СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по экологическому воспитанию "Природа ошибок не прощает"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие дает возможность обучающимся делать выводы о состоянии окружающей среды, находить пути ее улучшения, извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности поведения в окружающей среде в соответствии с законами приоды.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по экологическому воспитанию "Природа ошибок не прощает"»

Государственное казённое общеобразовательное учреждение Калужской области «Людиновская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

249402, г. Людиново, Калужская обл., ул. Дзержинского, д. 1,

тел.-факс: 8(48444) 6-23-42, Е-mail: [email protected]











Открытое занятие

по экологическому воспитанию

в 7-9 классе

«Природа ошибок не прощает»





















Разработала воспитатель

первой квалификационной категории:

Силаева Елена Сергеевна



Февраль, 2017 год



 Цель  мероприятия:

Формирование экологической культуры воспитанников.

Задачи :

Образовательная:;

углубление теоретических знаний в области экологии;

закрепление представления о значимости человека в природе

Воспитательные:

воспитание у детей любви к природе и бережного отношения к ней;

привлечение внимания к экологическим проблемам;

воспитание экологической ответственности.

Коррекционно –развивающая:

формирование у детей элементарного умения предвидеть последствия своего

поведения в окружающей среде и сравнивать свои действия с

установленными  нормами поведения;

развитие внимания, памяти, активизация мыслительных

операции(логического  мышления, умения анализировать ,обобщать, делать

выводы)



 

Оформление:

а) на доске – эпиграф:   Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! Е.Евтушенко

б) Четыре закона экологии

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.

                

    Ход классного часа.

Вступительное слово

Воспитатель. Тема нашего мероприятия – «Природа не прощает ошибок». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить  и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

 

Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».

Воспитатель: Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

 

Воспитатель: Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

- В природе всё находится в равновесии, всё связано.

- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Воспитатель: Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы детей:

- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

- В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.

Информационный блок «Законы экологии».

Воспитатель:. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

 

Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?»

Воспитатель: Сейчас мы проведём рейд по улицам нашего города и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

Примерные ответы детей:

- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.

- Нарушены первый и второй экологические законы.

- Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

Воспитатель: Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?

Примерные ответы детей:

- Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.

- Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

- Листья  категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

Воспитатель: В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус».На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусовС. Живёт этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы детей.

- Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.

- Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.

- А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

Воспитатель:. Мы выехали за город, в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Примерные ответы детей:

- Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!

- Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут , в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.

- Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

Воспитатель:. Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.



Ролик «Экологические проблемы загрязнения»

. Работа в группах. «Обращение от имени Природы».

Воспитатель:. Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма- обращения от имени природы.

Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа напишет ГИБДД.

Третья группа подготовит обращение к МЧС..

Четвёртая группа обратится к фермерам и крестьянам.

Пятая группа напишет морякам и рыбакам.

Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.

Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп.

К доске выходят представители групп и читают обращения.

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

Двое детей читают РЕП. В это время можно показать видеоматериалы по уборке детьми территории в школе- интернате т.п.

- Мой друг, оторвись от дел своих и посмотри вокруг,
Ведь если не помочь природе, то умрёт от наших рук.
Она от боли корчится, но всё же гибнет молча,
Вместо удара рукой, ты просто постой!
Отходами, заводами - всё не вместить в строчку,
Поставим точку, но будем ждать запятой!
Природа просит помощи, недорогого стоящей,
Пора нам вместе с тобой убрать за собой!
Нам надо дружно перестать плевать в колодец,
Из которого мы пьём, природа наш дом!
Всё время что-то открываем бурно,
Не смотря на это, забываем, что у мусора есть урна!
Слова забыли, что известны с устари,
Нет желанья убирать,- не надо мусорить!
Природа первою шипы не выставляет,
Если заслужил, обязательно прощает.
Давайте вместе заслужим этого прощенья,
Оставив Землю чистой другому поколению!

ВСЕ: Наш край оставим чистым другому поколенью!

 

«Убивай зверей внутри себя».

Воспитатель : Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих  законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко (читает).

О чём говорит здесь поэт?

Примерные ответы детей:

- Что нужно беречь природу.

- Что нельзя убивать зверей.

- Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.

Воспитатель:. Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Примерные ответы детей:

- Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.

- Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.

- Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

Воспитатель: Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.









На сцену выходят Продавец Воздуха. На грудях лоток с сложенными зонтиками, коробками с надписями «Чистый воздух», бутылки с этикетками

«Живая вода».

