Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №6» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Суджанского района Курской области
« Творческие проекты по нравственно-патриотическому воспитанию, как современные формы взаимодействия субъектов дети – воспитатели - родители»
Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай сделать – и я пойму .
Требования к уровню подготовки выпускника дошкольника
На дошкольной ступени предполагается решение следующих приоритетных задач: *приобщение детей к ценностям здорового образа жизни ; *обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка , развитие его положительного самоощущения; *развитие инициативности, любознательности , произвольности, способности к творческому самовыражению ; *формирование знаний об окружающем мире , стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности; * развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе, включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста ).
Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, —
любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Считаю, что достичь этих требований можно используя проектный метод, вовлекая в активную деятельность всех субъектов
детей и родителей под руководством воспитателя .
Слово «проект» заимствовано из латыни: «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». А в переводе с греческого – это путь исследования.
Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде , вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности . Таким образом, педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития
« Всё, что я познаю, я знаю , для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов
По количеству
Индивидуальные, групповые, фронтальные
По продолжительности
краткосрочные (мини-проекты – несколько занятий, 1-4 недели);
среднесрочные (от 1 месяца);
долгосрочные проекты (по времени года)
Этапы работы над проектом
I Подготовительный этап
II Организация проектирования
III Осуществление проекта
IV Презентация результатов
Формы презентации- результаты проекта
газета
коллективный рисунок,
коллаж
сочинение сказок
рукописная книга
выставка, конкурс
праздник,
спектакль, концерт
реклама-рассказ, буклет
Участниками воспитания всегда являются одни и те же субъекты: дети, воспитатели, родители
« Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей » . Из ст.63 Семейного кодекса Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
Целью моей работы является нравственно – патриотическое воспитание детей через проектирование , которое предполагает умение построения социально – нравственных норм, умение взаимодействовать с окружающей действительностью, следовать социальным нормам и правилам поведения.
Нравственно- патриотическое воспитание у детей направлено на выполнение задач стандарта дошкольного образования:
- развитие представлений о человеке в истории и культуре (« Защитникам Отечества…Ура», «Поклонимся великим тем годам »)
- развитие экологической культуры детей («Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать »)
- развитие элементарных естественнонаучных представлений ;
- развитие в музыкальной и театрализованной деятельности ( «Мама – солнышко моё»)
- развитие в изобразительной и конструктивной деятельности ;
- физическое развитие и здоровье ( «Огонь друг- огонь враг»)
- речевое развитие ребёнка ( «Агнии Барто книжки –девчонкам и мальчишкам!»)
участниками проекта «Агнии Барто книжки –девчонкам и мальчишкам!» стали дети средней группы и родители Длительность проекта: январь – апрель 2014 года
Актуальность:
заинтересовать родителей и детей к
произведениям советской поэтессы
А. Л. Барто.
"… задача дошкольного образования, в отличие от школьного, состоит в том, чтобы ввести ребенка в мир словесного искусства, открыть ему этот удивительный мир, воспитать чувство слова, вызвать любовь и тягу к книге…Сделать ребенка грамотным читателем в дошкольном детстве вовсе не означает научить его читать, заставлять его анализировать прочитанное по всем канонам филологической науки. Чтобы воспитать читателя в ребенке, прежде всего, необходимо воспитывать в нем активное тяготение к постоянному общению с книгой, поддерживать и развивать впечатлительность, эмоциональную отзывчивость, способность получить удовольствие, радость от встреч с книгой .»
(Л. Выготский)
Проект «Агнии Барто книжки –девчонкам и мальчишкам!»
Задачи:
1. научные
• знакомить детей с произведениями А.Л. Барто
• формировать умение называть названия стихотворения.
2. духовно- нравственные
• привить детям доброжелательное отношение к окружающему миру, книгам, советскому искусству;
3. практические
• использовать эффективные формы с детьми и родителями в практической деятельности по произведениям А.Л. Барто.
Методы проекта:
- Познавательно – игровые занятия.
- Беседы, консультации.
- Художественно - продуктивная деятельность.
- Индивидуальная работа.
Проект «Агнии Барто книжки –девчонкам и мальчишкам!»
- Занятие: по развитию речи «Звуковая культура речи:
звук «и». Повторение стихотворений А.Барто».
- Пальчиковые игры по стихам А. Барто
- .Развлечение: «Весёлые игрушки».
- Создание своими руками книжки малышки.
- Диагностика
- Беседа «Знакомство с творчеством и биографией
А. Барто»
- Заучивание наизусть стишков
- Чтение произведений с родителями
- Рассматривание иллюстраций
Цель : воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам . Задачи: * способствовать воспитанию у каждого ребенка нравственно-патриотических чувств к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает родину; * расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны; *развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений со взрослыми; * способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов; * обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей, услышанных дома историй о близких, показывая их фотографии; * обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок; *вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности .
Проект
«Поклонимся,
великим
тем годам»
Проект «Поклонимся, великим тем годам»
Заключительные мероприятия проекта: * Спортивный праздник «Победа будет за нами»; *Выставка и конкурс рисунков «Славный день Победы»
Проект «Огонь друг- огонь враг»
В проекте «Огонь друг- огонь враг» были поставлены задачи ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: -Дать представление о функциях огня («огонь – друг ; огонь - враг»); -Углубить знания о причинах возникновения пожара; -Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара; -Познакомить детей с профессией пожарного. РАЗВИВАЮЩИЕ: *Развитие творческих способности детей; *Развитие самостоятельности, активности, ответственности; *Развитие интереса к познанию. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: -Воспитывать чувство самосохранения; -Воспитывать осознанное отношение к пожароопасным предметам; -Воспитывать бережное отношение к природе.
