Конспект урока. Истории России 9 класс
Тема урока: Внутренняя политика Александра III: контрреформы.
Цель урока: Формирование творческой личности, обладающей навыками критического мышления, способного осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей учебной деятельности
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД): умение анализировать, обобщать, сравнивать факты, формулировать и обосновывать выводы, представлять результаты своей деятельности в форме таблицы, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, владение монологической и диалогической формами речи, воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; воспитание интереса к предмету истории.
- развивающие (формирование регулятивных УУД): умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; умение выделять, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Технология: Развитие критического мышления
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная
Оборудование урока:
компьютер и мультимедийные проектор,
презентация;
учебное пособие, рабочие тетради,
раздаточный материал: опорные таблицы; таблицы ПМИ – недостатки, достоинства, перспективы.
видеофрагмент «От Руси к России. Александр III»
Ход урока.
Самоопределение к деятельности. Организационный момент. (5 минут)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы рассмотрим положение в России в последнее двадцатилетие XIX века. Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, нам необходимо определить, что же мы уже знаем об этом периоде.
Учитель: Обратите внимание на экран. На слайде вы видите несколько терминов. Попробуйте дать им определение (учащиеся смотрят на экран, дают определения терминам).
Учитель: Как вы думаете, какова тема нашего урока? (ответы учащихся, на экране – тема урока).
Учитель: Теперь откройте тетради и запишите дату и тему занятия. (учащиеся открывают тетради, фиксируют тему).
Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.(2 минуты)
Учитель: Существуют две точки зрения на правление Александра III.
1. Время Александра III было периодом контрреформ.
2. Реформы при Александре III не были свернуты, а имела место лишь корректировка реформ. И даже более того, преобразования в социально-экономической сфере продолжались ускоренными темпами.
С вашей точки зрения период правления императора Александра III – период реформ или контрреформ? (ученики высказывают предположения по вопросу).
Учитель: Мнения разделились. Вопрос действительно непростой.
Построение проекта выхода из затруднения. (2 минуты)
- Каков будет план нашей дальнейшей работы? С помощью чего мы можем достичь поставленной цели? (учащиеся составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т. д.). (Учитель обобщает и ставит цель, согласовывает ее с учащимися).
Учитель: Итак, нам понадобится учебное пособие, раздаточный материал (таблицы), рабочие тетради.
Изучение нового материала. (20 минут)
Учитель: У вас на столах лежат листы с таблицей, поделенной на три колонки. Ваша задача написать в 1-все, что знаете, 2- что хотите узнать, 3-что узнали за урок. Работаем с первыми 2мя колонками, 3ю вы заполните по ходу урока. Работаете в парах, помогая друг другу. (учащиеся заполняют таблицу, работая в парах). (5минут)
Учитель: Александр III стал императором в 1881 году после смерти своего отца Александра II. На императора большое влияние оказывал Константин Победоносцев – рьяный сторонник самодержавной власти. Вступив на престол, Александр III выступил с манифестом «О незыблемости самодержавия», в котором указал, что намерен править самодержавно, опираясь на консервативные ценности.
Учитель: Сейчас внимательно просмотрите видеоролик царствования Александра III. По ходу просмотра мы выполним работу, которая называется «Двойной дневник». Эта работа поможет лучше прояснить деятельность императора. Разделите тетрадь на 2 колонки. В левой колонке прошу записать информацию, которая вас удивила, вызвала какие-либо ассоциации, а может, вызвало протест. (учащиеся делят тетрадь на 2 колонки, просматривают видеофрагмент, заполняя таблицу) (6минут)
Учитель: А теперь я попрошу вас в правой колонке записать вопросы, возникшие мысли и прокомментировать их. Время на работу 5 минут. (учащиеся заполняют правую колонку в тетради, комментируют свои записи. Учитель делает вывод). (8минут)
Закрепление нового материала (5минут)
Учитель: Вернемся к нашей таблице на листах. В третьей колонке я прошу записать все, что вы узнали за урок. Эти листы у вас останутся, вы их вложите в свои тетради. (учащиеся заполняют таблицы).
Рефлексия деятельности (6 минут)
Учитель: Просмотрев видеоролик к какой точке зрения вы больше склоняетесь? Все-таки период правления императора Александра III – период реформ или контрреформ? (ученики высказывают свои предположения. Учитель подводит итог).
Учитель: Хорошо. Возьмите, пожалуйста, карточки ПМИ, впишите в них то, что вам понравилось в ходе урока, что нет, а что показалось интересным. Затем возьмите листы самооценки и заполните их. (учащиеся заполняют листы самооценки).
Учитель: Я благодарю вас за урок. Домашнее задание у вас на экране. Запишите его в своих дневниках. (учащиеся записывают домашнее задание в дневниках).