Билет 16
1. Прочитайте наизусть стихотворение А. Фета .
А)Как назвал Фета литературовед Л. Гаспаров.? Б)В чем особенность поэзии Фета?
Замените прямую речь косвенной.
. ,- сказал Миша, взяв меня за руку. - взволнованно спросила Надя.
-спросил мальчик.
3. Прочитайте и перескажите текст по-русски.
Ալեքսանդր Սերգեևիչ Պուշկինը , որը համաշխարհային մշակույթի գանձարանը հարստացրել է գեղարվեստական խոսքի անմահ ստեղծագործություններով , դեռևս վաղ հասակից սիրել է բնությունն ու ճանապարհորդելը: Պուշկինի նշանավոր ճանապարհորդություններից մեկը եղել է 1829 թվականին Էրզրում գալիս: Իր ճամփորդական նոթերը նա հետագայում հրապարակել է ,, Ճամփորդություն դեպի Արզրում” գրքում:
4. Расскажите, что делается в вашем городе, в вашей школе для охраны природы.
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Билет 17
Прочитайте отрывок из ,,Воспоминаний Льва Толстого”.
А)Какую тайнун аписал Николенка на ,,зеленой палочке”? Б)Какая мечта Толстого выражена в идеале муравейных братьев?
Ответье на вопросы, употребляя в ответах краткие страдательные причастия. Ответы запишите.
А) Кем был написан роман ,, Евгений Онегин”? Б) Кем открыта Америка?
В) За какое время выполнен этот проект? Г) На сколько человек накрыт стол?
3. Прочитайте и перескажите текст по-русски.
Արամ Խաչատրյանը վառ անհատականությամբ օժտված կոմպոզիտոր է: Խաչատրյանի արվեստի ակունքը Հայաստանն է, հայ երգը: Նա լայնորեն օգտվել է ժողովրդական երաժշտությունից , դիտել այն որպես անսպառ աշխարհ: Կոմպոզիտորը նորովի հնչեցրեց ժողովրդական մեղեդիները իր բազմաժանր ստեղծագործություններում:
4.Расскажите, что вы знаете о столице России-городе Москве.
Старший брат Николенька был на шесть лет старше меня. Ему было, стало быть, десять-одиннадцать, когда мне было четыре или пять, именно когда он водил нас на Фанфаронову гору. Мы в первой молодости – не знаю, как это случилось, – говорили ему «вы». Он был удивительный мальчик и потом удивительный человек… Воображение у него было такое, что он мог рассказывать сказки или истории с привидениями или юмористические истории… без остановки и запинки, целыми часами и с такой уверенностью в действительность рассказываемого, что забывалось, что это выдумка.
Так вот он-то, когда нам с братьями было – мне пять, Митеньке шесть, Серёже семь лет, объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми; не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями… И я помню, что слово «муравейные» особенно нравилось, напоминая муравьёв в кочке. Мы даже устроили игру в муравейные братья, которая состояла в том, что садились под стулья, загораживая их ящиками, завешивали платками и сидели там, в темноте, прижимаясь друг к другу. Я, помню, испытывал особенное чувство любви и умиления и очень любил эту игру.
Муравейное братство было открыто нам, но главная тайна о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы, эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зелёной палочке, и палочка эта зарыта у дороги на краю оврага Старого Заказа [1] , в том месте, в котором я – так как надо же где-нибудь зарыть мой труп – просил, в память Николеньки, закопать меня.
В особенности же оставило во мне сильное впечатление муравейное братство и таинственная зелёная палочка, связывавшаяся с ним и долженствующая осчастливить всех людей…
Идеал муравейных братьев, льнущих любовно друг к другу, только не под двумя креслами, завешанными платками, а под всем небесным сводом всех людей мира, остался для меня тот же. И как я тогда верил, что есть та зелёная палочка, на которой написано то, что должно уничтожить всё зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает.
Билет 18
. 1. Прочитайте отрывок из повести Ф. Достоевского .
А) При каких обстоятельствах произошла встреча героя с Настенькой? Б) Какие чувства вызвала она у него?
Найдите в предложениях деепричастные обороты. Укажите слова, к которым относятся деепричастия.
Они с удовольствием гуляли, беседуя о том, о сем. Он сидел, прислонившись к дереву. Привыкнув к темноте, я увидел, что комната пуста.
3. Прочитайте и перескажите текст по-русски.
Թատրոնը ծնունդ է առել հին Հունաստանում : Հայաստանում թատրոնը սկզբնավորվել է մեր թվարկությունից առաջ 95-55 թվականներին: Տիգրանակերտում թատրոն է կառուցել հայոց թագավոր Արտավազդ երկրորդը, որը նաև դրամատուրգ էր: Մեր թվարկությունից առաջ 53 թ. մայրաքաղաք Աշտարակում բեմադրվել է հույն դրամատուրգ Եվրիպիդեսի ողբերգություններից մեկը:
4. Рассказ на тему ,, Твоя любимая книга или твой любимый рассказ”.
Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Дорога моя шла по набережной канала, на которой в этот час не встретишь живой души. Вдруг со мной случилось самое неожиданное приключение.
В сторонке, прислонившись к перилам канала, стояла женщина
Она, кажется, не слыхала шагов моих, даже не шевельнулась, когда я прошел мимо. И вдруг я остановился как вкопанный. Мне послышалось глухое рыдание. Да! я не обманулся: девушка плакала, и через минуту еще и еще всхлипывание. Боже мой! У меня сердце сжалось. И как я ни робок с женщинами, но ведь это была такая минута!.. Но покамест я искал слово, девушка очнулась, оглянулась, спохватилась, потупилась и скользнула мимо меня по набережной. Я тотчас же пошел вслед за ней, но она догадалась, оставила набережную, перешла через улицу и пошла по тротуару. Я не посмел перейти через улицу. Сердце мое трепетало, как у пойманной птички. Вдруг один случай пришел ко мне на помощь.
По той стороне тротуара, недалеко от моей незнакомки, вдруг появился господин во фраке, солидных лет. Он шел, пошатываясь и осторожно опираясь об стенку. Вдруг мой господин срывается с места и летит со всех ног, бежит, догоняя мою незнакомку. Она шла как ветер, но колыхавшийся господин настигал, настиг, девушка вскрикнула – и… я благословляю судьбу за превосходную сучковатую палку, которая случилась на этот раз в моей правой руке. Я мигом очутился на той стороне тротуара, мигом незваный господин понял, в чем дело, отстал.
Билет 19
. 1. Прочитайте отрывок из повести Ф. Достоевского А) Что рассказала Настенька о себе? Б) Почему бабушка впустила в дом нового жильца. В)Как изменилась жизнь Насти с его приходом
Вместо точек вставьте подходящие по смыслу союзы.
Учился Пушкин легко, … не любил математику и немецкий, … уже в Лицее юноша начинает писать русские стихи, … вскоре его произведения появляются на страницах журналов.
3. Прочитайте и перескажите текст по-русски.
Գյուտարար Թոմաս Էդիսոնի ծանոթները զարմանում էին , թե ինչու է այսպիսի դժվարությամբ բացվում նրա մուտքի դուռը: - Այնպիսի հանճարը, ինչպիսին դու ես, Թոմաս, կարող էր ավելի լավ դռնակ պատրաստել: -Իմ կարծիքով , դռնակը հանճարեղ է պատրաստված, -ասաց Էդիսոնը : Այն միացված է տնային ջրմուղի պոմպին , որպեսզի յուրաքանչյուրը, ով ներս է մտնում , տարողության մեջ մղի 20 լիտր ջուր:
4. Какие из проблем современной молодежи волнует вас?
Есть у меня старая бабушка. Я к ней попала еще очень маленькой девочкой, потому что у меня умерли и мать и отец. Надо думать, что бабушка была прежде богаче, потому что и теперь вспоминает о лучших днях. Она же меня выучила по-французски и потом наняла мне учителя. Когда мне было пятнадцать лет (а теперь мне семнадцать), учиться мы кончили…Ну-с, я вам еще позабыла сказать, что у нас, то есть у бабушки, свой дом, то есть маленький домик, всего три окна, совсем деревянный и такой же старый, как бабушка; а наверху мезонин; вот и переехал к нам в мезонин новый жилец…
Так как он не торговался, то бабушка и пустила его, а потом и спрашивает: «Что, Настенька, наш жилец молодой или нет?» Я солгать не хотела: «Так, говорю, бабушка, не то чтоб совсем молодой, а так, не старик». – «Ну, и приятной наружности?» – спрашивает бабушка.
Я опять лгать не хочу. «Да, приятной, говорю, наружности, бабушка!» А бабушка говорит: « Я это, внучка, тебе для того говорю, чтоб ты на него не засматривалась. Прошло две недели; жилец и присылает сказать с Феклой, что у него книг много французских и что всё хорошие книги, так что можно читать; так не хочет ли бабушка, чтоб я их ей почитала, чтоб не было скучно? Бабушка согласилась с благодарностью, только все спрашивала, нравственные книги или нет. потому что если книги безнравственные, так тебе, говорит, Настенька, читать никак нельзя, ты дурному научишься.
Так ты, – говорит, – Настенька, смотри их не прочти. Каких это, – говорит, – он книг прислал?
– А все Вальтера Скотта романы, бабушка.
Вот мы и начали читать Вальтера Скотта и в какой-нибудь месяц почти половину прочли. Потом он еще и еще присылал, Пушкина присылал, так что наконец я без книг и быть не могла и перестала думать, как бы выйти за китайского принца.
Билет 20
. 1. Прочитайте отрывок из повести Ф. Достоевского .
А)Чем закончилась последняя встреча героев? Б)Как отнесся герой повести к замужеству Настеньки?.
2. Составьте предложения с данными наречиями.
Сразу, наконец, по-братски, досыта.
3. Прочитайте и перескажите текст по-русски.
Մինչև տպագրության գյուտը գրքերը գրվում, արտագրվում ու բազմացվում էին ձեռքով և պատկերազարդվում էին մանրանկարներով: Միջնադարյան Հայաստանում և նրա սահմաններից դուրս գործել են մանրանկարչության բազմաթիվ կենտրոններ: Մեզ են հասել այդ դպրոցների այնպիսի տաղանդավոր գործիչների ստեղծագործու-թյուններ, ինչպիսիք են Մոմիկը, Թորոս Ռոսլինը, Թորոս Տարոնեցին և ուրիշներ:
4. Каким качеством , по-вашему, должен обладать лидер?
– Посмотрите на небо, Настенька, посмотрите! Завтра будет чудесный день; какое голубое небо, какая луна! Но Настенька не смотрела на облако, она стояла молча как вкопанная; через минуту она стала как-то робко, тесно прижиматься ко мне. Рука ее задрожала в моей руке; я поглядел на нее… Она оперлась на меня еще сильнее.
В эту минуту мимо нас прошел молодой человек. Он вдруг остановился, пристально посмотрел на нас и потом опять сделал несколько шагов. Сердце во мне задрожало…
– Настенька, – сказал я вполголоса, – кто это, Настенька?
– Это он! – отвечала она шепотом, еще ближе, еще трепетнее прижимаясь ко мне… Я едва устоял на ногах.