Продавец воздуха: Чистый горный воздух! Покупайте «Живую воду». Последняя «Живая вода» на Земле. Зонтики от кислотных дождей – для всех и каждого! Покупайте целительный чистый горный воздух. Только у нас! Натуральная «Живая вода».

На сцену выбегает покупатели. Продавец воздуха обрадовался покупателям.

Продавец воздуха: покупайте зонтики от кислотных дождей, «Живую воду»! Последнюю «Живую воду» на Земле.

Покупатели удивлённо.

5. Зонтики от кислотных дождей?

6. «Живая вода»?

1. «Чистый воздух»!

Продавец воздуха: Да! Последние экземпляры. Только у нас! Поспешите! Покупайте носовые платки от смога!

2. Зачем?

3. Кому нужна « Живая вода»?

4. Всё это бабушкины сказки…

Продавец воздуха ( с грустью). Бабушкины сказки… Нет молодые люди, это уже не сказки, это грустная статистика. Еще немного и на Земле не останется ни капли настоящей чистой воды, которую называют « Живой». А за один вдох чистого воздуха скоро нужно будет платить такую цену!

5. Какую же?

Продавец воздуха: Даже страшно сказать… Ценою всего может стать человеческая жизнь! Наша, и наших детей.

6. Да он же издевается над нами! Какая ерунда! Носовые платочки от смога, зонтики от кислотных дождей.

Продавец воздуха: Да – да. Чудесные зонтики от кислотных дождей.

1. Да он шутит!

2. Воздуха – о – о – он сколько!

3. А воды? Пей, не хочу. И всё бесплатно.

4. Да он обыкновенный шулер. Поняли. Не о чём с ним, говорить!

5. На наш век всего хватит!

Продавец воздуха: А после вас?

6. А, что будет после нас – никому не известно…

1. После нас хоть потоп!

Продавец воздуха: ( взволновано): Люди! Не ужели вам на страшно?

(Гремит гром… слышно шум дождя)

Продавец воздуха: Вот … Я же говорил, кислотный дождь!

2.Накаркал!

3.Не может быть!

Продавец воздуха: Быстрее берите зонтики! Это страшный дождь. От него кожа становится серой, жизнь угасает…

4. Ущипните меня, я наверное сплю.

Продавец воздуха: Нет – нет, это последнее предупреждение! Скорее берите зонтики!

Шум дождя становится сильнее. Покупатели разбирают, зонтики.

5. Мне страшно.

Продавец воздуха: Страшно… Скоро только в кино можно будет увидеть рассветы и сумерки, лишь в музеях сохранится чистый воздух и живая вода, утреннюю росу и грибной дождь. Но кто будет ходить в такие музеи

6. – А солнце?

1 – Неужели исчезнут птицы?

2. – И мы никогда не увидим подснежников?

3. – Не вдохнём аромат ландышей?

4. Не войдём в прохладную речку?

5. Как же так? Это не справедливо! Неужели я никогда не увижу радугу?

Продавец воздуха машет головой.

Воспитатель:

-Ребята, я предлагаю в нашей школе создать отряд «Борцы экологического движения» (БЭД), который будет проводить определенную работу по сохранению нашей природы:

- Акции «Зеленая тропинка», «Первоцвет», «Птицы – наши друзья»;

- Рейды по сохранению на нашей школьной территории санитарного состояния, следить за тем, чтобы мусор не сваливали, где попало.

-Акция «Капелька», смотреть за тем, чтобы вода их кранов зря не текла.

(Воспитанники, желающие вступить в экологический, отряд пишут свою фамилию в специальной тетради)

Шум моря, голоса птиц. На фоне этой записи

. Что же сердцу так тревожно?

Боль! Не может отпустить?

Человек – красе угроза,

Не понять! И не простить!

Люди! Будьте чуткими к красе.

Не сорите, не ломайте, не губите.

Не вредите! Вот простые Заповеди всем.

8. Подведение итогов (рефлексия).

Воспитатель: . Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?
Примерные ответы детей: 
- Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус.
- Запомнился рассказ об эвене, который разрезал рыбу и оказал комаров в нём.
- Я ещё недостаточно культурный, много зверей внутри меня.
- До культуры ещё далеко, но понятно, что делать.
- Знать законы и исполнять их легко, самое трудное – быть добрым.









































Приложение.



Обращение от имени природы.

Пожалуйста, берегите меня, природу! Я страдаю! Не сбрасывайте отходы в реки, не осушайте водоемы, не жгите леса. Я прошу вас, люди , берегите меня, прошу!





