Урок 90
Тема: Закрепление знаний по теме
«Сложение и вычитание чисел первого десятка»
Педагогическая цель: создать условия для закрепления состава чисел первого десятка; умения сравнивать числа и числовые выражения; развития навыков счёта; наблюдательности, логического мышления.
Планируемые результаты (предметные): знать состав чисел первого десятка; уметь сравнивать числа и числовые выражения; решать задачи изученных видов.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога или игровой ситуации различных субъектов образовательного процесса – одноклассников, учителя, партнера по общению.
Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
Личностные: делают выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить, опираясь на общие для всех правила поведения.
Сценарий урока
I. Каллиграфическая минутка.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
9 8 7 6 5 4 3 2 1
II. Устный счёт.
1. «Цепочка».
2. Какой пример следующий?
На доске записаны столбики примеров:
9 – 4 10 – 7 2 + 5 6 + 4
9 – 5 10 – 8 2 + 6 7 + 3
9 – 6 10 – 9 2 + 7 8 + 2
… … … …
Учащиеся показывают значение каждого примера сигнальными карточками и продолжают каждый столбик ещё одним примером, соблюдая подмеченную ими закономерность. (9 – 7 = ; 10 – 10 = ; 2 + 8 = ; 9 + 1 = .)
3. Выполнить действие (с помощью сигнальных карточек).
– Уменьшите на 2: 10, 8, 6, 4, 2.
– Увеличьте на 3: 0, 3, 7, 6, 5.
III. Сравнение чисел. Составление равенств и неравенств (задание 4, с. 39 учебника).
– Сравните число с числовым выражением.
Например: сравнить число 10 и сумму чисел 8 и 1. Значение суммы 8 и 1 равно 9. Десять больше девяти.
Запись: 10 8 + 1.
Сравнить число 0 и разность чисел 6 и 6. Значение разности чисел 6 и 6 равно нулю. Нуль равен нулю.
Запись: 0 = 6 – 6.
И т. д.
– Составьте равенства и неравенства, используя числа, данные в задании 2 (с. 39 учебника).
Например:
7 = 3 + 4 8 – 2
7 – 3 = 4 9 5 + 2
7 + 3 8 9 = 5 + 4 и т. д.
– Выполните самостоятельно задание 3 (с. 22 тетради).
Фронтальная проверка.
IV. Работа над задачами.
С использованием сигнальных карточек учащиеся выполняют задание 8 (с. 38 учебника).
Учитель читает по очереди задачи из задания, а ученики сигнальной карточкой показывают, каким действием будут решать ту или иную задачу. (1. + 2. – 3. – 4. + .)
– Прочитайте задачи 6, 7 (с. 39 учебника) и сравните их.
– Чем похожи задачи? (Эти задачи одного вида.)
– Каким действием следует решать задачи? (Вычитанием.)
– Запишите решение каждой задачи самостоятельно.
(7 – 5 = 2 (щ.); 8 – 6 = 2 (т.).)
– Проверьте работу друг друга.
V. Развитие навыков счёта (задание на полях учебника, с. 39 и задание 1, с. 22 тетради).
1. Выражения, данные в учебнике, учитель записывает на доске:
9 – 5 4 + 5
5 + 4 8 + 2
2 + 8 9 – 4
10 – 2 10 – 8
– Что хотите сказать?
– На какие 2 группы можно распределить данные выражения? (Суммы и разности.)
– Запишите в первый столбик суммы, во второй – разности.
Самостоятельная работа. По мере выполнения работы в тетради учащиеся записывают полученные группы на доске.
(5 + 4 = 9 9 – 5 = 4
2 + 8 = 10 10 – 2 = 8
4 + 5 = 9 9 – 4 = 5
8 + 2 = 10 10 – 8 = 2.)
– Проверьте свою работу. Что заметили? Какие суммы и разности связаны между собой?
(5 + 4 = 9 2 + 8 = 10
4 + 5 = 9 8 + 2 = 10
9 – 5 = 4 10 – 2 = 8
9 – 4 = 5 10 – 8 = 2.)
– Подчеркните связанные между собой выражения карандашом одного цвета.
2. Задание 1 (с. 22 тетради) учащиеся выполняют самостоятельно.
– Какая закономерность прослеживается в выражениях 1 и 2-го столбиков? (Первые слагаемые увеличиваются на один, вторые слагаемые одинаковы, значения сумм увеличиваются на один.)
– Какое выражение в третьем столбике нарушает эту закономерность? (2 + 8 = 10.)
VI. Итог урока.
Вопросы: Чему научил вас урок? Что особенно запомнилось? Какое задание оказалось для вас самым трудным? Какое самым простым?