СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к игре по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа - мультимедийное сопровождение к ранее опубликованному конспекту "Интеллектуальная игра по поэме "Мёртвые души" Работа составлена в соответствии с предложенным конспектом, содержит большой иллюстративный материал.Работать с презентацией просто: по щелчку мыши открываются слайды, двойным щелчком - правильные ответы для проверки.

Просмотр содержимого документа
«презентация к игре по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"»

Интеллектуальная игра по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» «Творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни, столько же истинное, сколько и патриотическое, беспощадно сдёргивающее покров с действительности и дышащее страстью…любовью к плодовитому зерну русской жизни»  В.Г. Белинский

Интеллектуальная игра по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

«Творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни, столько же истинное, сколько и патриотическое, беспощадно сдёргивающее покров с действительности и дышащее страстью…любовью к плодовитому зерну русской жизни» В.Г. Белинский

 События происходят в губернском городе НН и в ближайших помещичьих имениях, а время действия Гоголем не указано, однако по некоторым фактам можно предположить, что действие происходило между 1812 и 1821 годами.

События происходят в губернском городе НН и в ближайших помещичьих имениях, а время действия Гоголем не указано, однако по некоторым фактам можно предположить, что действие происходило между 1812 и 1821 годами.

 Сюжет поэмы был подарен Гоголю А.С. Пушкиным .Об этом факте Гоголь рассказывает в своей «Авторской исповеди». Это была история о похождениях некого авантюриста, скупавшего у помещиков умерших крестьян с тем, чтобы заложить их в Опекунском совете и получить за них изрядную сумму.

Сюжет поэмы был подарен Гоголю А.С. Пушкиным .Об этом факте Гоголь рассказывает в своей «Авторской исповеди». Это была история о похождениях некого авантюриста, скупавшего у помещиков умерших крестьян с тем, чтобы заложить их в Опекунском совете и получить за них изрядную сумму.

Этот герой:   1. убеждён в том, что «курить трубку гораздо здоровее, нежели нюхать табак»   2. дома «говорил очень мало и большей частью размышлял и думал, но о чём он думал…разве одному Богу известно»

Этот герой:

1. убеждён в том, что «курить трубку гораздо здоровее, нежели нюхать табак»

2. дома «говорил очень мало и большей частью размышлял и думал, но о чём он думал…разве одному Богу известно»

Этот герой:   1. видел во сне, что его высекли; по мысли Чичикова, было бы хорошо, если бы его «отодрали наяву»  2. имел «странную страсть нагадить ближнему».

Этот герой:

1. видел во сне, что его высекли; по мысли Чичикова, было бы хорошо, если бы его «отодрали наяву»

2. имел «странную страсть нагадить ближнему».

А эта героиня:  1. «одна из тех матушек – помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки…      2. набирает понемногу деньжонок в «пестрядевые мешочки»

А эта героиня:

1. «одна из тех матушек – помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки…

2. набирает понемногу деньжонок в «пестрядевые мешочки»

Этот герой:   1. Имел « нрав такой  собачий», что « не любил ни о ком  хорошо отзываться»   2. спину имел «широкую,   как у вятских лошадей»

Этот герой:

1. Имел « нрав такой собачий», что « не любил ни о ком хорошо отзываться»

2. спину имел «широкую, как у вятских лошадей»

Этот герой:  1. был обладателем «великой тайны нравиться»   2. «если поворотится и станет боком, то очень сдаёт на портрет Наполеона»

Этот герой:

1. был обладателем «великой тайны нравиться»

2. «если поворотится и станет боком, то очень сдаёт на портрет Наполеона»

 Этот герой:  1. когда выходил на улицу, мужики замечали, что «рыболов пошёл на охоту».   2. когда-то был     замечательным хозяином.

Этот герой:

1. когда выходил на улицу, мужики замечали, что «рыболов пошёл на охоту».

