СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну Грамматику"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

                               Утренник «Путешествие в страну Грамматику»

                                                  в виде игры-соревнования.

Оборудование: плакаты с высказываниями о русском языке, пословицы, стихи. Действующие лица: ведущий, 3 команды, жюри, учитель.

 

Ведущий. Сегодня, ребята, мы побываем в стране Грамматике. Она очень большая, поэтому мы сможем попасть только в 4 города: «Фонетика», «Лексика», «Фразеология», «Орфография». Мы отправляемся в путешествие на трех самолетах. У каждого лайнера есть свое название: «Клякса», «Запятая», «Восклицательный знак».  Тот самолет, который прилетит первым в город  «Орфография», станет победителем в нашей игре.

 

    Конкурс «Чей самолет первым совершит посадку в городе «Фонетика»?

Ведущий предлагает каждой команде по две метаграммы (это загадки, по условиям которых из загаданного слова, путем замены одной буквы другой, получается новое слово), которые они должны отгадать.

    Каждое правильное решение – очко. Команда, набравшая большее количество очков, первой идет на посадку.

 

                     Метаграммы для «Запятой»

  1. Со звуком [c] я не вкусна,

Но в пище каждому нужна.

С [м] берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто.              (Соль-моль)

 

  1. С [к] я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С [п] от вас не утаю –

Тоже в школе я стою.                   (карта-парта)

 

 

            Метаграммы для «Кляксы»

  1. Хоть и мала я, но взгляни:

Весь мир в себе я отражаю.

Но [к] на [ц] перемени –

Я по болоту зашагаю.               (Капля-цапля)

 

  1. Я цвет одинаковый часто имею:

И с [г ] зеленею, и с [к] зеленею.

Но с   [к] вам со мною рискованно быть:

Могу и до слез довести и убить.                   (Лук-луг)

 

      Метаграммы для «Восклицательного знака».

1. С [п] я в доме, с [в] я в поле,

    С [м] я в море, с [г] в футболе,

     С [к] вбивают, с [т] взрывают,

     С [д] долину называют.                        (Пол, вол, мол, гол, кол, тол, дол)

 

2. С [б] мучительной бываю,

    С [м] одежду пожираю,

    C [р] актеру я нужна,

    C [с] для повара нужна.                  (Боль, моль, роль, соль)

Ведущий. Жюри считает, что первым приземлился в городе «Фонетика» самолет команды… . Продолжаем путешествие. Наши самолеты подлетают к городу «Лексика».

Конкурс «Музыкальные слова».

Задание. Командам предлагается за 5-7 минут придумать такие слова, в которых повторялись бы не менее 2 раз названия нот. Например, сирена, фасоль, перемирие.

Творческие группы приступают к выполнению задания. А в это время соревнуются между собой командиры самолетов.

Конкурс «Найди имя собственное».

К нарицательным именам существительным первого столбца надо найти имя собственное из второго столбца, которое само или прилагательное из которого в сочетании с определяемым нарицательным существительным образуют фразеологизм. Побеждает тот, кто наберет быстро и правильно наибольшее число пар за определенное время.

Азбука                               Авгий

Близнецы                           Алладин

Бочка                                 Анюта

Верста                               Ариадна

Глазки                               Ахилл

Грамота                             Буридан

Кафтан                               Вавилон

Конюшни                           Валаам

Конь                                   Геркулес

Лампа                                 Гомер

Ложе                                   Гордий

Меч                                    Дамокл

Муки                                  Демьян

Нить                                   Диоген

Огонь                                 Китай

Осел                                   Коломна

Пир                                    Мамай

Победа                               Мономах

Побоище                            Морзе

Пята                                   Пандора

Стена                                  Пирр

Столпотворение                Прокруст

Столпы                               Прометей

Узел                                    Сиам

Уха                                      Тантал

Хохот                                   Тришка

Шапка                                 Троя

Язык                                   Филька

Ящик                                   Эзоп

Азбука  Морзе, Сиамские близнецы, Бочка Диогена, Коломенская верста, Анютины глазки, Филькина грамота, Тришкин кафтан, Авгиевы конюшни,  Троянский конь,     Лампа Алладина, Прокрустово ложе, Дамоклов меч, Танталовы муки, Нить Ариадны, Огонь Прометея,                    Мамаево побоище, Ахиллесова пята, Китайская стена, Вавилонское столпотворение,       Гордиев узел, Демьянова уха, Гомерический хохот,        Шапка Мономаха, Язык Эзопа, Ящик Пандоры.

