Взаимодействие школы, семьи в процессе формирования культуры быта обучающихся учреждений общего среднего образования.
Материалы для участия в e-mail-конференции
«Эффективные формы и методы формирования культуры быта обучающихся учреждений общего среднего образования»
Автор:
Екатерина Витальевна Зоскович,
Контактный электронный адрес:
[email protected]
Тел. 8017
Моб. 80296338113
Борисов 2016
Взаимодействие школы, семьи в процессе формирования культуры быта обучающихся учреждений общего среднего образования.
Семья – мощное средство воспитания, с кем не может конкурировать ни один институт общества. Семья - это коллектив, членом которого становится ребенок с первого дня своего существования. Совместное ведение хозяйства, проведение досуга, различные увлечения семьи - все это накладывает неизгладимый отпечаток на ребенка. Только в семье ребенок получает опыт семейной жизни. И каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. А это положение бывает самым различным: нормальным, когда семья, родители проявляют заботу, любовь к ребенку и всем, кто его окружает, и ненормальным. Когда он баловень семьи, а затем нередко деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он «квартирант», которому нет дела до семьи. Именно во втором случае школа компенсирует эту духовную ущербность, чтобы ребенок, вопреки семейным отношениям, вырос хорошим человеком, здоровой, культурной личностью.
Именно поэтому большое внимание в нашем учреждении образования уделяется взаимному сотрудничеству школы и семьи, которое достигается за счет решения следующих задач:
развитие системы профилактической работы по недопущению роста правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних,
обеспечение занятости учащихся, в том числе состоящих на различных видах учета, опираясь на взаимодействие с субъектами профилактики, родителями, общественными объединениями;
активное внедрение форм проведения совместного с родителями оздоровления, досуга и посильной трудовой занятости, через вовлечение учащихся к участию в мероприятиях 6-го школьного дня;
внедрение новых форм работы с семьей;
использование современные информационно-коммуникационные технологии в процессе воспитания,
взаимодействие педагогов с учащимися, родителями через ведение форумов, взаимопосещение классных часов и мероприятий;
принятие мер по информационной безопасности подрастающего поколения.
Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей. Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальными, и поэтому педагог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д.
В функции школы входит информирование, поддержка учащихся и родителей, в свою очередь семья реагирует и помогает школе. В семье воспитание строится на любви, опыте, традициях, личном примере из детства, на советах соседей. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику школы, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями, особую тональность взаимодействия с родителями. Нужно научить родителей искать и находить в своем ребенке, что-то хорошее и индивидуальное.
Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу. Семейное воспитания вносит эмоциональность в отношения, предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего очага, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к восприятию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений. И для того чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания ребенка в семье.
К плодотворному сотрудничеству ведут два главных пути:

В практике нашей школы сложилось множество форм работы учителя с родителями:

