СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на МО учителей математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта  работы по подготовке обучающихся  к ОГЭ по математике

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО учителей математике»

Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ по математике.

9 класс

Подготовка к ОГЭ – это всегда ответственный процесс. И оттого насколько грамотно будет построен этот процесс, зависит наш результат. Систему подготовки к ОГЭ начинать надо с 5 класса, вести мониторинг ЗУН учащихся по всем темам.

Программа подготовки к ОГЭ предусматривает различные виды деятельности:


1.Методическая подготовка учителя к ОГЭ

  • Знакомиться с нормативными документами по проведению ОГЭ

  • Повышать свой уровень профессиональной грамотности (развивать свои способности при решении заданий второй части)

  • Отслеживать нововведения в структуре и процедуре проведения ОГЭ

2. Психологическая подготовка

  • Обучение приему «Движение вверх-вниз»

  • Обучение жесткому самоконтролю времени

  • Обучение оценке трудности заданий и разумному выбору этих заданий

  • Обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как способам проверки результатов

3. Организация повторения

  • Вводное повторение

  • Текущее повторение

  • Итоговое повторение

  • «Числа и вычисления»

  • «Функции»

  • « Выражения и преобразования»

  • «Уравнения и неравенства»

  • «Геометрические фигуры и их свойства»

  • Повторение, ориентированное на индивидуальный уровень подготовки учащегося

4. Создание банка тестовых заданий

  • Создание тестов по основным темам курса

  • Тренировочные тесты

  • Диагностические работы

  • Итоговые тесты

  • Тесты прошлых лет

  • Тесты пробных экзаменов

5. Организация самостоятельной работы

  • Работа учащихся по сборникам подготовки к ОГЭ

  • Организация самостоятельной работы по материалам в интернете

6. Анализ качества ЗУН учащихся

  • Входное диагностирование учащихся 9класса

  • Тематическое тестирование по основным разделам курса

  • Тренировочные и диагностические работы (Статград)

  • Пробный ОГЭ

Введение государственной итоговой аттестации по математике в форме ОГЭ в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.

Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но существенно сместился акцент к требованиям умений и навыкам. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач изобилует математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.

И учителям приходится самим находить пути решения данной проблемы. И здесь уже однозначного решения нет: подготовленность детей разная, уровень классов разный. В этой ситуации в наиболее выгодном положении находятся классы с углубленным изучением математики.

В общеобразовательных классах основное внимание нужно уделить отработке первой части экзамена по математике, так как только первая часть обеспечивает удовлетворительную отметку.

Подготовка к Государственной Итоговой Аттестации существенно отличается от традиционной. В ОГЭ введено много прикладных, «жизненных» задач и ученикам, привыкшим к традиционным школьным контрольным работам или диктантами, иногда бывает поначалу совсем непросто.

Для успешной сдачи Государственной итоговой аттестации учащихся 9 классов необходима мотивация. Если в 11 классе при сдаче ЕГЭ ученики по результатам экзамена получают возможность поступления в ВУЗ, то в 9 классе экзамены на поступление не всегда влияют, ученики не осознают серьезности предстоящего экзамена. Много ребят со слабой математической подготовкой, нарушением памяти, нежелающих учиться. Часто в классах бывают дети, которые в силу разных причин (болезнь, соревнования, семейные проблемы, не желание учиться) часто пропускают уроки. Все эти причины соответственно приводят к плохой успеваемости, а значит, усложняет систему подготовки к ОГЭ.

Поэтому учеников и их родителей, законных представителей необходимо заинтересовать результатом экзамена.


Этапы подготовки к ОГЭ в 9 классе:

Начинаем в начале года.

  1. Работа с родителями.

Для учащихся и их родителей в сентябре (феврале 2-е) проводим совместные родительские собрание, где знакомим с организацией и проведением ОГЭ по алгебре в 9 классе и с тем как необходимо к экзамену подготовиться, чтобы получить высокий результат, набрать максимальное количество баллов.

Мотивация учащихся и их родителей пройдет успешнее, если перед собранием провести ДКР в формате ОГЭ и продемонстрировать результаты на данный момент.


  1. При подготовке к ОГЭ следует знать специфику класса и уровень знаний по предмету.


Считаю целесообразно разделить класс на 2 группы:

БАЗА

ПРОФИЛЬ

Учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене «3», а возможно и «4».


Учащиеся, которые справляются с заданиями базового уровня и более сложными заданиями, т.е. применять ЗУН в измененной ситуации.



В каждой группе поставить задачи индивидуально.

БАЗА

ПРОФИЛЬ

  1. должны выучить всю теорию;

  2. научиться решать все типы заданий базового уровня;

на контрольных работах, тестах и зачетах не списывать.

  1. должны выучить всю теорию;

  2. научиться решать все типы заданий любой темы разными способами;

  3. уметь объяснять, почему так решаешь;

  4. уметь решать задачи на уравнения, проценты, прогрессию.

