Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Волновахская школа №6»
Администрации Волновахского района
Республиканский конкурс «Педагог года Донецкой Народной Республики» в 2024 году в номинации «Классный руководитель года»
Тематическое направление:
духовно-нравственное воспитание, возрождение и поддержка
семейных традиций
Воспитательное мероприятие
| Учитель истории и обществознания: Казанцева Ольга Федоровна Классный руководитель 7 класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Волновахская школа № 6» |
2024 год
Пояснительная записка
«Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия, и справедливости – являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность».
Д. Медведев
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования значительное место отводят проблемам воспитания, его целям, условиям, создаваемым в школе для осуществления воспитательной работы и программному обеспечению воспитательного процесса. Согласно требованиям ФГОС ООО, среди личностных, метопредметных и предметных результатов освоения школьниками основной образовательной программы, предлагаемой в общеобразовательной организации, именно личностные результаты являются результатами воспитания, поэтому они призваны «ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание школьников».
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы. «Родной край, его история» - писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев – « Основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Общество лишь тогда способна ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Ключевую роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируется в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Тематическое направление – духовное и нравственное воспитание.
Тема воспитательного мероприятия и обоснования её выбора (актуальность)
ТЕМА: «Семьей возродится Россия»
Семья – это важнейший институт социализации личности, исторической трансляции культурных, нравственных ценностей. У каждого человека существует свое представление о семье и семейных отношениях. Именно семья формирует человека, систему его ценностей и взглядов, в ней формируется личность человека. Эта тема на данный момент очень актуальна, она призвана помочь ребятам разобраться, в чем ценность каждой семьи, помочь сформировать взгляд на доверительные взаимоотношения между членами семьи. Класс - большая семья из 17 ребят. А семья – это начало начал.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность):
Данная методическая разработка, является системой воспитательной работы в школе, которая направлена на реализацию Программы МБОУ «Волновахская школа № 6» «Духовно-нравственное воспитание в рамках внеурочной деятельности для учащихся 2-4 и 5-8 классов.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия: 13-14 лет (7 класс)
Цель – создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, формирования их ценностных ориентаций: к семье, как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья.
Задачи:
Образовательная:
- сформировать чувство любви и гордости к своей семье, уважение к своей семье, товарищам, к родителям, развитие интереса к истории своей семье;
- формировать умение коллективной работы.
Воспитательная:
- воспитывать систему взглядов о семейных традициях;
- создать опыт эмоционально-чувственных переживаний обучающихся через использование притчи, чтение текста, инсценировку сценки;
Развивающая:
- подвести обучающихся к пониманию того, что главное в жизни семьи;
- способствовать формированию духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающихся бережного отношения к семейным ценностям и традициям как национально-культурной ценности.
Планируемые результаты:
- ребята получат знания о ценностях семьи, семейных традициях, что значит для каждого семья, её история;
- приобретут чувство любви к семье, ее традициям и семейным ценностям, научаться ценить и сохранять историю своей семьи;
- приобретут положительный социальный опыт для личностного развития – быть полезной семье, родной школе, родному городу, родной стране.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора:
Опираясь на возрастные особенности обучающихся, для того чтобы мотивировать, воздействовать на эмоциональную сферу обучающихся, активизировать их внимание, я применяла элементы игровых технологий. Участие ребят в играх способствует более полному и яркому выражению обсуждаемой проблемы.
Педагогическая технология /методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов:
При подготовке, организации и проведения мероприятия я использовала и применяла следующие методы и приемы педагогических технологий: репродуктивный (беседа, рассказ), игровые технологии, наглядный метод (демонстрация фотографий, видео), дискуссия, информационно-коммуникативные методы.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)
Для организации и проведения внеклассного мероприятия я использовала ноутбук, мультимедийную доску, раздаточный материал (распечатанный материал для самостоятельной работы), распечатывала традиции и заповеди семьи, фотоматериалы (семейные фотографии детей) и информацию, подготовленную обучающимися (рассказы о семье, определения о значении слова «Семья» из словарей Ожегова С.И. Ушакова Д.Н.). На классной доске написала тему «Семьей возродится Россия», разместила солнышка, семейное дерево для рефлексии.
