Внеурочная воспитательная деятельность в рамках изучения английского языка
В наше время – время высоких технологий и инноваций -знание иностранного языка, в частности английского, выходит на первое место по своей актуальности. Английский язык был и будет востребован, он имеет огромное значение и очень важен для развития личности и международного сотрудничества . Поэтому, одна из главных задач учителя состоит в том, чтобы , вызвать интерес к изучению иностранного языка и постоянно поддерживать этот интерес не только на уроке , но и в свободное от уроков время. В связи с этим, именно внеурочная деятельность является естественным продолжением системы уроков английского языка и приобретает особое значение. Что же такое внеурочная деятельность? Внеурочная деятельность по иностранному языку – это мотивированная, целенаправленная, организованная внеучебная деятельность под руководством учителя с целью совершенствования и дальнейшего развития иноязычной коммуникативной компетенции и реализации комплексных задач образования, воспитания, развития. Какие же задачи ставятся перед учителем в рамах внеурочной деятельности?
Развитие памяти, мышления, воображения и фантазии, внимания, интеллектуальных способностей и эмоционально-мотивационной сферы личности обучающихся.
Расширение филологического кругозора (закрепление лексических единиц и речевых оборотов, изученных на уроке), приобщение к иноязычной культуре (народный фольклор, произведения английских и американских писателей, современные музыкальные и поэтические произведения).
Формирование навыков работы в группе и коллективе, воспитание толерантного отношения учащихся друг к другу, чувства поддержки и взаимопомощи.
Реализация творческих устремлений учащихся в области изобразительного искусства и театрального мастерства.
Опыт учителей нашей гимназии показывает, что изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе. Внеклассные занятия обобщают изученный на уроках материал, дополняют его, и, в конечном итоге, способствют лучшему овладению языком.
Каковы же преимущества внеурочной работы:
- Формируется интерес школьника к определенной теме языку в целом;
- Формируются предметные, метапредметные и личностные умения и навыки;
-Развиваются творческие способности;
- Снимается как языковой барьер при общении на английском языке, так и
психологический барьер при выступлениях на публике;
-Формируется духовно-нравственное начало.
Главное преимущество внеурочной деятельности это то, что направление выбирается самим обучающимся исходя из его собственных интересов и имеют добровольный характер.
Различают три формы внеурочной деятельности: индивидуальная, групповая и массовая.
Индивидуальная форма, как правило, проводится с отдельными школьниками, которые готовят сообщение или доклад о стране изучаемого языка, о важных датах и событиях, выдающихся людях, презентации. оформляют стенгазеты, альбомы, открытки, стенгазеты, проекты, выставка-викторина и т.д..
Групповая форма внеурочной деятельности включает постоянный состав участников, объединенных общими интересами. В этой форме объединяются разные виды деятельности, например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение и просмотр фильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного. олимпиады, викторины праздники, посвященный традициям родной страны или страны, язык которой изучается; праздники, посвященный знаменательной дате, например, Halloween, Christmas, 8 March, etc.; тематические внеклассные мероприятия: и т.д.
К массововой форме внеурочной деятельности относятся такие мероприятия, как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера.
Стоит отметить, что кафедра английского языка нашей гимназии активно занимается внеурочной деятельностью и принимает участие в мероприятиях как на школьном, так и на муниципальном уровне. Только за последний год наши школьники участвовали в таких мероприятиях, как Шекспировский фестиваль, 33 конференция научного общества учащихся «Великое посольство Петра1 в Англию», конкурс сочинений « Обратно в школу», Научно-практическая конференция «Российско-британские связи», приняли участие в конкурсе песен на английском языке и та далее, где не просто частвовали, но и занимали призовые места.
Прежде всего, мне хотелось бы выделить такую форму внеурочной деятельности, как Неделя иностранного языка. Эта форма является массовой, так как в ней принимает участие большое количество детей разных возрастных категорий и включает разнообразные по смыслу и форме мероприятия. Это спектакли и постановки на английском языке, литературный клуб, “Сказки Киплинга” викторины, презентации олимпиады, защита проектов, КВН.
Неделя способствует, формированию творческих отношений между учениками, учителями и родителями, во время подготовки и проведения Недели. В нашей гимназии Неделя иностранного языка проводится в конце апреля, по специально составленной программе. Тематика Недели интересна, познавательна, доступна и отвечает уровню языковой подготовки школьников. Это спектакли и постановки на английском языке, литературные клубы, такие, как “Сказки Киплинга”, викторины, презентации, олимпиады, защита проектов, КВН, конкурс стенгазет и открыток и многое другое.
Вторая важная форма внеурочной деятельности это проведение олимпиад по английскому языку. Иногда на уроках для этого не хватает возможности и времени. А благодаря, внеурочной деятельности, участие в олимпиадах по английскому языку, позволяет расширить и систематизировать знания языка. Мне кажется, что плюсом олимпиад по английскому языку является также обобщение и закрепление знаний , полученных на уроке.
Проекты и научные исследования – тоже развивающиеся направления внеурочной деятельности, по английскому языку, которые успешно внедряются в нашей гимназии..
Уже на первом году изучения английского языка наши учителя спешно работают над проектами связанными с алфавитом, страноведением, лексическими темами: «Семья», «Животные», «Дом», «Еда», грамматическими темами: «Множественное число», «Притяжательный падеж», «Глагол to be» и т.д.
Некоторое время назад , учащиеся 4-9 классов, участвовали в международном проекте «Holiday Card Exchange», одном из многочисленных проектов сайта iearn. Дети обменивались поздравительными открытками с детьми из США, Канады, Ирана, Пакистана, Тайваня, Украины, Карелии. Дети творчески подошли к изготовлению открыток: получились открытки-картины, открытки-поделки с аппликациями, стихотворениями, рассказами о том, как мы отмечаем Новый год и Рождество. Приняло участие более 100 участников проекта в нашей гимназии! Мы потом устроили выставку поздравительных открыток, которые дети получили от своих партнеров по группе в своем учебном заведении.
В проектной деятельности могут участвовать как один человек, так и группа: кто-то из ребят находит материал, кто-то рисует, другие создают слайды, вообщем, вся команда участвует в подготовке защиты проекта.
И еще следует отметить, что именно внеурочная деятельность помогает создать ситуацию естественной языковой среды, что положительно сказывается на обучении в целом.
Таким образом, внеурочная деятельность по английсому языку оказывает положительное психологическое воздействие на взаимоотношение учителя и обучающихся, создает атмосферу сотрудничества и творчества, способствует достижению общих целей, а также создает ситуацию успеха, в которой каждый может попробовать себя в различных социальных ролях, научиться работать в команде, становиться участником диалога культур, поможет, подготовиться к дальнейшей жизни с успешной адаптацией выпускников в новом мире компьютерных и других современных технологий. При этом, не стоит забывать о том, чтобы любой предложенный вид деятельности был привлекателен для учащихся, не вызывал переутомления, не был однообразным..
Подводя итог, можно сказать, что при изучении иностранного языка , внеурочная деятельность играет важную роль . Она решает две главные задачи: во-первых, помогает развивать иноязычную коммуникативную компетенцию, повышает интерес к английскому языку, совершенствует навыки и умения по данному предмету, а, также, помогает организовать свободное время учащихся для их, нравственного и эстетического воспитания и развития.