2. когда-то был замечательным хозяином.

«Мой дом – моя крепость» «Это полное воплощение в плоть, это полное округление характеров совершалось у меня только тогда, когда я заберу в уме своём весь этот прозаический существенный дрязг жизни, когда, содержа в голове своей все крупные черты характера, соберу в то же время его всё тряпьё до мельчайшей булавки, которое кружится ежедневно вокруг человека…»

«Мой дом – моя крепость»

«Это полное воплощение в плоть, это полное округление характеров совершалось у меня только тогда, когда я заберу в уме своём весь этот прозаический существенный дрязг жизни, когда, содержа в голове своей все крупные черты характера, соберу в то же время его всё тряпьё до мельчайшей булавки, которое кружится ежедневно вокруг человека…»

«Жизнь до мелочей »  1. Обратимся к 1 главе: Чичиков только что приехал в город НН и остановился в трактире. «Это, по- видимому, совершенно невинное достоинство приобрело, однако ж, много уважения со стороны трактирного слуги»  О каком « достоинстве» визитёра говорит автор?   а) о чемодане;   б) о »фраке брусничного цвета»   в) об умении сморкаться «чрезвычайно громко»

«Жизнь до мелочей »

1. Обратимся к 1 главе: Чичиков только что приехал в город НН и остановился в трактире. «Это, по- видимому, совершенно невинное достоинство приобрело, однако ж, много уважения со стороны трактирного слуги»

О каком « достоинстве» визитёра говорит автор?

а) о чемодане;

б) о »фраке брусничного цвета»

в) об умении сморкаться «чрезвычайно громко»

«Жизнь до мелочей »  2. Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает себе в усадьбу за 15 вёрст, то значит это…  Что же это значит?   а) это «дистанции огромного размера»   б) « к ней есть вёрст 30…»   в) транспорт туда не ходит.

«Жизнь до мелочей »

2. Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает себе в усадьбу за 15 вёрст, то значит это…

Что же это значит?

а) это «дистанции огромного размера»

б) « к ней есть вёрст 30…»

в) транспорт туда не ходит.

«Жизнь до мелочей »  3. «И какой же русский не любит …»  Продолжите высказывание автора   а) сладко поспать после обеда;   б) быстрой езды;   в) угощения на даровщинку.

«Жизнь до мелочей »

3. «И какой же русский не любит …»

Продолжите высказывание автора

а) сладко поспать после обеда;

б) быстрой езды;

в) угощения на даровщинку.

«Жизнь до мелочей »  4. Что предложила Чичикову Коробочка, без чего не засыпал её покойный супруг?   а) чтобы почесали на ночь пятки;   б) чтобы почитали на ночь сказки;   в) чтобы на ночь спели колыбельную.

«Жизнь до мелочей »

4. Что предложила Чичикову Коробочка, без чего не засыпал её покойный супруг?

а) чтобы почесали на ночь пятки;

б) чтобы почитали на ночь сказки;

в) чтобы на ночь спели колыбельную.

«Жизнь до мелочей »  5. «В первую минуту разговора с ним», - читаем в поэме о Манилове, - не можешь не сказать : «Какой приятный и добрый человек! В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь…»  Какие же слова просились на язык у автора?   а) «Чёрт побери!»   б) «Чёрт знает что такое!»   в) Ты не прав!

«Жизнь до мелочей »

5. «В первую минуту разговора с ним», - читаем в поэме о Манилове, - не можешь не сказать : «Какой приятный и добрый человек! В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь…»

Какие же слова просились на язык у автора?

а) «Чёрт побери!»

б) «Чёрт знает что такое!»

в) Ты не прав!

«Жизнь до мелочей »  6. Согласно замечанию автора, Ноздрёв среди собак «совершенно как отец среди семейства». На псарне у него «были все клички, все повелительные наклонения…»  А собак с какой кличкой не было у Ноздрёва?   а) стреляй;   б) догоняй;   в) обругай.

