ТЕМА УРОКА : Запись десятичных дробей в виде обыкновенных и обыкновенных дробей в виде десятичных .
Цель закрепить замену обыкновенных дробей десятичными, замену десятичных дробей обыкновенными.
Задачи: совершенствовать умение заменять обыкновенную дробь десятичной и десятичную дробь обыкновенной, повторить действия с обыкновенными дробями; развивать логическое мышление, целенаправленное внимание, речь, умение применять алгоритм при решении примеров; воспитывать целенаправленное вниманий, самостоятельность.
Тип урока: - урок изучения нового материала.
Методы работы: словесные, наглядные, иллюстративные, частично – поисковые.
Формы, применяемые при организации деятельности: индивидуальные, парные, коллективные, групповые, самостоятельные.
Оборудование : карточки , раздаточный материал, презентация к теме, иллюстрации к задаче .
План урока
Есть в математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
1.Подготовительный этап:
1.1. Отганизационный момент:
а) Отчет дежурных о начале урока; б) - Эмоциональный настрой учащихся.
- Проверка готовности класса. - Чем занимаемся на математике? - Какие виды работ обычно выполняем на уроке математики? - Сегодня будем работать устно, у доски , в парах, самостоятельно.
2.1.Проверка домашнего задания (фронтальная)
3.1. Актуализация знаний обучающихся – игра-тест « Я начну, а ты продолжи» - все о дробях:
правильная дробь – это когда …,
неправильная дробь – это когда …. ,
смешанное число – это … ,
чтобы записать десятичную дробь в виде обыкновенной надо …. ,
чтобы записать обыкновенную дробь в виде десятичной надо … ,
смешанное число – это … .
Работа по индивидуальным карточкам – выделить и записать указанные виды дробей.
Учитель: - Над каким большим разделом работали в течении нескольких прошлых уроках? (Обыкновенные дроби. Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями).
- Какие действия можно выполнять с обыкновенными дробями? (Те же, что и с целыми числами).
- Какие примеры решали на прошлом уроке? (Нахождение одной и нескольких частей от числа).
Повторить алгоритм нахождения одной и нескольких частей от числа,
- Найдите ошибки в решенных примерах – запись на доске:
от 36 36: 1×3 = 108;
от 100 100: 10×2= 20 ;
от 40 40:4×2= 200;
от 24 24:8×5=15 Обучающиеся находят ошибки в решении примеров и исправляют их.
Учитель:- Повторили прошлую тему, а какие знания нам потребуются для изучения новой темы?
1.4. Прочитайте числа:
4,6;
; 25;
; 17;
; 14,13; 9
; 5,5 - На какие 3 группы можно разделить данные числа? - Назовите обыкновенные дроби - Назовите десятичные дроби Учитель: Посмотрите - десятичные дроби записаны в виде обыкновенных, и в виде десятичных дробей.
1.5. Немного истории. Необходимость в дробях возникла на очень ранней ступени развития человека. В жизни человеку приходилось не только считать предметы, но и измерять величины. Люди измеряли длины, площади земельных участков, объемы, массы тел, время, вели расчеты за купленные или проданные товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Так появились дроби и правила обращения с ними. Дроби, как известно, возникли в связи с делением предметов на несколько частей. При решении разных практических задач возникали дроби с разными знаменателями. Действия с ними были довольно сложными. В Древнем Египте такие вычисления могли проводить только жрецы. Около пяти столетий назад голландский математик Симон Стевин изобрел способ записи дробей со знаменателями 10, 100, 1000 и т д. А «старые», привычные дроби для противопоставления стали называть обыкновенными. Какова же история возникновения и развития обыкновенных дробей на Руси? Впервые целое на части разделил новгородский монах Кирик — в своем труде, посвященному “счислению лет” (“Наставление, как человеку познать счисление лет”), он делил час на мелкие доли. Вышел этот труд в 1136-м году. Практическое применение дробям нашли в вычислении налогов в пятнадцатом, шестнадцатом и семнадцатом веках. А вот термин “дробь” появился на столетие позже. Впервые полноценную теорию исчислений предложил в 1701-м году математик Леонтий Магницкий, называя дроби “ломаными числами”. Дроби носили хорошо знакомые нам и сейчас названия: полтина (половина), треть, четь, пятина, седьмина, десятина. В шестнадцатом веке в России, как и во всем мире, начала распространяться десятичная система.
Физпауза
II. Основная часть. 1.2 Изучение нового материала. Учитель: - Ребята, скоро мы с вами будем решать примеры на совместные действия с дробями. Для этого нужно дроби одного вида заменять дробями другого вида. Сегодня мы с вами научимся записывать десятичные дроби в виде обыкновенной. Любую десятичную дробь можно записать в виде обыкновенной. 2.2. Решение примеров: 0,3=
; 2,47=
; 0,5=
=
;(сокращаем числа на 5); 1,25= 1
= 1
2.3.А теперь давайте прочтем правило с.105 (работа с учебником) 2.4.Давайте вспомним таблицу разрядов десятичных дробей.
2.5.Первичное применение изученного. Выполнение задания № 547 на стр. 105 на доске с преобразованиями)0,8=
=
(сократили числитель и знаменатель на 2); 0,25 =
=
(сокращаем числитель и знаменатель на 25) и т.д.
2.6. Самостоятельное выполнение № 548 на стр. 105 ; 1- группа с сокращением;
2 группа-без сокращения, 3 группа-списать дроби, уметь их читать 1,9=1
4,8=4
=4
и т.д.
2.7. Проверка задания 2.8.Проверка понимания обучающимися нового материала.
Вычислительные операции произвести в уме , без записи в тетрадях.
Золушка успела проехать в карете 0,800 метров
2.9.Домашнее задание , информация , инструктаж по его выполнению.
Стр.105, №600,№551-2 гр.; стр.; 3группа -5 примеров; 106 №553(1,2ст-к).
2.10. Выводы обучающихся по теме 2.11. Подведение итога урока -Чему научились на уроке? -Как записать десятичную дробь в виде обыкновенной дроби? Обыкновенную дробь в виде десятичной?
2.11. Рефлексия. Игра "Комплимент" - Сделайте комплимент-похвалу, которым оцените работу друг друга на уроке, поблагодарите друг друга за урок.
III. Заключительная часть: 3.1.Подведение итога урока. 3.2.Оценивание работы обучающихся. Учитель: Заканчивается урок, но не заканчивается поиск знаний. Да! Путь познания не гладок, И знаем мы со школьных лет, Загадок больше, чем разгадок, И поискам предела нет!