Урок 124
Закрепление изученных приемов умножения
(учебник, с. 91; рабочая тетрадь, с. 67)
Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений использовать приемы умножения, выполнять деление с остатком, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок, находить значения числовых выражений, решать нестандартные задачи.
Тип урока: закрепление знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся использовать приемы умножения, выполнять деление с остатком, осуществлять проверку результата вычислений, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок, находить значения числовых выражений, решать нестандартные задачи.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: осуществляют самоконтроль и оценку результатов своей учебной деятельности.
методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.
Образовательные ресурсы: Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://festival.1september.ru/articles/505250/; http://s_gzhat.kuyby.edu54.ru/DswMedia/novican.doc
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор.
Основные понятия и термины: приемы умножения.
Сценарий урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Сегодня урок необычный у нас,
Готов к нему, вижу, каждый из вас:
Улыбка, уверенность.
Что ж, так держать!
Садитесь за парты, пора начинать!
II. Целеполагание.
– Сегодня будем закреплять письменный прием умножения трехзначного числа на однозначное, повторим способы решения задач.
– Кто из вас любит путешествовать?
– Кто из вас ездил на поезде?
– Мы отправимся в путешествие по Математической стране. Машинистом буду я, а вы – пассажирами. В нашем поезде 3 вагона: 1-й ряд, 2-й ряд, 3-й ряд.
– Кто помогает пассажирам в вагоне?
– Выберем трех проводников.
– Мы отправляемся. Первая станция – город Устных вычислений.
III. Актуализация знаний.
1. Соревнования между «вагончиками».
Учащиеся цепочкой выходят к доске и решают примеры.
100 · 3 100 · 4 100 · 6 200 · 2 200 · 3 200 · 4 800 : 8 | 900 : 9 300 : 3 60 · 2 70 · 2 80 · 2 250 : 50 490 : 70 | 800 : 8 900 : 3 800 : 4 360 : 60 120 · 2 130 · 3 140 · 2 |
2. Подвижная игра с дидактической направленностью «День и ночь».
«Ночь» – закройте глаза, лягте на парту и послушайте задачу: у Васи 10 марок. А у Коли в 2 раза меньше. Сколько марок у Коли?
«День» – сядьте ровно, покажите действие.
– Почему деление?
– Измените условие, чтобы задача решалась умножением.
IV. Чистописание.
– Назовите количество единиц, десятков, сотен в числе, которое у вас записано в тетради. Постарайтесь написать его аккуратно. Едем дальше.
– Пассажиры произносят: «Чух-чух» столько раз, сколько получится, если 36 : 6. А проводники говорят: «Ту-ту» столько раз, сколько получится, если 300 : 100. По моему сигналу.
V. Закрепление изученного материала.
1. Решение задач.
– Станция Задачкина.
– Открываем учебники на с. 91, № 2.
Перед решением задачи учитель разбирает и записывает вместе с учащимися краткое условие.
– Что известно в задаче?
– Сколько часов в сутках?
Осталось – ?
После записи условия учащиеся вспоминают, как найти долю от числа, и затем работают самостоятельно.
После решения осуществляется проверка.
№ 3 (самостоятельно).
Учитель может оказать помощь в записи условия:
– Продолжаем путешествие.
2. Игра на внимание.
– Если я поднимаю правую руку, говорите: «Чух-чух», левую руку – «Ту-ту».
3. Работа с геометрическим материалом.
– Выполните № 6 (самостоятельно).
– Следующая станция – город Геометрических фигур.
– Вспомним, какие бывают треугольники?
– Что такое периметр?
– Сколько сторон у треугольника?
– На пути следования станция Отдыхайка.
Физкультминутка
Подвижная игра с дидактической направленностью «Прятки».
Проводники – водящие. Остальные прячутся под парты и придумывают пример на умножение трехзначных чисел (например, 100 · 5). Когда проводник постучит по вашей парте, вы вылезаете и называете пример и ответ.
Проводники отворачиваются и произносят считалку:
Раз, два, три, четыре, пять,
Я иду искать.
Кто не спрятался,
Я не виноват.
Все остальные прячутся под парты.
4. Решение примеров.
– Наша последняя станция – город Письменных вычислений.
– Вспомним алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное. Кто объяснит, как умножить 126 на 3?
– Назовите порядок выполнения действий
а – b : с b + с · а а · b · с
Работа в тетрадях по уровням.
Кто справляется с первым заданием, переходит к следующему.
«Стандарт» – № 4: деление с остатком.
«Хорошо» – № 5.
«Отлично» – задание внизу страницы.
Учитель проверяет «проводников». «Проводники» проверяют «пассажиров» своего вагона.
– Наше путешествие заканчивается.
5. Задание на смекалку.
– Посмотрите на схему нашего маршрута. Соедините станции в порядке следования поезда. Проведите два отрезка, чтобы разбить фигуру на треугольники.
VI. Итоги урока. Рефлексия деятельности.
– Что сегодня вспомнили, повторили?
– Где можно применить полученные знания?
– Какое значение они имеют для вас?
– Что по этой теме вам кажется непонятным?
Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 67, № 26.