богатыря?
Команды вписывают ответы.
8 тур. «Тест для знатоков сказок» (Слайд 30).
- В этом туре вам нужно выполнить тест по сказкам А.С.Пушкина. Вас ждет 9 вопросов с вариантами ответов, в бланке выберете и обведите букву правильного ответа. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
По очереди показываются слайды (Слайды 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39 ), учащиеся записывают ответы в бланки, затем сдают их на проверку жюри.
9 тур. «Реклама сказки» (Слайд 40).
- Представители от команды в форме жеребьёвки должны вытянуть листочки с названием сказки, которую вам нужно будет прорекламировать. Команды составляют текст, который должен вызвать интерес к сказке, привлечь потенциальных читателей. Продолжительность выполнения задания – 3 минуты. Жюри будет оценивать презентацию рекламируемой сказки, содержание и оригинальность.
Представители команд вытягивают листочки с названием сказки, а затем ребята выполняют задание. По истечении 3 минут от команд презентуется полученная реклама сказки. Жюри оценивает, затем подводит итоги мероприятия.
Слово жюри. Определение победителя. Награждение.
- Вы ещё раз встретились с любимыми героями, проявили творчество, активность, показали, что любите и читаете сказки А.С. Пушкина. Команды показали свои знания. Молодцы! А. С. Пушкин подарил сказкам новую жизнь, сделал их содержательнее и ярче. Пушкин велик! Я уверена, что вам захочется еще раз перелистать страницы пушкинских сказок. Всем спасибо!
Приложение.
Бланк ответов на задания викторины «Что за прелесть эти сказки?».
Команда_____________
№ | Задания | Количество баллов |
| 1. Презентация обложек к сказкам А.С. Пушкина | |
| 2. «Узнай сказку» (напишите полное название сказки) | |
1. | | |
2. | | |
3. | | |
4. | | |
5. | | |
| 3. «Пазлы» | |
| 4. «Как зовут героя сказки?» (напишите имя героя) | |
| | |
| 5. «Верните в сказку» (напишите название сказки) | |
| | |
| 6. «Узнай героя сказки» (напишите имя героя) | |
1. | | |
2. | | |
3. | | |
4. | | |
5. | | |
| 7. «Из одной ли мы сказки?» ( напишите да или нет) | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| 8. «Тест для знатоков сказок» (выберите и обведите букву правильного ответа) | |
1. | А Б В | |
2. | А Б В | |
3. | А Б В | |
4. | А Б В | |
5. | А Б В | |
6. | А Б В | |
7. | А Б В | |
8. | А Б В | |
9. | А Б В | |
| 9. Реклама сказки | |
Ответы для жюри
№ | Задания | Количество баллов |
| 1. Презентация обложек к сказкам А.С. Пушкина Критерии: Наличие -1 балл Защита – 1 балл Оформление – 3 балла | |
| 2. «Узнай сказку». (напишите полное название сказки) | |
1. | «Сказка о золотом петушке» | 1 |
2. | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 |
3. | «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 |
4. | «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» | 1 |
5. | «Сказка о попе и о работнике его Балде» | 1 |
| 3. «Пазлы». За правильный ответ 1 балл | |
| 4. «Как звали героя сказки?» (напишите имя героя) | |
1. | Гвидон | |
2. | Бабариха | 1 |
3. | Елисей | 1 |
4. | Соколко | 1 |
5. | Дадон | 1 |
6. | Черномор | 1 |
| 5. «Верните в сказку» | |
1. | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 |
2. | «Сказка о попе и о работнике его Балде» | 1 |
3. | «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди», можно название в коротком виде. | 1 |
4. | «Сказка о золотом петушке» | 1 |
5. | «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 |
6. | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 |
| 6. «Узнай героя сказки.» (напишите имя героя) | |
1. | Гвидон | 1 |
2. | Балда | 1 |
3. | Шамаханская царица | 1 |
4. | Корабельщики | 1 |
5. | Царевна из «Сказки о мертвой царевне…» | 1 |
| 7. «Из одной ли мы сказки?» ( напишите да или нет) | |
1. | Да | 1 |
2 | Нет | 1 |
3. | Да | 1 |
4. | Нет | 1 |
5. | Нет | 1 |
6. | Да | 1 |
| 8. «Тест для знатоков сказок» (выберите и обведите букву правильного ответа) | |
1. | А Б В | 1 |
2. | А Б В | 1 |
3. | А Б В | 1 |
4. | А Б В | 1 |
5. | А Б В | 1 |
6. | А Б В | 1 |
7. | А Б В | 1 |
8. | А Б В | 1 |
9. | А Б В | 1 |
| 9. Реклама сказки. Критерии: оригинальность -1; артистичность -1; содержание -2 | |
Ответы для 3 тура «Пазлы». Собери сказку. |
«Сказка о золотом петушке» Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон. Смолоду был грозен он И соседям то и дело Наносил обиды смело; Но под старость захотел Отдохнуть от ратных дел И покой себе устроить. | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась - и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич Елисей. |
«Сказка о попе и о работнике его Балде» Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошёл поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда Идёт, сам не зная куда. “Что, батька, так рано поднялся? Чего ты взыскался?” | «Сказка о рыбаке и рыбке» Вот пошёл он к синему морю; Видит - море слегка разыгралось. Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка и спросила; "Чего тебе надобно, старче?" Ей с поклоном старик отвечает: "Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня моя старуха, Не даёт старику мне покою: |
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Ель растёт перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка там живёт ручная, Да затейница какая! Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт, А орешки не простые, Всё скорлупки золотые, Ядра - чистый изумруд; | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Свет мой, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?” И ей зеркальце в ответ: “Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее” |
Приложение для 3 тура «Пазлы». Собери сказку.
(«Сказка о золотом петушке») Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.
(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
“Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?”
(«Сказка о рыбаке и рыбке») Вот пошёл он к синему морю;
Видит - море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка и спросила;
"Чего тебе надобно, старче?"
Ей с поклоном старик отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не даёт старику мне покою:
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
И ей зеркальце в ответ:
“Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее”.
Приложение для 9 тура «Реклама сказки».
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
«Сказка о попе и о работнике его Балде» |
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» |
«Сказка о золотом петушке» |
«Сказка о рыбаке и рыбке» |
««Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |