СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Защита проекта " Школьные проблемы левшей и пути их решения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Защита проекта " Школьные проблемы левшей и пути их решения".»

1 слайд

Здравствуйте. Меня зовут Иванникова Мария. Я ученица 3 "А" класса Лучинской школы. Я представляю исследовательский проект "Школьные проблемы левшей и пути их решения".

2слайд

Во втором классе мы начали работать над исследовательским проектом на тему: «Почему я пишу левой рукой?». Когда мы изучили материалы и проводили исследования, мы узнали много нового о себе и о ребятах, которые пишут левой рукой.

3 слайд

Как оказалось -леворукость (за небольшим исключением) - это врожденная особенность ребенка. В моем случае, леворукость передалась мне по наследству. Мама рассказала мне, что она тоже "левша" и еще многие мои родственники тоже леворукие. Несмотря на уверения взрослых, о том, что я пишу левой рукой это норма, для меня это часто бывает проблемой.

Данная тема оказалась настолько интересной, что мы решили продолжить работать и дальше над своим проектом. В процессе работы над проектом мы много общались с леворукими ребятами, их родителями и учителями школы. Мы вместе выявляли проблемы, которые возникают у леворуких детей в процессе обучения.

Продуктом проекта "Почему я левша?" стали рекомендательные памятки, для педагогов, работающих с леворукими детьми и для родителей леворуких детей. При их разработке мы использовали различные источники и личные наблюдения.

4 слайд

Мы задумались, а комфортно ли леворуким детям обучаться в тех же условиях, что и праворуким детям? Нужен ли особый подход в их обучении?

Эта тема нам показалась очень актуальной. Ведь правши и левши из-за своих физиологических особенностей имеют разные возможности. Нам захотелось подробнее изучить эту тему.

5 слайд

Мы предположили, что, если при обучении леворукого ребенка использовать специальные средства (ручки, ножницы, прописи), а учителям и родителям применять индивидуальный подход, ребенок сможет быстрее адаптироваться в школьной среде и будет более успешным в учебе.

6 слайд

Мы решили изучить школьные проблемы, которые возникают в процессе обучения у детей- левшей и попытаться найти пути их решения.

7 слайд

Леворукие люди часто испытывают неудобства из-за преобладающих в обществе предметов, предназначенных для правшей. Многие инструменты и устройства разработаны с расчётом на удобство использования именно правой рукой.

Нехватка инструментов и механизмов, предназначенных для левшей, на множестве рабочих мест не только создаёт неудобства в использовании, но и фактически может привести к опасным последствиям.

8 слайд

Письмо - Широко известно, что особенно трудно леворуким детям дается письмо. При письме у них часто возникает проблема зеркального написания (письмо левой рукой является зеркальным отображением письма правой рукой) это делает ещё более трудным и запутанным процесс обучения письму. Темп письма леворуких детей очень медленный, а почерк далек от каллиграфического. Рука постоянно скользит по написанным строкам, буквы размазываются, а на ладони остаются отпечатки. Соответственно написанный текст выглядит неряшливо.

9 слайд

Сидение за партой - Сидеть за партой с леворуким ребенком неудобно. Если посадить такого ребенка с правшой неправильно, то столкновения локтями во время письма не избежать.

10 слайд

Ножницы - Левшам неудобно держать в руках ножницы. Особенно эта проблема актуальна для детей, которым на уроках труда в школе бывает трудно справиться с заданием учителя. На сегодняшний день в школах не предусмотрено использование специальных канцелярских принадлежностей и методик для обучения письму леворуких детей. Они обучаются выполнять все учебные действия, что и правши, нет индивидуального подхода. Как и на уроках технологии (на занятиях технологии левшам требуются специальные ножницы).

На данный момент существует ряд рекомендаций, которые могут облегчить жизнь леворуким детям, как в быту, так и в процессе обучения.

