СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выборочный пересказ. Составление плана пересказа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выборочный пересказ. Составление плана пересказа.»

Коррекционное развитие речи

09.02 Тема урока: Выборочный пересказ. Составление плана пересказа.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем не просто пересказывать текст, а учится выбирать главное, высказывать свое мнение. Для этого следует быть внимательными и сосредоточенными.

Для начала давайте с вами вспомним, что такое «выборочный пересказ»:

Частичный (выборочный) пересказ.

Частичный (выборочный) пересказ проводится как воспроизведение эпизода, одной сюжетной линии или рассказа о герое.

Алгоритм составления пересказа о герое и воспроизведения одной сюжетной линии.

1.      Перечитываю про себя произведение, отмечая галочкой текст, относящийся к данному герою (событию).

2.      Определяю, о чем говорится в каждом отрывке.

3.      Располагаю отрывки по порядку, подумав, как их можно объединить (ставлю порядковые номера).

4.      Продумываю последовательность своего рассказа, еще раз перечитывая отмеченные отрывки.

5.      Определяю, какие чувства вызывает у меня этот персонаж (это событие).

6.      Составляю рассказ (вслух или мысленно).

7.      Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.

8.      Рассказываю, пользуясь своими пометами или коллективно составленным планом.


Давайте прочитаем с вами текст:












В Японии часто случаются землетрясения. Поэтому здесь издавна строят лёгкие дома. Если они от землетрясения и разрушатся – не страшно, людей не задавят. Ведь дома сделаны из лёгких деревянных планок. Стены японцы иногда делают из промасленной, почти прозрачной бумаги, перегородки внутри раздвижные. Когда на дворе холодно, вместо печек разжигают металлические жаровни. От раскалённых угольков в комнатах сразу становится тепло.

По праздникам на всех домах развешивают фонарики из разноцветной бумаги. Придут гости, хозяева пригласят их к столу. Каждому дадут по две деревянные палочки. Вместо стульев разложат на полу мягкие подушечки. А станут гости уходить, хозяева подарят им на прощание бумажную птичку – журавлика.

Считается, что он приносит людям счастье.

Давайте составим план к тексту:

  1. Частые землетрясения

  2. Лёгкие дома

  3. Праздники

  4. Журавль-птица счастья

Перескажите только ту часть текста, в которой описаны праздники в японских домах:

Примерный выборочный пересказ:

По праздникам на всех японских домах развешивают фонарики из разноцветной бумаги. Когда придут гости, хозяева пригласят их к столу. Каждому дадут по две деревянные палочки. Вместо стульев разложат на полу мягкие подушечки. А когда станут гости уходить, хозяева подарят им на прощание бумажную птичку – журавлика, которая, как считают японцы, приносит людям счастье.


Давайте прочитаем с вами ещё один текст:

Дружок и Пушок.

У Шуры есть собака Дружок и кот Пушок. Дружок белый, а Пушок серый. Когда Шура идет гулять, Дружок бежит с ним, а Пушок ждет их на окошке. Дружок и Пушок живут дружно. Дружок любит грызть кости, а Пушок лакает молоко. Ночью Дружок не спит, он сторожит дом, а Пушок пугает мышей.

Давайте выпишем всё, что касается Дружка в левый столбик, а Пушка – в правый.

Дружок

Пушок

собака

кот

белый

серый

когда Шура идет гулять, Дружок бежит с ним

Пушок ждет их на окошке.

любит грызть кости

Лакает молоко

ночью не спит, а сторожит дом

Ночью пугает мышей


А теперь опираясь на выписанные слова, давайте выборочно перескажем текст сначала о Дружке, затем о Пушке.

Примерный пересказ о Дружке.

У Шуры есть собака Дружок, он белого цвета. Когда Шура идет гулять, Дружок бежит с ним. Собака любит грызть кости. Ночью Дружок не спит, он сторожит дом.

Примерный пересказ о Пушке.

У Шуры есть кот Пушок, он серого цвета. Когда Шура идет гулять с Дружком, Пушок ждет их на окошке. Кот любит молоко. Ночью Пушок пугает мышей.


Домашнее задание: выберите один из предложенных текстов и выполните к нему задание:

  1. Текст 1. «История картофеля»

Произошло это в Южной Америке лет пятьсот назад. Шёл отряд испанских завоевателей по густым лесам‑джунглям и набрёл на индейскую деревушку.

Стали незваные гости искать, чем бы поживиться, что бы такое поесть. Вдруг в одной хижине увидели какие‑то клубни. Очень вкусные и очень похожие на хорошо им знакомые грибы – тартуфоли. Испанцы так клубеньки эти и прозвали.

Новая еда им настолько понравилась, что они даже с собой в Испанию мешок тартуфолей прихватили. Отведали родичи моряков гостинцев – и ну плеваться: «Тьфу, гадость какая!» А всё почему? Сырыми их есть вздумали. Зато когда сварили, похвалили: «Вкусно!»

Из Испании клубни вскоре попали в Италию, потом – во Францию. Разбежались по всему миру. Угодили и к нам в страну. Наши прапрадедушки их прозвали картофелем, картошкой. Вкусная, сытная! Не зря же про неё говорят: «Картошка – второй хлеб!»

Задание: Перескажите только ту часть, в которой рассказывается, как испанцы нашли незнакомые клубни.


  1. Текст 2. «Как ёжик готовился зимовать»

Скоро наступит зима. Пора делать норку. Вырыл ежик себе норку под деревом. Хороша норка, только постельки нет. Побежал ежик вокруг дерева. А под деревом много сухих листьев. Нашел зверек листья и стал по ним кататься. Листья пристали к иголкам ежа. Потащил он их в свою норку. Освободил иголки от листьев и опять побежал листья накалывать. Натаскал ежик много сухих листьев, уложил их на дно норки. Теперь у ежа есть мягкая постелька. Не страшна ежику зима!

Задание: Перескажите только ту часть, в которой рассказывается, как ёжик сделал себе постельку.