СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие воспитателя ГПД и родителей обучающихся в условиях введения ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

организация успешного взаимодействия с родителями школьников, посещающих ГПД

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие воспитателя ГПД и родителей обучающихся в условиях введения ФГОС НОО»

Взаимодействие воспитателя ГПД и родителей обучающихся в условиях введения ФГОС НОО

В конце ХХ – начале ХХI в. системе образования нашей страны начинаются серьезные изменения, вызванные реформированием общества. Увеличилось количество требований к педагогам и родителям, что в свою очередь отразилось на взаимоотношениях образовательных учреждений и семьи. Проблема взаимодействия школы и семьи всегда была и остается в центре внимания. Современный учитель, обучающий и воспитывающий школьников, наряду с родителями становится значимым взрослым для ребенка, поэтому от умения учителя взаимодействовать с семьей обучающегося во многом зависит эффективность формирования личности ученика. Отношения школы и семьи, учителей и родителей пока еще не всегда являются нормальными. Зачастую эти стороны выступают как противники, что обуславливает нарушение конструктивного взаимодействия между субъектами образования. Почти у каждого современного учителя найдется множество примеров того, как трудно бывает добиться доверительного отношения с родителями по разным причинам: родители предполагают, что в классе происходит социальное разделение детей, в зависимости от их статуса, благополучия в семье, положения в обществе, национальности, от их успеваемости и способностей.

На такое противостояние учителей и родителей неоднократно указывалось и научно-педагогическим сообществом, и педагогами-практиками. В методических и дидактических работах последних лет оно получило рабочее определение «кризис доверия», который действительно имеет место, причем буквально на всех уровнях системы образования: от детского сада и до высшей школы. Руководители не доверяют педагогам, учителя – родителям, родители – педагогам и детям, дети – учителям и родителям. В интернет-пространство постоянно выливается недовольство родителей школой и педагогами и недовольство учителей той ролью, что отвели себе родители, а также давлением на них со стороны родительского сообщества. Взаимные претензии звучат постоянно. Недоверие друг к другу проявляется и в экстремизме коммуникаций, когда исчезают этические формулировки, нарастают крайности и агрессия, происходит поляризация.

Сегодня мы наблюдаем взаимное недовольство родителей – педагогами и работой школы, педагогов – родителями, перекладывание вины на друг друга, мол, родители не досмотрели и не проконтролировали, школа не учит, а только требует, программы сложные, учебники непонятные и так далее. Все «тыкают пальцем» на школу. Вместе с тем родители – это не сторонние наблюдатели. И они имеют право знать, что происходит в системе образования, как меняются учебники, учебные программы, какие инновации осваиваются, какие психолого-педагогические открытия вводятся в практику, а что уже, как говорится, отжило свой век – поэтому все важные вопросы обязательно нужно выносить на общественное обсуждение, чтобы сделать родителей своими союзниками, причем союзниками ответственными, так как без этого наладить эффективное взаимодействие учителей и родителей невозможно.

Можно привести такой факт. В 2022 году в России был проведен масштабный онлайн-опрос, посвященный изучению доверия и доверительных отношений в образовательной практике «глазами учителя». Оно охватило 18,5 тысячи педагогов из всех федеральных округов. Интересно, что учителями при ответе на вопрос «Что мешает налаживанию конструктивного взаимодействия и доверительных отношений с родителями?» были сформулированы следующие причины: неискренность, лживость, желание выгородить своего ребенка, оправдать его, неверны, с точки зрения учителей, воспитательные установки родителей, отсутствие или недостаток общения с родителями, разница в ценностях и возрастные различия. Был и такой ответ, как «агрессия, неуважение, потребительское отношение к учителям, образование рассматривают как сферу услуг» (так считают 11 % опрошенных).