  Раньше существовала практика переучивания леворуких детей. Сегодня физиологи, психологи, педагоги считают, что этого делать нельзя.

11 слайд

Итак, перейдем к практичекой части. Исследование проводилось на базе МОУ Лучинская СОШ ЯМР с сентября 2022 года по март 2023 года. В исследовании приняли участие обучающиеся 1-9 классов школы.

Мы разделили свое исследование на несколько этапов.

Изучив различные источники, мы узнали, что леворукость — это не нарушение, это индивидуальная особенность функционирования мозга. Она не может быть препятствием для развития и обучения ребенка и достижения успеха в жизни.

Однако леворукие дети обладают рядом особенностей, которые необходимо учитывать при обучении. Обучение ребенка-левши требует от окружающих взрослых больше внимания и терпения.


12 слайд

Для начала мы решили узнать: у родителей леворуких детей и у учителей школы, вызывает ли леворукость школьников проблемы в обучении. Для того, чтобы понять, действительно ли леворукие дети испытывают проблемы, связанные с их леворукостью, как в повседневной жизни, так и в обучении.

Нами было проведено анкетирование в котором приняли участие: 22 человека, 11 родителей и 11 учителей школы.

а) Проанализировав результаты анкет родителей леворуких детей, мы выяснили, что у 5 из 11 детей левшей наследственная леворукость.

На вопрос "Ваш ребенок испытывает дискомфорт из-за леворукости или не замечает этой особенности?" "нет" ответили - 10 человек, "иногда" - 1 человек.

В прошлом году мы проводили исследование среди леворуких детей и на вопрос "Чувствуешь ли ты какую-нибудь разницу с правшами?", леворукие дети ответили "да" – 5 человек, "нет" – 6 человек. Мы предположили, что некоторые ребята скрывают свой дискомфорт и не всегда открыто говорят, что леворукость доставляет им неудобства.

13 слайд

На вопрос "Должны ли учителя, по Вашему мнению, учитывать особенности вашего ребенка при организации учебного процесса? Если да, то в чем это должно выражаться?" родители леворуких детей ответили "да" – 6 человек, "нет" – 5 человек. Некоторые родители даже написали следующие комментарии: "Не сажать с правшой локтями навстречу! Четвертый год прошу!".

На вопрос "У вашего ребенка были трудности в освоении школьной программы?" ответ был следующий, "да" – 8 человек, "нет" – 3 человека. Это подтверждает полученную мною информацию из различных источников.

14 слайд

Проанализировав результаты анкеты учителей, мы узнали, что все опрашиваемые учителя работают с леворукими детьми. Большая часть из них 6 человек из 11, считают, что детям, пишущим левой рукой необходимо особое внимание.

На вопрос "Есть ли разница в обучении между праворукими и леворукими детьми?" учителя ответили "да" - 6 человек, "нет" - 5 человек.

15 слайд

Далее мы провели первичное анкетирование среди леворуких школьников. Для того, чтобы иметь представление о том, какие проблемы из-за леворукости возникают у ребят, как в повседневной жизни, так и в процессе обучения. В анкетировании принимало участие 11 учащихся. На вопросы:

1. "Часто ли у тебя возникают проблемы в быту связанные с леворукостью?" ответили "да" - 7 учащихся, "нет" - 4 учащихся.

2. "Когда меня сажают с праворукими детьми локтями друг к другу, мне это доставляет неудобство" "да" - 11 учащихся, "нет" - 0 учащихся.

16 слайд

3. "Мне часто говорят, что я пишу небрежно" ответили "да" - 8 учащихся, "нет" - 3 учащихся.

Проанализировав результаты анкеты, мы увидели, что действительно, у детей-левшей часто возникают проблемы с их леворукостью.

17 слайд

Далее мы провели эксперимент. Когда мы работали с различными источниками, узнали, что для левшей разработаны специальные канцелярские принадлежности. Мы купили в интернет-магазине прописи, ручки и ножницы для леворуких, для того, чтобы провести эксперимент. Эксперимент должен помочь нам понять, смогут ли специальные канцелярские принадлежности для леворуких и созданные благоприятные условия, создать комфортную среду в школе для леворуких детей.