Дорогой человек, я ,Природа, прошу тебя почаще следить за лесами. водоемами, степями. Я попросила тебя об этом, потому, что уверена, что ты выполнишь мою просьбу. Заранее спасибо.



Уважаемые сотрудники ГИБДД, поставьте знак , запрещающий въезд всех машин в леса. С уважением, Природа.



Уважаемые сотрудники МЧС, прошу вас следить, чтобы в моих лесах не было пожаров.



Прошу вас , миллионеры, пожертвуйте денег на Заповедники, чтобы редких растений и животных было больше.



Я обращаюсь к бизнесменам с просьбой оставить меня в покое. Не рубите леса - они мои пальцы, не убивайте зверей - они мои дети.













































Самоанализ открытого мероприятия

Группа 7-9 класса      

Дата проведения   февраль 2017 г

Тема мероприятия:

«Природа ошибок не прощает».

Форма работы  занятие

Воспитательная ценность мероприятия

В школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью обучающихся..Общение с природой вызывает у детей эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру. Но в тоже время есть дети, которые относятся к природе потребительски, жестоко Иногда наносят вред природе не по злому умыслу, а по незнанию, не задумываясь над своими поступками и их последствиями.

 Цель  мероприятия:

Формирование экологической культуры у обучающихся.

Задачи :

Образовательная:;

углубление теоретических знаний в области экологии;

закрепление представления о значимости человека в природе

Воспитательные:

воспитание у детей любви к природе и бережного отношения к ней;

привлечение внимания к экологическим проблемам;

воспитание экологической ответственности.

Коррекционно –развивающая:

формирование у детей элементарного умения предвидеть последствия своего

поведения в окружающей среде и сравнивать свои действия с

установленными  нормами поведения;

развитие внимания, памяти, активизация мыслительных

операции (логического  мышления, умения анализировать ,обобщать, делать

выводы).

                               

                                 Краткая характеристика мероприятия

Анализ подготовки мероприятия 

Данное мероприятие проходит в рамках приоритетной работы в 2017 году школы- интерната по экологическому воспитанию. . Было собрано множество разработок мероприятий из свободного доступа интернента. Выбраны, переработаны  и систематизированы в единый сценарий. где учитывалось :

психофизические особенности воспитанников;

максимальное использование ИКТ технологий;

знания детей полученные на уроках , внеклассных мероприятиях, в повседневной жизни.

Была проделана большая предварительная работа: подбор тематического ролика и музыкального сопровождения, заучивание стихотворения и Репа, подготовка инсценировки.

Поэтому, уже  в подготовительный период , удалось вызвать понимание у воспитанников необходимости и значимости предстоящей деятельности.

 Ход мероприятия 

1. На протяжении всего мероприятия достаточно  убедительно, четко, эмоционально были раскрыты перед обучающимися  цель и задачи мероприятии.

2. Мероприятие проходило содержательно и интересно. Организовано проходила деятельность воспитанников.

3. Четко организованная, целенаправленная  работа на мероприятии давала  возможность обучающимся делать выводы о состоянии окружающей среды, находить пути  ее улучшения, извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности и поведение в окружающей среде в соответствии с законами природы .

4.Я думаю, .что не только воспитанники моей группы, .но и присутствующие дети из других групп, приобрели  знания экологической культуры, смогли усвоить правила поведения в природе, что позволит им  заняться  общественно полезной экологической деятельностью .

5Воспитанники были активны, выполнили все установки воспитателя , преодолели стеснительность. сосредоточили свою память, показали свою мыслительную деятельность делая выводы.

6.Воспитанники были сплочены единой  деятельностью.

.

Для создания необходимой эмоциональной обстановки использованы специальные приемы (красочно оформлен зал, используется музыкальное сопровождение, стихи, реп, сценка, )

Экологическое мероприятие проходило с постоянной сменой деятельности, что поддерживало интерес к происходящему у обучающихся.

Выбранные мною формы и методы проведения мероприятия соответствуют поставленной цели и содержанию. Четко и целесообразно распределено время на различные виды деятельности в занятии. . Воспитанники на протяжении всего мероприятия активны, проявляют интерес к предлагаемому материалу.

Данное мероприятие сыграло положительную роль в сплочении группового коллектива, в воспитании бережного отношения к природе.

В результате проведенного мероприятия обучающиеся познакомились с экологическими проблемами, закрепили знание о защите окружающей среды.

Я считаю, что поставленные цели достигнуты, задачи мероприятия реализованы полностью.