Знакомство дошкольников с обычаями и традициями русского народа на фольклорных праздниках.
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша задача сегодня:
- помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;
- уважительно относиться к своим древним корням;
- чтить и уважать память предков;
- систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.
Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире.
Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, композиторы, поэты черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу.
А сколько детских сказок, загадок, скороговорок в народном творчестве. Все они преследовали определенные педагогические цели.
___Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной. На протяжении нынешнего учебного года в нашем детском саду прошли ряд ярких, эмоциональных и важных традиционных обрядовых праздников. Фоторепортаж о которых, вы в данный момент наблюдаете на экране.
Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.
Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Ребенок должен быть счастлив сегодня, а не завтра … Главное назначение песни – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы.
К примеру, большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу материнской любви.
Так же сказки являются важными воспитательными средствами, на протяжении столетий, выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.
Образность – важная особенность сказок. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество. Образность добавляется забавностью сказок – тонким и веселым юмором.
Важнейшей особенностью сказок является – дидактизм, который носит поучительный характер «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
В сказку можно обернуть любое действие, направленное на воспитание детей в народных традициях. Появление любых персонажей фольклора рождает в ребенке отклик и желание участвовать в данном представлении. Ребенок неосознанно, но с огромным интересом погружается в атмосферу народных традиций. И как уже показала практика проведений данных праздников у нас в детском саду, дети с удовольствием поют колядки, водят хороводы, играют в народные игры, и что самое главное это все пробуждает в их душе желание узнавать больше из своей родной культуры.
Основным фактором народного воспитания является природа. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.
Патриотизм – это, прежде всего, любовь к родной природе. Эта любовь не требует шума, крикливости. Как сказал Булат Окуджава, патриотизм – дело тихое и интимное. Об этом не нужно кричать, родину нужно любить воспевая ее в песнях, прославляя в стихах и закличках и уважать соблюдая традиции.
Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб – батюшка, Волга – матушка.
Важно приучать детей к духовному общению с природой «Чело дома приглянулось ласточкам – счастье семье», «Дятла стук услышишь – день предстоит радостный». Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее развитие, как зло и развращение. Этот принцип в свое время был глубоко и всесторонне обоснован Я.А. Коменским.
Землю мы до сих пор называем матерью – и это трудно оспорить. Только вот мы обращаемся с ней не всегда почтительно.
Как же называли Богиню Земли?
Некоторые ученые считают, что ее имя – Макошь (ма – мама, кошь – кошелек, кошара - счастье, судьба). А также короб, корзина, куда складывали урожай. Вот и получается – Макошь – всеобщая мать, хозяйка жизни, Дарительница урожая. Одним словом – Земля.
Сидя на уютном пригорке, поросшем цветущими медоносными травами, наш языческий предок чувствовал под собой живые теплые колени матери земли, а с высоты на него был устремлен строгий и ласковый взгляд неба – отца. Именно поэтому через природу, через обряды связанные с поклонением и воспеванием природы можно привить детям любовь к своей истории и своим корням.
Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Это величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе. Игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Она связана с песней, танцами, плясками, сказками, загадками и другими видами народного творчества как средствами воспитания народной культуры.
И поэтому все наши проведенные мероприятия были основаны на игровую ситуацию. Играя в хозяйку и хозяина, ребята на посиделках в музыкальном зале, оформленном как русская изба, изучили традиции осенней «Капустницы». Собирая угощения от радушных хозяев, с удовольствием колядовали на «Святки». Водили хороводы и жгли чучело «Маслёны». А какие вкусные и сладкие блины были с горячим чаем и под заводные народные песни. Этот праздник не оставил ни одного ребенка равнодушным. Из всего вышеизложенного могу сделать один простой вывод
Сохраняя традиции мы сохраняем себя!!!