 

Ведущий. Вы немного устали?

                  Давайте поиграем!

                  Если взять большое слово,

                  Буквы вынуть, раз и два.

                  А потом собрать их снова,

                  Выйдут новые слова.

                  Поиграйте раньше с нами,

                  А потом садитесь сами.

                  Вот из слова ГАСТРОНОМ

                  Вышел важный АСТРОНОМ,

                  Вышел МАГ и вышел ГНОМ,

                  А за ними АГРОНОМ.

                  МОСТ построен на реке,

                  ГРОМ грохочет вдалеке,

                  С нижней палубы МАТРОС

                  От причала тянет ТРОС.

                  Сверху летчику видна

                  Вся родная СТОРОНА.

А теперь из слова БУЛАВКА нужно составить новые слова. Играют все присутствующие на утреннике.

Один ученик выходит к доске писать, остальные подсказывают. Конкурс не оценивается.

Ведущий. Наши корабли отдохнули, заправились горючим, они готовы лететь к городу «Фразеология».

Конкурс «Лингвистический аукцион».

Из каждой команды для проведения конкурса приглашаются по 3 учащихся. Ведущий поочередно «продает» слова: ум, вода (для команды «Запятая»), голова, один (для команды «Клякса»), как, глаз (для команды «Восклицательный знак»).

Побеждает «покупатель», который последним произнесет фразеологизм с названным словом.

Ведущий. Ребята, в этом городе очень много достопримечательностей, но я вам советую посетить «Фразеологический зоопарк».

Конкурс «Путешествие по фразеологическому зоопарку».

Задание: назвать фразеологизмы, включающие слова – названия домашних и диких животных. Выигрывает та команда, которая назовет больше фразеологизмов.

Ведущий. Ура! Команды с честью выдержали и это испытание. Нас, очевидно, ожидает спокойный полет. Взять курс на город «Орфография». Но чтобы попасть в этот город, нам необходимо ответить на вопросы викторины.

 

Орфографическая викторина.

  1. Какое наречие пишется с двумя черточками и двумя мягкими знаками?  (Точь-в-точь).
  2. Ответь одним словом. Объясни правописание.

Глухой шум от трения (шорох).

Место соединения сшитых кусков (шов).

Сделанный из холста  (холщовый).

Детеныш галки (галчонок).

Стержень для чистки оружия (шомпол).

Ощущение жжения в пищеводе (изжога).

Колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами зеленого цвета (крыжовник).

Плоскодонная китайская лодка (джонка).

  1. О каком правиле правописания идет речь? Сформулируйте это правило.

Цыпленок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах;

На мотоцикле разъезжал

И цифр знал немало…

Он  из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где и, а где же ы.

  1. О каком правиле правописания идет речь?  Как пишутся слова с отрицательными частицами Не и НИ?

Жило-было Ничего,

Не умело ничего,

Не хотело ничего.

Взад-вперед оно ходило

И ни с кем не говорило,

Никого не замечало,

Лучше всех себя считало.

А про это Ничего

И сказать-то нечего!

  1. Исправь ошибки. (Написано на доске.)  

                         Жалоба.

Дядя, прашу тебя, памаги,

Твоей плимяннице оле,

А то небудет ее наги

В этой пративной школе.

Мне вчера за дектант на слава

Учитель поставил два,

А сам сказал, что маю работу

Даже несмок прочитать.

Попраси его, дядя, исправить двойку

И паставить мне пять.

Ведущий. Ребята, наш полет подходит к концу. Но чтобы совершить удачную посадку, нужно найти в стихотворении все ошибки в употреблении рода имени существительного. Начнем!

(Играют все присутствующие. Конкурс не оценивается.)

             Слыхали эту новость?

             У нас в шкафу живет

              Тот, кто любую овощь,

              Любой продукт сжует.

              Он яблок, помидору

              И всю картофель съест,

              Баранок без разбору

              Умнет в один присест.

              Прожорлив, как собака,

              Тот, кто живет в шкафу:

              Пропали тюль и тапок

              И туфель на меху.

              Он съел жилетку кунью

               И дедовский папах,

              Персолем и шампунью,

              Который весь пропах.

              Так кто же путь проделал

               Из шкафа в антресоль?

               Мыш ненасытный, где он?

               Где он, огромный моль?

               Вы скажете: «Не верим!

               Чтоб все пустить в труху?»

               … Но есть обжора Время –

               Вот кто живет в шкафу.

Ведущий подводит итоги утренника, жюри объявляет победителей, раздаются грамоты, призы.