«Жизнь до мелочей »

6. Согласно замечанию автора, Ноздрёв среди собак «совершенно как отец среди семейства». На псарне у него «были все клички, все повелительные наклонения…»

А собак с какой кличкой не было у Ноздрёва?

а) стреляй;

б) догоняй;

в) обругай.

1) Сколько лет было детям Манилова?  а) 8 и 6;  б) 3 и 4;  в) 7 и 10.  2) Сколько душ было у Коробочки?  а) без малого 1000;  б) без малого 80;  в) без малого 300.

1) Сколько лет было детям Манилова?

а) 8 и 6;

б) 3 и 4;

в) 7 и 10.

2) Сколько душ было у Коробочки?

а) без малого 1000;

б) без малого 80;

в) без малого 300.

3) Сколько денег дал Чичиков бывшему своему учителю, когда тот остался без куска хлеба?  а) пятак серебра;  б) медяк;  в) два пятака.  4) Какая денежная единица фигурирует в наставлении отца Чичикову?  а) миллион;  б) тысяча;  в) копейка.

3) Сколько денег дал Чичиков бывшему своему учителю, когда тот остался без куска хлеба?

а) пятак серебра;

б) медяк;

в) два пятака.

4) Какая денежная единица фигурирует в наставлении отца Чичикову?

а) миллион;

б) тысяча;

в) копейка.

5) За какую цену продал Манилов Чичикову мёртвые души?  а) за два с полтиною;  б) отдал даром;  в) за рубль.  6) Сколько имений помещиков объехал Чичиков?  а) четыре;  б) шесть;  в) пять.

5) За какую цену продал Манилов Чичикову мёртвые души?

а) за два с полтиною;

б) отдал даром;

в) за рубль.

6) Сколько имений помещиков объехал Чичиков?

а) четыре;

б) шесть;

в) пять.

«Всё, что есть в печи, всё на стол мечи», - гласит русская пословица, поучая нас быть гостеприимными.  Вспомним, какие кушанья на страницах поэмы упоминает Гоголь.  Хотя Чичиков и был убеждён, что «приятнейший разговор лучше всякого блюда», речь пойдёт именно о блюдах.

«Всё, что есть в печи, всё на стол мечи», - гласит русская пословица, поучая нас быть гостеприимными.

Вспомним, какие кушанья на страницах поэмы упоминает Гоголь.

Хотя Чичиков и был убеждён, что «приятнейший разговор лучше всякого блюда», речь пойдёт именно о блюдах.

«День, кажется, был заключён порцией холодной телятины, бутылкою кислых щей и крепким сном…»   Почему ЩИ были налиты в    бутылку?

«День, кажется, был заключён порцией холодной телятины, бутылкою кислых щей и крепким сном…»

Почему ЩИ были налиты в бутылку?

Рецепт «РОЗОВЫЙ КВАС»  Красной смородины поместить в деревянную кадку, добавить лепестки красных роз, а лучше целыми розами, чтобы квас был ароматным, залить кипячёной водой и поставить в прохладное место дня на четыре, профильтровать, процедить через марлю и использовать как ароматный освежающий напиток.  На 10л воды – 1кг красной смородины, 0,5 кг лепестков роз.

Рецепт «РОЗОВЫЙ КВАС»

Красной смородины поместить в деревянную кадку, добавить лепестки красных роз, а лучше целыми розами, чтобы квас был ароматным, залить кипячёной водой и поставить в прохладное место дня на четыре, профильтровать, процедить через марлю и использовать как ароматный освежающий напиток.

На 10л воды – 1кг красной смородины, 0,5 кг лепестков роз.

 Какое блюдо из рыбы в гостях у полицмейстера было целиком съедено одним Собакевичем?  Осётр?  Карп?  Карась?

Какое блюдо из рыбы в гостях у полицмейстера было целиком съедено одним Собакевичем?