В условиях введения обновленных ФГОС исключительно важной становится роль родителей. С одной стороны, родители выступают как заказчики образовательной услуги и эксперты образовательной реальности, существующей для ребенка, а педагог – как исполнитель заказа и объект экспертизы. С другой стороны, педагог и родитель являются партнерами по проектированию, организации и исполнению образовательного проекта. Но так как значительная часть родителей – непрофессиональные воспитатели, не имеют специальных знаний в области педагогики и психологии, испытывают трудности в установлении контактов с детьми, в выборе методов воспитания, учитель должен совместно с родителями найти наиболее эффективный способ решения этой проблемы.

В новых условиях меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых школа стремится повернуть к обучающемуся, создать условия для взаимных доверительных отношений между учителями и родителями, между родителями и детьми, то есть школа стремится по пути от взаимного недоверия к взаимному пониманию и продуктивному сотрудничеству.

Современные родители очень заинтересованы во всестороннем развитии и образовании своих детей, но зачастую им не хватает на такой серьезный процесс времени, а также компетенции родителей в области педагогики оставляют желать лучшего.

Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усиление социальной тенденции самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.

В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательного учреждения. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и учителями.

Повторюсь, что не все родители откликаются на стремление учителя к сотрудничеству с ними, не все проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителям необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает учителей, даже если таких меньшинство. Постепенно, тактично учитель вовлекает остальных родителей, опираясь на единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.

Взаимодействие учителей и родителей беспокоят обе стороны с момента начала этого взаимодействия. И также обе стороны ищут продуктивные методы и приемы достижения взаимопонимания. На сегодняшний день в педагогическом сообществе идет активная работа по поиску путей совершенствования взаимодействия учителей и родителей, и уже намечены определенные пути преодоления обозначенной проблемы. Здесь можно рекомендовать следующие шаги к успешному взаимодействию и взаимопониманию.

1. Развивать границы сотрудничества. Помимо формального взаимодействия (родительские собрания, коллективные и индивидуальные беседы и др.), учителям следует развивать неформальные способы взаимодействия с семьей и семей между собой (встречи для обсуждения личного опыта по обучению и воспитанию, совместные классные, школьные и досуговые мероприятия и др.). Для большей эффективности лучше сделать эти формы взаимодействия регулярными.

2. Развивать уверенность родителей в успехе. Им необходима позитивная поддержка, способная упрочить уверенность в необходимости работы с детьми и своем успехе в данной работе. Такую поддержку может дать взаимодействие с учителями, другими семьями и собственными детьми.

3. Использовать новые пути для привлечения семей. Иногда родители не могут понять подхода учителей и психолога к воспитанию и обучению или предлагаемых ими методов и, кроме того, не имеют привычки к долговременному (в течение недель или месяцев) общению с профессионалами. В этом случае необходимо использовать методы, позволяющие им понять друг друга и долговременно общаться:

- попросить такую семью быть ассистентами в какой-либо программе, организованной в школе (например, родительском клубе, вечерних курсах по обучению детей или родителей и др.);

- развивать контакты с семьями, уже имеющими подобный опыт;

- использовать «союзников» – людей, знающих семью и способных убедить ее в необходимости принять помощь со стороны классного руководителя, учителя или психолога;

- распространять информацию на понятном для родителей языке через стенную печать, буклеты и листки с адресной доставкой;

- контактировать с организациями, обслуживающими соответствующие социальные группы.

4. Привлекать семьи для участия в организации и проведении любых форм школьной активности (не только вечера и экскурсии, но и работа с другими семьями, проверка работы классов, различного вида конкурсы и др.).

5. Организовывать тренинги и оказывать поддержку как педагогам, так и семьям. Совместная работа требует новых навыков как от учителя, так и от родителей. Обучение новым навыкам и поддержка в выполнении новых ролей – основной залог успеха в данной работе. Перед тем как приступить к новой работе, семьи обязательно должны иметь достаточную информацию (не только непосредственно относящуюся к работе, но и о культуре, традициях и особенностях школы в целом) и знания. Новые участники обязательно должны работать с более опытными, что поможет их адаптации. Кроме того, необходимо обеспечить участие всех в тренингах общения, решения конфликтов, развития навыков совместной работы.