Проект «Огонь друг- огонь враг»
*В проекте «Огонь друг- огонь враг» дети овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками по пожарной безопасности; * В процессе проекта были проведены: занятие « Как добывали огонь» , практическое занятие «Пожар» , дидактические и подвижные игры «Пожарные на учении», «Горит не горит», сюжетно-ролевая игра «Пожарные», конкурс рисунков по мотивам художественных произведений; *Повышение родительской активности проявилось в организации экскурсии для детей в пожарную часть; *Дети получили первичные практические умения при действиях в чрезвычайных ситуациях; набирать номер телефона пожарной части, четко называть свой адрес);
Цели проекта «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»
*Привлечь внимание воспитанников и родителей к природоохранной деятельности и научить их её организовывать. *Закрепить представление воспитанников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. *Формирование экологической культуры дошкольников в творческом союзе воспитателей, детей и их родителей . *Наблюдение за зимующими птицами, их подкормка.
Пути реализации проекта «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»
Чтение, рассматривание, познавательной и художественной литературы
Наблюдения за птицами
Просмотр презентаций изготовленных родителями
Воспитанник:
- Имеющий представление о зимующих птицах.
- Умеющий совместно со взрослыми изготовить кормушку из разного материала.
- Знающий, каким кормом подкармливать птиц.
- Умеющий наблюдать, анализировать и делать выводы
Ведение календаря наблюдений за птицами
Изготовление кормушек родителями
Работа с родителями
Беседы. Прослушивание голосов птиц
Дидактические,
подвижные игры
Путём наблюдений дети выясняли: какой корм любят птицы
Ежедневно вели календарь наблюдений за птицами
Кто прилетал поклевать зёрнышек ?
Наблюдали, на какую кормушку прилетит больше птиц
Конкурс для детей и их родителей по изготовлению кормушек
Кто прилетал лакомиться салом?
Проект «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать »
- Проект способствовал созданию условий для успешной социализации детей, их личностного развития и развитию творческого потенциала; -Данный вид деятельности сплотил детей и родителей, родителей и детский сад, все субъекты плодотворно работали в совместной деятельности; -Особое значение для развития личности дошкольников имели усвоенные ими уроки доброты, сочувствия, сопереживания, уроки представлений о взаимосвязи природы и человека; Дети научились наблюдать за птицами, делать выводы и использовать свои знания при взаимодействии с живой природой .
Результаты проекта «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»
- Награждение самых активных участников проекта
- Награждение самых активных участников проекта
- Презентация проекта для детей
- Дети получили представления о зимующих птицах нашей местности.
- научились совместно с родителями изготовить кормушки разных моделей и из разного материала.
-Знают и получили практический опыт , каким кормом можно, а каким нельзя подкармливать птиц.
-научились наблюдать, анализировать и делать выводы .
- Родители заинтересованы и способны воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам .
Проект "Мама- солнышко мое"
Цель: Формирование у детей целостного представления образа матери-хранительнице домашнего очага, играющей большую роль в жизни каждого человека. Задачи: 1.Развивать коммуникативные навыки детей, умение находить выход из проблемных ситуаций. 2.Поддерживать доброжелательное отношение в играх ,совместной продуктивной деятельности. 3.Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о маме. 4.Развивать творческие способности детей через пение, танцы, художественную деятельность. 5.Воспитывать уважение к женщине ,как к человеку, дарующему жизнь, хранительнице домашнего очага.
В результате реализации проекта :
1.Дети имеют целостное представление о матери, играющую большую роль в жизни каждого человека. 2.Поддерживают доброжелательное отношение во время игр и совместной продуктивной деятельности. 3.Знают много стихов о мамах . 4.Дети умеют составлять рассказ о своей семье , знают пословицы и поговорки о маме. 5.Знают песни о маме, танцуют и инсценируют , готовят подарки для мам. 7.Дети проявляют любовь и уважение к мамам и бабушкам .
В рамках проекта «Мама – солнышко моё» совместно с субъектами : детьми, родителями и воспитателями было проведено ряд мероприятий
-НОД: аппликация «Букет для любимой мамочки», Беседа с детьми «Как я помогаю маме». - Сюжетно – ролевые игры : «Мама заболела», «Семья». -НОД: составление детских рассказов «Наша дружная семья» - Разучивание стихотворения С. Михалкова «Мамы разные нужны» -Знакомство детей с пословицами и поговорками о маме. -Оформление лестничного пролёта портретами мам , выполненными детьми. - Праздник посвященный «Дню матери», с участием мам, стал итоговым в нашем проекте .
Ожидаемые результаты- модель выпускника
- В проекте ФГОС ДО выделяется раздел « Требования к результатам освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования » . Эти требования « представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования » . Такие характеристики « являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса » .
Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи.
При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо бы , чтобы это были умные, добрые, высоконравственные люди .
Презентацию подготовила воспитатель МКДОУ «Детский сад №6»
Бельских Н.Н.
17.03.2016.
Спасибо за внимание!
Удивляйся сам, удивляй других !
Развивайся сам и развивай других !
Не останавливаться на достигнутом,
всегда идти вперед!