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей:
Данная методическая разработка адресована классным руководителям 7- х
классов для реализации внеурочной работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
Основная часть
Описание подготовки воспитательного мероприятия:
Подготовительный этап:
сформировать группы обучающихся для подготовки сообщений по темам: «Я и моя семья», «Традиции моей семьи», группы для оформления семейного фотоколлажа
подготовить и распечатать традиции и заповеди семьи, выполнить заготовки семейного дерева, солнышек, смайликов, сделать заготовки из желтой бумаги для проведения рефлексии;
оформить классную доску.
Работа с обучающимися:
совместная работа по подборке информационного материала, семейных фото для работы
Этапы проведения мероприятия:
Вводная часть.
Определение темы мероприятия и постановка цели, актуализация.
Основная часть
Семья
Ценности семьи
Традиции семьи
Рефлексия.
Подведение итогов.
Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий и др.)
Дети в классе рассажены за партами. На доске написана тема, солнышка, дерево, на партах лежат смайлики тусклых и радостных солнышек, листики разных цветов, ватман А-3, фломастеры, ручки.
Вводная часть..
Классный руководитель:
Добрый день, ребята! Наше мероприятие мне хочется начать с разминки…
Собирайтесь, дети, в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь!
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
Здравствуйте, милые дети,
Вы прекрасней всех на свете! Садитесь, ребята!
Какое у вас сегодня настроение?
(показывают смайлик настроения, у каждого на парте лежит и на доске висит)
-Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.
пусть это весёлое солнышко будет с нами всё занятие.
( музыка «Тихое семейное счастье
(На доске оставить только улыбающееся солнышко) (Слайд 1)
Учитель: А сейчас, чтобы узнать тему сегодняшнего воспитательного занятия я вам прочитаю загадку. А вы внимательно послушайте!
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это?
Ученики: СЕМЬЯ.
Учитель: Какая же тема нашего занятия?
Ученики: Семья
Учитель: Совершенно верно. Тема нашего воспитательного занятия
«Семьей возродится Россия» .
Информационный блок (Слайд2
(на слайде появляются слова В.А.Сухомлинского
«Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро»).
Ребенок – зеркало семьи; как в капле отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.
(Слайд3)
Учитель: Ребята, а как вы понимаете слово семья? Закройте глаза, произнесите слово «Семья». Что вы почувствовали? (Примерные ответы учащихся: Тепло. Семья – это такое же теплое слово, как и солнышко. Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека)
Учитель: Семья — самое главное в жизни для каждого из нас. Семья — это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Учитель: А кого можно назвать членом семьи? А давайте мы это узнаем (видео) https://youtu.be/R3lo18X3gZk?si=LUtBu-ZricSQnKjv (Слайд 4)
Индивидуальная работа «Солнышки» (Слайд5)
Учитель: А теперь мы с вами поработаем. На столах лежат солнышки. Каждый лучик – член вашей семьи. Подпишите свои лучики (учащиеся подписывают лучики)- музыка “Мама и дочка”
Покажите.
Учитель: У каждого из вас разные лучики. Так и семьи бывают разные. В некоторых семья есть только 1 родитель, но это не беда, от этого семья не становится хуже. Она может стать самой лучшей, если в ней будет царить любовь, взаимопонимание и забота.
Легенда. В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва о ней долетела до правителя этих мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и что-то написал на ней. Правитель взял ее, посмотрел и удивился. На ней было 100 раз написано одно слово. Как вы думаете, что это за слово?
«ВЗАИМОПОНИМАНИЕ»
Пословица. В народе говорят, что каждый человек должен в своей жизни вырастить дерево, построить дом и воспитать ребенка. Вырастить дерево - значит любить его и ухаживать за ним. Построить дом - не у всех сегодня есть средства на строительство собственного жилья. А вот вырастить храм души, не загубив его алкоголичностью, эгоизмом, завистью, пьянством, дать ему небесную чистоту может каждый, если постарается. Вырастить ребенка - не просто вырастить тело, а сотворить дух, подобный себе. Вот тогда весть о тебе будет доброй, а совесть чистой.
С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любовью. Издалека - далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. (игра с мячиком)
Начало пословицы у меня на языке, а окончание в мячике. Кому мячик попадет, тот договаривает пословицу. Я начинаю, а вы заканчивайте: (Слайд6)
При солнышке тепло (а при матери добро.)
В гостях хорошо (а дома лучше.)
Не красна изба углами (а красна пирогами.)
Не нужен клад (когда в семье лад).
Птица радуется весне, (а младенец матери).