знать теорию геометрии и уметь решать задачи с параметрами.


  1. Проведение дополнительных занятий по подготовке к ОГЭ:

  2. консультации для слабых учащихся (решение 1 части);

  3. консультации для сильных ребят (решение заданий 2 части ).

  4. Систематическое включение в устную работу заданий из ОГЭ открытого банка задач (прототипы заданий 1, 2, 6, 8, 10, 13).

  5. Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям. На каждом уроке решали и разбирали задания не только из учебника но и задания, соответствующие теме урока из Кимов.

  6. Использование в домашних заданиях материалы Кимов. В первом полугодии д/з задавала из сборника Кимов: 4- 5 заданий из варианта или несколько заданий из этого сборника по новой теме. Решения заданий вывешивала на доске, те задания, которые вызвали затруднения, разбирали на доске.

  7. Разработана система зачетов по темам входящим в 1 часть ОГЭ.

Задания по определенной теме даются на 1-2 недели, для самостоятельного решения и разбора. В конце указанного периода проводится зачет по данному блоку, где учащиеся, вытягивая билеты с заданиями, показывают способ их решения.

  1. Включение экзаменационных задач в содержание текущего контроля. В контрольные и тестовые работы включала задания из открытого банка задач. Обязательно добивалась того, чтобы ребята отработали задания, в которых допустили ошибки (иногда р/над ошибками приходилось выполнять по нескольку раз, пока задание не будет решено правильно).

  2. Для повторения теоретического материала провожу обобщающие уроки с применением компьютерных технологий.

Презентация обладает наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала.

При её систематическом использовании увеличивается продуктивность обучения. С помощью презентации можно повысить объём повторяемого материала и выполняемой работы.

В работе использую свои презентации и презентации, созданные коллегами и представленные на различных образовательных сайтах в Интернете.

  1. Систематическое повторение учебного материала начала с 4 четверти.

Итоговое повторение построила исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.

  1. Примерные экзаменационные работы беру из различных сборников для подготовки к ОГЭ (прошлых лет и новые с геометрическим материалом)

  2. Кроме этого ребята могут проверить свои знания, решая примерные работы в режиме on-lain

  1. С первой четверти систематически проводить работа по заполнению бланков.

С заполнением бланков бывает много проблем. Обращаю внимание на то, что каждая цифра и знак пишутся в отдельной клеточке, на правильность написания цифр, на то, что в ответах не пишут наименования, не ставят знаки % и оС.



  1. Решение большого числа тестов.

Хороший результат отслеживания показателей обучения каждого выпускника дают листы контроля каждого ученика (по результатам ДР, текущих контрольных работ), которые мы ведём в течение года вместе с обучающимися. Этот трудоёмкий процесс более эффективен в случае, когда сами учащиеся осознанно прогнозируют результаты своего обучения. Так, отдельные ученики сами заполняют такие листы после диагностических контрольных работ и видят свое продвижение к успеху. Листы контроля регулярно доводятся до сведения учащихся и их родителей.


Лист контроля ученика 9 класса

Дата

Алгебра

Геометрия

Реальная математика

2 часть

Всего


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26


3.09.15

1

1

0

1

-

0


1

1

-

1

1

1

1

1

1

-

-

-

-







12 б

3.10.15

1

1

1

1

1

-

-

-

1

0

0

1

0

1

1

1

-

1

0

0

-

-

-

-

-

-

11 б

21.11.15

1

0

0

1

1

0

0

0

1

1

0

0

1

1

1

1

1

1

0

0

-

-

-

-

-

-

11 б

15.01.16

1

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

0

0

0

1

0

0

1

0

1

2

-

0

-

-

-

14 б

22.02.16

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

0

1

1

0

1

0

2

0

-

0

0

-

18 б



























Определив типологию пробелов в знаниях учащихся по итогам очередной тестовой диагностической работы, я вношу корректировку в календарно-тематическое планирование, организую уроки разноуровнего обобщающего повторения.

Экзамен по математике - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении пяти лет обучения в основной школе, поэтому подготовка к нему является важной составляющей учебного процесса.





Для того чтобы наилучшим образом подготовиться к нему, надо иметь не только хорошие знания по предмету, но так же хорошо представлять себе структуру экзаменационной работы, процедуру экзамена, знать какие и когда действия при этом происходят.

Если раньше мы учили школьников решать задачу, то при подготовке к тестированию советуем подбирать разумный ответ или тренироваться в его угадывании. Одним словом, научить школьника математике и подготовить к успешному написанию ОГЭ по математике – это две абсолютно разные вещи.



Работаю как все.

Во-первых, никогда не пугаю школьников предстоящими экзаменами . Наоборот, с первых же дней учёбы убеждаю их в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл. Главное не упустить время.Во-вторых, в течение всего года знакомлю детей с материалами ОГЭ . Кроме этого, систематически на уроках каждому раздаю тест ОГЭ: в 7- 9 классах – за основную школу. Стараюсь выслушать все подходы к решению каждой задачи и только потом раскрываю секрет, как можно было решить задачу рациональнее, чтобы сэкономить время.