– Настенька! Настенька! это ты! – послышался голос за нами, и в ту же минуту молодой человек сделал к нам несколько шагов…
Боже, какой крик! как она вздрогнула! как она вырвалась из рук моих и порхнула к нему навстречу!.. Я стоял и смотрел на них, как убитый. Я долго стоял и глядел им вслед… Наконец оба они исчезли из глаз моих. Мои ночи кончились утром. День был нехороший. Шел дождь и уныло стучал в мои стекла; в комнатке было темно, на дворе пасмурно. – Письмо к тебе, батюшка, по городской почте почтарь принес, – проговорила надо мною Матрена. Я сломал печать. Это от нее «О, простите, простите меня! – писала мне Настенька, – на коленях умоляю вас, простите меня! Я обманула и вас и себя. Не обвиняйте меня, потому что я ни в чем не изменилась пред вами; я сказала, что буду любить вас, я и теперь вас люблю, больше чем люблю. О боже! если б я могла любить вас обоих разом! О, если б вы были он!» «О, если б он были вы!» – пролетело в моей голове. Я вспомнил твои же слова, Настенька! «Бог видит, что бы я теперь для вас сделала! Я знаю, что вам тяжело и грустно. Я оскорбила вас, но вы знаете – коли любишь, долго ли помнишь обиду. А вы меня любите! Благодарю! да! благодарю вас за эту любовь.
ԲԱՌԱՐԱՆ
Билет 1
Փլվել-был разрушен , Երկրաշարժ-землетрясение, Սյուներ- колонны, Վերականգնվել- был восстановлен ,Խորհրդանշել-символизировать
Билет 2
Թափվող-ниспадающий , Ամենահզորը- самый мощный Հայտնաբերել-обнаружить
Билет 3
Սահմանող-учреждающий, Շնորհվում է- присваивается, Որոշում-решение, Արարողություն-церемония, Պատվում են-чествуют
Билет 4
Հաշվումներով- по подсчетам, Դարաշրջան- эпоха, Երկրաբանական –геологически
Билет 5 Билет 6
Մտածել- думать Ցուցահանդես-выставка Ջանք թափել-приложить усилия Դիմանկար- портрет Մտածողություն –мышление Բնանկար-пейзаж Անմիջաբար- непосредственно, напрямую Արտասովոր-необычный
Билет 7 Билет 8
Իմաստուն-мудрец Բնակավայր- населенный пункт Տիրակալ-владыка Հիմնադրել- основать Հակառակորդ-противник Ծոռ-правнук
Билет 9 Билет 10
Այնուամենայնիվ-однако тем не менее Կեղծանուն-псевдоним Ոսկու տենդ –золотая лихорадка Վիպասան- романист Հիացած-восхищен Խորհուրդ-совет Հարաբերականության տեսություն Արտակարգ- особый -теория օтносительности
Билет 11 Կոթող –памятник. ,Հրապարակայի-публичное Խորհրդանիշ- символ Էյֆելյան աշտարակ- Эйфелевая башня , Նախագիծ –проект ,Տևել-длилась Յուրօրինակ-своеобразный, Ապշեցուղիչ՝ ճշգրտությամբ- удивительной точностью
Билет 12 Վազեց մարմնի վրայով- пробежала по его телу, լավություն կանեմ- добро сделаю».
Билет 13 Հունգարացի – венгерский Ծնվում են –рождаются, Գողությունների մեծ մասը- большинство краж
Билет 14 Մեծ արագությամբ –на высокой скорости , Հնարավոր է –возможно, Տխուր- грвустно, Անուղղելի օրինազանց- Неисправимый правонарушитель
Билет15 Լայն ճանաչում-широкую известность, Ակնարկ-օчерк Հոդված-статья, Լույս տեսնելուց հետո- после выхода в свет
Билет 16 Համաշխարհային մշակույթի գանձարան -Сокрօвищниц мировой культуры , գեղարվեստական խոսք-художественное слово ճամփորդական նոթեր- путевые заметки, հրապարակել-опубликовать
Билет 1 7 Վառ անհատականություն- Яркая самобытность, Ակունք-исток Անսպառ-неиссякаемый , մեղեդի-мелодия օժտված- одаренный
Билет 18 Ողբերգություն- трагедия , սկզբնավորվել- положить начало բեմադրվել է -была постановлена
Билет19 Գյուտարար –изобретатель , հանճար- гений , մղել –качать հանճարեղ- гениально , տարողության մեջ - в ёмкость
Билет 20 Պատկերազարդված- иллюстрирован , գործիչ – деятель մանրանկարներով-миниатюрами, միջնադարյան –средневековый մինչև տպագրության գյուտը- до изобретения печати