6. Преодолевать барьеры для участия семьи полностью и творчески. Они могут быть самого разного рода (наличие в семье маленьких детей, отсутствие транспорта, занятость в данное время другими делами, неумение общаться с людьми, особенно из других социальных групп, отсутствие поддержки и заинтересованности и др.). Учителю необходимо учитывать барьеры и преодолевать их по возможности максимально полно и творчески. Добровольное участие должно компенсироваться в любой приемлемой форме (благодарность, моральная поддержка, возможность общения, ответная помощь в случае необходимости и др.).

7. Классный руководитель, учителя, психолог должны верить в важность и необходимость участия семьи в воспитании и обучении детей и работе школы. Только тогда они будут способны помочь семьям преодолеть все сложности этой работы.

Для преодоления недоверия и развития взаимопонимания в основу любого общения учителя с родителями необходимо включать пять обязательных элементов:


Во-первых, выражение позитивного отношения к учащемуся: «что хорошего я могу сказать...», то есть перечень положительных черт характера, хороших тенденций в развитии учащегося, позитивных явлений в классе, характеристика пусть еле заметного или значительного продвижения в учебе, нравственных поступках, духовном развитии учащегося, преодоление негативных явлений прошлого.

Во-вторых, определение проблемы, которая может быть выражена в словах педагога: «но меня беспокоит...». И дальше – суть того негативного, ради чего встреча задумана. Причем важно выражать свое недовольство в форме беспокойства (ведь мы оба любим, уважаем, ценим Вашего ребенка и в равной степени заинтересованы в решении его проблем). Такой подход обеспечивает атмосферу взаимоуважения, доброжелательности, заинтересованности в решении проблемы и принятие родителями информации о негативном в их сыне (дочери).

В-третьих, выявление и анализ причин неприемлемого поведения учащегося. Необходимо проанализировать те обстоятельства, в которых имел место поступок, следствием каких других явлений и процессов является. Ведь процесс воспитания – процесс многофакторный. И для его нормального протекания необходимо создание гармоничной воспитывающей среды – усиление позитивных факторов и устранение отрицательных. Здесь важен союз педагогов и родителей, их взаимная расположенность и доверительность, полная откровенность.

В-четвертых, поиск возможных вариантов решения возникшей проблемы. Выбор наиболее эффективных мер воспитательного воздействия на учащегося, класс в целом. Здесь учитель проектирует целую систему воспитательных мероприятий: классных часов, диспутов, встреч, походов и др. – для формирования устойчивого адекватного отношения учащегося к явлениям и проблемам, волнующих и учащихся и родителей.

В-пятых, учителю необходимо выработать единый стиль и тон, педагогический такт, общие критерии оценки поступков и личности учащегося или группы. Например, «Давайте не будем унижать его (ее) подозрением (недоверием, мелочной опекой)»; «Надо дать ему (ей) больше самостоятельности»; «К вашему сыну нужно повышать требования и в учебном заведении, и дома»; «Нужно переменить тактику строгости и уличения в мелочных проступках на доверие и незаметный для учащегося контроль» и т.

Если контакты учителя и родителей приносят сторонам обоюдно удовлетворение, то можно говорить о том, как организовать более широкомасштабную совместную работу, которая относится к формам непосредственного взаимодействия и позволяет родителям заботиться не только об интересах своего ребенка, но и о развитии всего образовательного учреждения в целом.

Заканчивая свое выступление, хочу особо подчеркнуть, что от успешного развития взаимодействия учителей и родителей выигрывают обе стороны.

Положительным результатом сотрудничества для учителей становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворенность своей работой, более творческий подход к ней.

Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, повышается уровень родительской компетентности и получение одобрения своей роли родителей, укрепление семьи и улучшение общения с детьми. Для обучающихся выигрыш очевиден. Он проявляется в лучшем отношении к школе, к учебе, в развитии их знаний и умений, успешном социальном становлении.



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!