18 слайд

В эксперименте приняли участие леворукие ученики начального и основного звена школы. Ребята получили следующие приспособления для леворуких: прописи, ручки, ножницы.

Учителям начальной школы, а также родителям леворуких детей были выданы памятки, которые мы разработали ранее. Для того, чтобы они смогли учитывать все особенности данной категории детей. Мы предположили, что применение индивидуального подхода учителями школы и родителями леворуких детей, помогут леворуким детям чувствовать себя увереннее в школе, и в дальнейшем, они будут более успешным в учебе.

19 слайд

Давайте посмотрим на таблицу в которой мы прописывали ход эксперимента. Мы видим, что ребятам, которые принимали участие в эксперименте действительно было более комфортно работать в тех условиях которые мы создали.

1 группа ребят это первоклассники и второклассники, которые писали в специальных прописях, специальными ручками. Участвующие в эксперименте ребята подтвердили, что в прописи для левшей писать удобнее, чем в стандартных. Пример написания в таких прописях указывается в конце строки, что очень удобно. Во время письма леворукий ребенок не закрывает пример рукой. Это сказывается на правильности написания букв. Ручкой было писать удобно.

2 группа ребят 3 и 4 класса. Учащиеся ежедневно на протяжении 14 дней писали тексты ручкой для левшей. В ходе эксперимента мы увидели, что у участвующих в эксперименте учеников, буквы стали ровнее, а подчерк красивее. Хотя изначально писать такой ручкой было не удобно. Сказалась привычка.

3 группа ребят с 1 по 9 класс. Ученики начального звена отметили, что специальными ножницами им работать удобнее. Обучающиеся среднего звена сообщили, что ножницами для леворуких работать непривычно, а кому-то даже и неудобно.

Нами были сделаны следующие выводы, чем старше ребенок, тем он становится более приспособленным к тем условиям, в которых он привык находится.

20 слайд

После проведения эксперимента нами было проведено повторное анкетирование школьников. Которое подтвердило все наши предположения! При созданных условиях леворукие дети стали чувствовать себя увереннее. На все вопросы почти все учащиеся ответили утвердительно.

21 слайд

Кроме вопроса "Мне было комфортнее работать на уроке технологии, когда я использовал(а) специальные ножницы для леворуких", из 11 учащихся ответили "нет" - 2. Отметим, что это ученики основной школы, которые уже привыкли работать ножницами для праворуких.

22 слайд

Работая над проектом мы выяснили, что проблема леворукости волнует всех участников образовательного процесса. Тем не менее, индивидуального подхода в школах к левшам нет, леворукость принимается как вариант нормы.

Мы пришли к выводу, что если в школах к леворуким детям будет применяться индивидуальный подход в обучении и будут использоваться специальные канцелярские принадлежности, то они смогут стать более успешными в учебе.

Исходя из результатов исследования, мы пришли к следующим выводам:

1. Леворукость — это врожденная особенность ребенка.

2. Леворукому ребенку сложно адаптироваться в школе, особенно в начальной школе (письмо, посадка за партой, работа с ножницами).

3. Для успешного обучения леворуких детей необходимо учитывать их физиологические и психологические особенности.

4. При организации учебного процесса леворуких детей необходимо создавать комфортную среду.

Наша гипотеза подтвердилась. Успех леворуких детей зависит не только от их способностей, но и от подхода к обучению с учетом физиологических и психологических особенностей таких детей. А использование специальных канцелярских принадлежностей для левшей положительно влияет на обучение леворукого ребенка, особенно в начальной школе.

Данная тема действительно оказалась очень актуальной и интересной. Поэтому я в дальнейшем я обязательно буду продолжать работать над своим проектом.