Осётр?

Карп?

Карась?

«Легче пирожного, известного под именем  поцелуя»?    Как теперь мы называем такое    пирожное?      безе? «наполеон»? «картошка»?

«Легче пирожного, известного под именем поцелуя»?

Как теперь мы называем такое пирожное?

безе?

«наполеон»?

«картошка»?

  Слово «безе» заимствовано из французского языка, где оно имеет два значения: поцелуй, запечённый, взбитый с сахаром яичный белок.   Вспомним, Ноздрёв говорит: «Позволь, душа, я тебе вляпаю один безе   … Да, Чичиков, уж ты не противься, одну безешку позволь напечатлеть тебе в белоснежную щёку твою!»

Слово «безе» заимствовано из французского языка, где оно имеет два значения: поцелуй, запечённый, взбитый с сахаром яичный белок.

Вспомним, Ноздрёв говорит: «Позволь, душа, я тебе вляпаю один безе

… Да, Чичиков, уж ты не противься, одну безешку позволь напечатлеть тебе в белоснежную щёку твою!»

  «Щи, душа моя, сегодня очень хороши! – сказал Собакевич, хлебнувши щей и отвалив себе с блюда огромный кусок НЯНИ, известного блюда, которое подаётся к щам…»  Что же это было за блюдо?

«Щи, душа моя, сегодня очень хороши! – сказал Собакевич, хлебнувши щей и отвалив себе с блюда огромный кусок НЯНИ, известного блюда, которое подаётся к щам…»

Что же это было за блюдо?

  Жидкую гречневую кашу, сваренную на молоке, охлаждают, перемешивают с сырыми яйцами, наливают массу в свиные кишки, завязывают их и обжаривают на самом маленьком огне. Подают НЯНЮ к щам из квашеной капусты.   Кишки сухие свиные -5 г, каша жидкая – 200 г, яйцо – 2 шт., сало свиное – 10 г, соль по вкусу.

Жидкую гречневую кашу, сваренную на молоке, охлаждают, перемешивают с сырыми яйцами, наливают массу в свиные кишки, завязывают их и обжаривают на самом маленьком огне. Подают НЯНЮ к щам из квашеной капусты.

Кишки сухие свиные -5 г, каша жидкая – 200 г, яйцо – 2 шт., сало свиное – 10 г, соль по вкусу.

Что подавали в трактире Чичикову?

Что подавали в трактире Чичикову?

слоёный пирожок, нарочно сберегаемый для проезжающих в течение нескольких недель

слоёный пирожок, нарочно сберегаемый для проезжающих в течение нескольких недель

«Птица – тройка»

«Птица – тройка»

«Русь! Куда несёшься ты?»   «Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далёка, тебя вижу: бедно, разбросано и неприютно в тебе… Но какая же непостижимая тайна влечёт к тебе?   Что пророчит сей необъятный простор?   Русь, куда же несёшься ты, дай ответ. Не даёт ответа.»

«Русь! Куда несёшься ты?»

«Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далёка, тебя вижу: бедно, разбросано и неприютно в тебе… Но какая же непостижимая тайна влечёт к тебе?

Что пророчит сей необъятный простор?

Русь, куда же несёшься ты, дай ответ. Не даёт ответа.»

А.И.Герцен, русский писатель, современник Гоголя, летом 1842 года записал в дневнике:    «Удивительная книга, горький упрёк современной Руси, но не безнадёжный. Там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых испарений, там он видит удалую, полную сил национальность. Грустно в мире Чичиковых…и там и тут одно утешение в вере и уповании на будущее»

А.И.Герцен, русский писатель, современник Гоголя, летом 1842 года записал в дневнике:

«Удивительная книга, горький упрёк современной Руси, но не безнадёжный. Там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых испарений, там он видит удалую, полную сил национальность. Грустно в мире Чичиковых…и там и тут одно утешение в вере и уповании на будущее»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!