В-третьих, когда уже удалось заинтересовать детей, знакомлю их с особенностями новой формы итоговой аттестации: со структурой теста, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена и начинаю обучать «технике сдачи теста»:

- обучаю строгому самоконтролю времени;

- учу определять трудность заданий;

- знакомлю с приёмом «прикидки» результата подстановкой;

- знакомлю с приёмом «спирального движения по тесту».

Начну с первого пункта. Говорю ученикам, чтобы успешно выполнить тест, на каждое задание первой части надо затрачивать не более двух, трёх минут. И из урока в урок отрабатываем тесты на скорость: например, за 12 минут школьникам необходимо решить 4 – 6 заданий теста. При этом даю тесты ОГЭ с отмеченными в нём заданиями, посильными на данный момент обучения. Сразу анализирую ситуацию и опять даю совет, какое задание можно было решить рациональнее. Постепенно приучаю ребят к методу «пристального взгляда» - внимательно посмотри: «Нет ли короткого пути решения? Так как ты ограничен во времени». Поверьте, если разбирать тест, над которым ученик уже потрудился, то заинтересованность и внимание 100%. Все рекомендации учителя воспринимаются более осознанно.

Как учу определять трудность заданий? Сначала прошу учеников просмотреть тест от начала до конца и отметить карандашом те задания, которые кажутся им простыми и лёгкими и выполнить их в «режиме скорости». Затем, отметить 2-3 задания, которые им понятны по формулировке, но требуют большего времени и выполнить их; и только после этого, если останется время, можно поразмышлять над остальными.

Обязательно напоминаю о том, что полученный результат можно проверить подстановкой, т. е. «прикинуть» имеет ли он смысл. Двигаясь по тесту, дети знают, что сложность заданий нарастает, поэтому всегда советую настойчиво и добросовестно отрабатывать первую часть, только затем можно приступать ко второй части – это и есть принцип «спирального движения» по тесту. По результатам достижений сама определяю можно подготовить к выполнению более сложных заданий этого ученика и работаю с ними строго индивидуально.

Все интересные задания стараюсь с ребятами разобрать, на консультациях отвечаю на все возникшие вопросы. Помимо этого ребята знают , что можно подойти с вопросами во время любой перемены, чтоб получить подсказку Для хорошей подготовки к экзамену необходимо целенаправленное повторение. Однако, упражнения для повторения в учебниках очень объёмны и трудоёмки, требуют письменного выполнения. Поэтому на каждом уроке, организую повторение через систему упражнений составленных на основе материалов ОГЭ. Я стала экономить время на теории, чтобы использовать его на практику. Всегда стараюсь выдать теорию по теме за 1-2 урока и лекцию построить так, чтобы она содержала все необходимые сведения для решения текущей контрольной работы и экзаменационного материала. Остальные уроки посвящаю практике. Уроки-практикумы попутно дополняю недостающим теоретическим материалом. И еще учителя математики знают, что учебники абсолютно не готовят детей к ОГЭ, в них по-прежнему традиционные формулировки заданий. Какой я нашла выход: сразу после объяснения нового материала и его первичного закрепления показываю, как эта тема вышла н ОГЭ. Стараюсь при этом продемонстрировать всё разнообразие заданий из первой и второй части, используя сборники с материалами ОГЭ разных лет. Регулярно провожу диагностические работы для определения пробелов в знаниях. Полученные результаты определяют индивидуальную и дифференцированную работу. Мониторинг и диагностику планирую на основе экзаменационных материалов. Результаты каждого ученика по выполненному тесту записываю в таблицу. Работая с КИМами с 7 класса, ребята привыкают к структуре теста, к необычности формулировок заданий, разнообразию методов и приёмов при решении задач, систематическому пополнению копилки по теории (набору шпаргалок в конверте для запоминания). У них постепенно исчезает чувство растерянности и полной безнадёжности, появляется уверенность и психологическая готовность к новой форме аттестации. Четвёртую четверть в 9 классе посвящаю переходу к комплексным тестам, учу ребят оценивать итоги работы над тестом в целом. Ученики с удовольствием обмениваются и печатными и электронными пособиями по подготовке к ОГЭ.  Конечно, за последние три года научилась максимально использовать урочное время для подготовки к экзамену, но этого недостаточно, поэтому конечно по возможности надо брать элективные курсы. Программы курсов рассматривают ключевые и сложные темы школьной математики, помогают расширить спектр задач, посильных для учащихся и реализовать принципы дифференцированного обучения.

Собираю и пополняю тестовый материал, по подготовке к промежуточным аттестациям, ОГЭ . Конечно, очень важен позитивный настрой детей на серьёзный самостоятельный труд по подготовке к экзаменам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!