СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Модельные характеристики в подготовке спортсменов и их связь с анализом соревновательной деятельности»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Модельные характеристики в подготовке спортсменов и их связь с анализом соревновательной деятельности»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Модельные характеристики в подготовке спортсменов и их связь с анализом соревновательной деятельности»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества города Димитровграда Ульяновской области»


Измалкин Никита Сергеевич,

педагог дополнительного образования


Выступление на конференции «Модельные характеристики в подготовке спортсменов и их связь с анализом соревновательной деятельности»



Процесс спортивного совершенствования – это вариант реализации общих принципов и закономерностей этого процесса применительно к конкретному спортсмену, конкретному случаю. Помимо характеристики индивидуальности, нужно иметь достаточно четкие представления о том продукте, который мы хотим получить на выходе процесса, помня о том, что этот продукт в высшей степени индивидуальный, творческий, несмотря на достаточно жесткие правила, нормы, ограничения спорта. Частично этот продукт может быть выражен через модельные характеристики. Под моделированием в спорте понимается формирование логическими средствами абстрактной модели будущей целевой соревновательной деятельности (соответствующего состояния спортсмена), структуры тренировочного и соревновательного процесса, обеспечивающего достижение прогнозируемых состояний и результатов. Модели обычно представляют в словесной, логическо-символической, математической, графической формах [36, c. 205]. Различают обобщенные, групповые и индивидуальные модели. «Обобщенные модели отражают характеристику объекта или процесса, выявленную на основе исследования относительно большой группы спортсменов определенного пола, возраста и квалификации, занимающихся тем или иным видом спорта» [34, c. 460]. «Групповые модели строятся на основе изучения конкретной совокупности спортсменов (или команды), отличающихся специфическими признаками в рамках того или иного вида спорта» [34, с. 460]. «Индивидуальные модели разрабатываются для отдельных спортсменов и опираются на данные длительного исследования и индивидуального прогнозирования структуры соревновательной деятельности и подготовленности отдельного спортсмена, его реакции на нагрузки и т.п.» [34, с. 461]. Обобщенные и групповые модели детализируются в индивидуальных моделях, чем создаются предпосылки для разностороннего управления тренировочной и соревновательной деятельностью [34, с. 461]. Различают модели соревновательной деятельности, подготовленности, морфофункциональные модели. В пособии для училищ олимпийского резерва указано: «Каждый спортсмен или команда перед началом соревнований практически любого ранга составляет план поединка или модель, в которой отражены особенности предстоящего состязания; техника и тактика соревновательной деятельности, ее психологические особенности, основанные на информации о собственном уровне подготовленности, собственном оперативном состоянии, подготовленности и особенностях соревновательной деятельности соперника, условиях внешней среды и других факторах» [35, с. 45]. «В самом общем виде модельные характеристики соревновательной деятельности в спортивных единоборствах должны отражать эффективность технико-тактических действий; активность; разнообразие» [35, с. 54]. Обобщая сказанное о моделях в спортивной деятельности, следует признать, что они являются существенным и необходимым пунктом индивидуализации процесса спортивного совершенствования на всех его этапах и во всех его аспектах, и основаны на изучении, прогнозе и интегрировании целого ряда существенных особенностей субъекта деятельности (человека) и объективных ее требований в единую систему подготовки к деятельности, ее осуществления, воздействий и самовоздействий как условия успешного развития и реализации возможностей спортсмена, тренера, социума. При этом: «Для спортсменов высокого класса, имеющих ярко выраженные индивидуальные черты, часто предпочтителен путь, когда тренер ориентируется не столько на обобщенные модельные данные, сколько на максимальное развитие индивидуальных признаков и устранение явной диспропорции в подготовленности. Однако постоянно следует помнить о том, что максимальное развитие индивидуальных задатков должно сочетаться с достаточно гармоничной и разносторонней подготовкой, не входящей, однако, в противоречие с индивидуальностью спортсмена» [В.Н. Платонов, 34, с. 470]. Все сказанное может быть реализовано в кикбоксинге. При этом основой модельных характеристик является анализ показателей соревновательной деятельности: ее активности, разнообразия, эффективности. В данном случае особенно важно изучение соревновательной деятельности кикбоксеров, относящихся к числу лучших и представляющих собой некоторый эталон. Учитывая постоянное развитие вида спорта, необходимо следить за изменениями в показателях соревновательной деятельности лучших кикбоксеров.