Дети не в тягость, (а в радость).
Когда семья вместе (и сердце на месте).
Нет лучше дружка (чем родная матушка).
Мой дом-... (моя крепость).
Учитель: А теперь я даю слово нашим ребятам, которые подготовили вам стихи. (учащиеся рассказывают стихи о семье под музыку)
1.Вика. Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
2. Даша. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
3. Антон. Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
4.Ксюша. Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
5.Святослав. Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчаться секунды, недели, года.
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
6. Лиля. Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Учитель: А как вы считаете, для чего человеку семья? (в семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботятся друг о друге, помогают).
Учитель: Ребята, а какие праздники связанные с семьёй вы знаете?(День семьи, любви и верности; День матери, 8 марта, 23 февраля, День пап) сопровождается слайдами (Слайд7,8, 9,10)
Учитель: А вы знаете про день семьи?(День семьи любви и верности отмечается 8 июля)
Учитель: А что вы знаете про день пап? (День пап отмечается 18 июня)
Упражнение «Ромашка» (Слайд11)
Учитель: Сейчас я дам каждой группе по ромашке. Вам надо будет на лепестках написать какие качества должны быть у папы (1 группа), мамы (2 группа) и детей (3 группа). сопровождается музыкой
Учитель: Итак какие качества вы написали?
Упражнение “Какая будет ваша семья?” (работа в группах)
Учитель: А теперь продолжим работу в группах. Я вам раздам форматы А3 и вы нарисуете дружную и счастливую семью.(сопровождается музыкой) (Слайд12)
Практическая работа
«Школьная семья» (фотография класса на слайде) (Слайд13)
Учитель: Можно наш класс назвать семьей? Почему? Что нас объединяет?
(Примерные ответы учащихся: Нас объединяют общие школьные дела – учеба, совместные праздники, конкурсы, походы в музеи и библиотеки. Мы поздравляем друг друга с днем рождения, дарим друг другу подарки. Заботимся друг о друге, помогаем тому, кому требуется помощь. У каждого, как и в обычной семье есть свои обязанности.)
Сейчас переходим ко второй части нашего занятия – практической, где вы используете свои знания по информатике в процессе творческой деятельности по созданию коллажа «Моя семья». После окончания практической части все работы будут рассмотрены и выбраны лучшие образцы. Приступаем к работе. (Слайд 14)
Рефлексия
Вы, молодцы ребята! Что бы вы хотели пожелать своей семье?
(Пожелания детей своей семье)
Учитель: А теперь я хочу узнать было вам комфортно, интересно на занятии при помощи волшебного дерева, которое называется семейное дерево. Наше дерево пока без листьев. На столах у вас лежат листочки. Вам надо будет написать слово, которое вы считаете важным для семьи и прикрепить к нашему дереву. Прикрепите их к дереву. (Слайд 15)
-Что же важное для себя, ребята, вы сегодня взяли? (ответы детей)
-Главное, чтобы в семье царили лад, дружба, взаимопонимание, доброта, любовь, счастье….
– тогда и будет в этой семье все хорошо
«Семья – это основа основ», «Семья – это крепость», «Семья – это сила», «Семьей возродится Россия!»
Семья – это громкое слово!
Семья – это звонкое слово!
Семья – это слово важное,
Об этом вам скажет каждый.
Семья – это солнце светит,
Семья – это звезды на небе,
Семья – это всё любовь.
Любовь сыновей и отцов,
Любовь дочерей и мам.
Любовь свою дарим вам.
-С каким настроением мы с вами завершаем наше общение?
(Дети поднимают смайлики настроения)
-Пусть в ваших семьях сияет солнышко мира и добра.
(Всем дарит солнышки)
Давайте все вместе закончим наше мероприятие песней
Песня" Моя семья" на мотив песни "Маленькая страна".
Есть за горами, за лесами маленькая страна.
Там мама, папа, дед и баба, братик или сестра.
Там мне всегда тепло и ясно, любят там все меня.
Там солнца лучик поселился и согревает меня.
Припев:
Маленькая страна - это моя семья,
Там, где родился я и вырос,
Где любят все меня.
Подведение итогов
Рассматриваются работы детей, выбираются лучшие. Ответственным за внеклассные мероприятия дается задания разместить коллаж в облаке, на сайте школы и в группе класса «Родители и дети». (Играет тихая музыка про семью). (Слайд16)