Родители привлекаются к участию в организации учебно-воспитательного процесса:
руководство объединениями по интересам («Страна мастеров» -Кеслер Е.Н.)
выступления перед родителями и детьми (проведение открытых заседаний клуба «Семья»)
подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы (совместное посещение выставок, музеев, экскурсий)
организация совместных походов (обучение детей ведению туристического дела)
хозяйственная помощь (совместная уборка класса, обучение ремонту книг, обучение уходу за цветами)
Работа педагогов школы с родителями осуществляется по направлениям: со всем родительским коллективом, группой или индивидуально. Учитываются определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, многодетность, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты.
Содержание воспитательной работы по формированию культуры быта направлено на осознание детьми и учащейся молодежью значимости культуры быта в собственной жизни и жизни окружающих людей, на воспитание человека-хозяина, способного успешно справляться с бытовыми задачами, возникающими в процессе повседневной жизнедеятельности.
Наибольших успехов во взаимодействии школы и семьи в процессе формирования культуры быта обучающихся достигло регулярное, систематическое проведение заседаний клуба «Семья» со следующей тематикой :
«Давайте познакомимся с нашей семьей» (обучение правильному представлению членов своей семьи)
«Традиции нашей семьи» (знакомство с праздниками, традициями их проведения в каждой семье)
«Здоровый образ жизни» (формирование положительных привычек, навыков здорового образа жизни)
«Правила личной гигиены» (вовлечение медработника в беседы)
«Я и мама - повара» (привитие навыков приготовления пищи)
«Как ухаживать за…» (обмен опытом, оказание помощи взрослым по уходу за маленькими детьми, престарелыми родственниками, животными)
«Финансовая грамотность» (умение вести домашнее хозяйство, совместно с родителями планировать семейный бюджет)
«Моя комната-самая-самая!» (формирование умений эстетически, комфортно и удобно организовать быт, следить за комфортом и безопасностью жилища)
Очень важна форма проведения индивидуальной беседы. Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться.
Консультирование родителей в нашей школе проводится по отдельному графику службой СППС по субботам. Служба СППС школы изучает и диагностирует семьи, начиная с детского сада путем взаимного сотрудничества, обменом информацией с дошкольными учреждениями образования, налаживает продуктивные контакты, оказывает психолого-педагогическую помощь семье, оказывает наркологическую помощь родителям, помогает в вопросах профориентации и трудоустройства как учащихся, так и родителей; взаимодействует с такими службами ,как КДН, ИДН, отделом опеки и попечительства, центром «Доверие», ЗАГС, ТЦСОН, «Красный крест», домом «Грудного ребенка».
Основная форма работы с коллективом родителей - родительское собрание, которое проводится ежемесячно, а если это необходимо, то еженедельно. Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами воспитания и обучения детей в семье и школе. Родительские собрания помогают определить цели, возможности родителей в вопросах воспитания, позволяют помочь разобраться в проблемах, найти с помощью совместного поиска пути изменения, совершенствования, преобразования окружающей действительности. Интересно проходят выступления родителей перед учащимися. Это может быть рассказ о своей профессиональной деятельности, обмен опытов воспитания детей. Как правило для проведения каждого родительского собрания разрабатываются буклеты, памятки, стенды, уголки , такие как :
«Повышение воспитательной культуры»,
«Здоровьесберегающие технологии в школе и дома»,
«Роль родителей в формировании культуры быта »,
«Обмен опытом»,
«Умение вести домашнее хозяйство»,
«Внешний вид»,
«Хозяйственно-бытовые обязанности» и др.
Подключение родителей к процессу формирования культуры быта обучающихся является не только способом более глубокого познания ими детей, но и стимулом самообразования самих родителей. У них появляется потребность обогатить свои знания, овладеть неизвестными им методами семейного воспитания.
В школе практикуется проведение факультативных занятий по следующим направлениям:
«По ступенькам правил здорового питания»
«Учимся жить в мире и согласии»
«Культура речевого общения»
«Физиологические и гигиенические аспекты здоровья человека»
«Основы экологии и профессиональное будущее»
«Культура здорового образа жизни»
«Подготовка учащихся к семейной жизни»
Это позволяет выработать комплекс знаний, умений и навыков, сформировать осознанную потребность в выполнении ежедневных хозяйственно-бытовых обязанностей, умений вести домашнее хозяйство, ухаживать за маленькими детьми, совместно с родителями планировать семейный бюджет, эстетически, комфортно и удобно организовать быт, следить за своим внешним видом, комфортом и безопасностью жилища.
Роль школы растет, она частично заменяет ребенку семью, ведь в школе дети проводят сейчас намного больше времени, чем раньше. В связи с этим большое внимание уделяется вовлечению детей в объединения по интересам.
Огромное внимание уделяется привлечению к посещению объединений по интересам детей, находящихся в социально-опасном положении. В таких семьях нарушены нравственные представления о браке и семье, утрачены традиционные восприятия родительства и детства, поэтому усилия нашей школы направлены на то, чтобы формировать у учащихся понимание семейных ценностей, знания о полноценной семейной жизни, формировать культуру здорового образа жизни, умений ухаживать за собой , прививать понятия о личной гигиене, развивать эстетический вкус, самостоятельность в быту. На базе нашей школы функционирует 16 объединений по интересам (студия танца, студия вокала, черлидинг, «Кружевница», «Страна мастеров», «Умелые ручки», «Фотодело глазами ребенка», спортивные секции и др.), в которых задействованы 65 % учащихся.
Родители учащихся не меньше педагогов и своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Школа, как и любой человек, индивидуальна, имеет свою особую неповторимую атмосферу. Она живет, меняется, но незыблемыми остаются традиции.
Самыми значимыми из них можно выделить следующие:

Родители с удовольствием поддерживают школьные традиции, влияющие на формирование нравственно – целостной личности, воспитанию у учащихся положительной мотивации к осознанному выполнению социальной роли гражданина, активизации жизненной позиции, стимулированию социальной ответственности школьников.
Заседания Совета школы, Попечительского совета проводятся 1 раз в четверть, функционирует общешкольный родительский комитет, дежурит учительско- родительский патруль. Таким образом, цели и задачи, поставленные школой реализуются, но, имея определенный опыт в работе с семьей, возникает идея создания проекта «Шаг за шагом» (работ с детьми и семьями, находящимися в социально-опасном положении) на будущий учебный год.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод , что решение проблемы формирования культуры быта обучающихся невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей.