СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

02 мая, группа № 21″Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», 2 урока, предмет- Технология слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Сборка, обкатка и окраска"

Сборка, обкатка, испытание и окраска машин

Общие требования к сборке. Поступающие на сборку детали и сборочные единицы должны быть чистыми и сухими. С деталей, находившихся на хранении, должны быть удалены консерва- ционные покрытия. Сборка должна производиться в условиях, исключающих загрязнение деталей и их повреждение. На сопря­гаемых поверхностях деталей не допускаются забоины и зау­сенцы. Смазочные каналы и отверстия в деталях должны быть промыты и продуты сжатым сухим воздухом.

В процессе сборки поверхности трения всех сопрягаемых деталей должны быть смазаны. При сборке деталей, имеющих в соединениях подвижную посадку, должна быть обеспечена возможность свободного относительного перемещения без заеданий.

При установке одной из деталей соединения с ремонтным размером остальные детали данного соединения должны быть с тем же ремонтным размером.

Детали, имеющие в соединении переходные и прессовые посадки, собирают на прессе с помощью оправок или прис­пособлений.

Не разрешается наносить удары молотком непосредственно по запрессовываемым деталям.

Перед установкой новых подшипников качения следует уда­лить с них консервационную смазку, промыть, высушить и смазать.

Шпильки ввертывают в резьбовые отверстия до упора в сбег резьбы. Момент затяжки должен быть одинаковым для всех гаек или болтов одного соединения. Завертывать болты и гайки следует только ключом соответствующего размера. Во всех случаях, где это предусмотрено техническими условиями, должен быть обеспечен заданный момент затяжки. Детали с конической резьбой завертывают до отказа. При этом во ввертываемой детали должен остаться запас резьбы с полным профилем не менее одного витка.

Размеры шплинтов должны соответствовать чертежам. При установке шплинты не должны выступать под прорезями гаек, концы их разводят и загибают: один — на болт, другой — на гайку.

При сборке зубчатых передач, кроме межцентрового рас­стояния, параллельности и перекоса осей, проверяют правиль­ность зацепления сопрягаемых зубчатых колес. Эта проверка заключается в измерении бокового зазора между сопрягаемыми зубьями и определении пятна касания зубьев шестерен. Боковой зазор замеряют щупом или свинцовой пластиной в торце зубьев в положении, когда зацепление проходит по линии центров.

Пятно касания, проверяемое по краске, должно распола­гаться на средней части рабочего профиля зуба и быть сплош­ным. Длина пятна должна быть равна 2/з длины зуба, ширина пятна — 1…1.5 мм.

В зависимости от типа производства и трудоемкости про­цесса машины собирают на потоке или стационарных постах.

Поточная сборка осуществляется, как правило, на конвейере, и применяется на специализированных ремонтных предприятиях. Характерными для поточной сборки являются следующие при­знаки: за рабочим местом закреплена определенная сборочная операция; на всех рабочих местах сборочной линии работа синхронизирована и производится по выбранному такту.

При сборке на стационарных постах машину собирают на одном рабочем месте. При такой организации работ необходимо иметь сборщиков высокой квалификации, сборка требует про­должительного времени. Сборку на стационарных постах при­меняют, как правило, на неспециализированных ремонтных предприятиях и в мастерских.

Технологический процесс сборки машин рассмотрим на при­мере тракторов. Для сборки трактора Т-130 корпус заднего моста в сборе с лонжеронами и полуосью устанавливают на подставку.

Установка главной передачи и коробки передач. Собирают вал большой конической шестерни и устанавливают его в корпус бортовых фрикционов. С помощью подъемника заводят коробку передач между лонжеронами, устанавливают ее на шпильки и штифт, а выступающий конец подшипника нижнего вала ко­робки — в отверстие корпуса бортовых фрикционов. Закрепляют коробку передач на шпильках гайками с шайбами. В стыке при- валочных плоскостей корпуса бортовых фрикционов и коробки передач зазоры не допускаются.

Установка бортового редуктора и ведущего колеса. Устанав­ливают двойную шестерню внутренним кольцом роликоподшип­ника со стороны большой шестерни в наружное кольцо с роли­ками и вводят шестерни в зацепление. Затем устанавливают ступицу в сборе на полуось, вводя в зацепление шестерню сту­пицы с двойной шестерней. Устанавливают и закрепляют кожух бортового редуктора. Проверяют осевой зазор фланца ведущей и двойной шестерен, который должен быть 0,4—1,5 мм.

Устанавливают малое и большое уплотнения на полуось. Проворачивают ступицу бортового редуктора так, чтобы одна из шпилек крепления ведущего колеса была вверху. Устанавли­вают на ведущее колесо щиток и закрепляют его болтами. Уста­навливают концевой подшипник на цилиндрическую поверх­ность полуоси.

Установка сервомеханизма бортовых фрикционов. Устанавли­вают сервомеханизм на плоскость корпуса фрикционов и закреп­ляют -болтами. Подсоединяют к сервомеханизму трубопроводы подвода и отвода масла.

Установка бортовых фрикционов. Надевают на бортовой фрикцион тормозную ленту и подъемником опускают его в корпус фрикционов так, чтобы пробка крепления фланца ведущей шестерни бортового редуктора прошла через широкий паз внут­реннего барабана. Совмещают отверстия фланца полуоси борто­вого фрикциона с фланцем вала конической шестерни и закреп­ляют болтами. Совмещают отверстия ведущего фланца с отвер­стиями наружного барабана и закрепляют болтами с пружинными шайбами. Проверяют индикатором биение наружного барабана; оно не должно быть более 0,8 мм.

Установка балансирной рессоры. Балансирную рессору с по­мощью подъемника заводят под корпус бортовых фрикционов в сборе с лонжеронами, совмещают отверстия под палец в крышке и коробке рессоры и забивают палец рессоры. Вставляют заглушки и стопорят их стопорными кольцами.

Установка тележек гусениц. Устанавливают в раскос на штифт вкладыш. Застропив тележку гусениц, устанавливают ее с по­мощью подъемника так, чтобы конец балансирной рессоры вошел в окно рамы тележки, а раскос с вкладышем лег на полуось веду­щего колеса. При этом установочные втулки концевого подшип­ника бортового редуктора должны войти в отверстия рамы тележки.

Устанавливают крышку пяты раскоса с вкладышем на штифты и закрепляют ее болтами с шайбами; момент затяжки болтов 380—420 Н-м. Снимают трансмиссию в сборе с тележками с подставками и устанавливают на гусеницы.

Установка гусениц. Застропив один конец гусеницы подъем­ником, заводят ее на поддерживающие катки и натяжное колесо до совпадения замыкающих звеньев. Совместив замыкающие звенья, забивают замыкающий палец, напрессовывают конусные стопоры заподлицо с торцом пальца и вставляют пробки.

Натягивают гусеницу с помощью механизма натяжения. Величина провисания гусеничной цепи, замеренная на участке между осями ведущего колеса и заднего поддерживающего катка, должна быть 7—15 мм.

Установка двигателя. Устанавливают на двигатель муфту сцепления и регулируют ее. Застопорив двигатель в сборе с муф­той сцепления подъемником, устанавливают его на лонжероны, предварительно подложив под лапы опоры прокладки. Устанав­ливают размер 31±? мм между сдвинутой вперед до упора муф­той включения 4 и тормозком 3 (рис. 143). Проверяю! положение оси коленчатого вала относительно оси верхнего вала коробки передач: смещение осей должно быть не более 0,3, перекос — не более 0,7 мм.

Устанавливают приспособление на фланец верхнего вала коробки передач при отсоединенной муфте 4, для чего выстав­ляют размеры А и Б в верхней точке маховика, равные 1 —1,5 мм, делают метку и, поворачивая маховик и фланец с приспособле­нием, замеряют размеры А и Б в последующих трех положениях через каждые 90°. Разность замеров в четырех точках размера А допускается не более 0,6 мм, а размера Б — не более 0,7 мм.

Подкладывают или убирают регулировочные прокладки под опоры двигателя и перемещают его вправо или влево, чтобы исключить смещение или перекос осей. Максимальная толщина установленных прокладок должна быть не более 15 мм. Зазор между задним торцом передней опоры и кожухом шестерен распределения должен быть 1—4 мм.

Рис. 143. Центрирование коленчатого вала дви­гателя с верхним валом коробки передач: 1 — приспособление, 2 — фланец верхнего вала ко­робки передач, 3 — тормозок сцепления, 4— муфта включения, 5 — маховик

Закрепляют двигатель на раме трактора четырьмя призон- ными и четырьмя стандартными болтами с пружинными шайбами и планками: момент затяжки болтов 180—220 Н-м.

Технологический процесс сборки трактора в условиях эксп­луатации при замене составных частей производится в другой последовательности. Так, например, сборка трактора Т-ЮОМЗ из составных частей и сборочных единиц, отремонтированных централизованно на предприятиях, осуществляется в таком порядке.

На раму трактора устанавливают задний мост в сборе с коробкой передач, сервомеханизмом и муфтой сцепления, затем двигатель и регулируют соосность его с коробкой передач.

Рис. 144. Схема технологического процесса сборки гусенично­го трактора Т-75

При установке двигателя проверяют размер между осями отверстий под лапы двигателя на концах лонжеронов рамы заднего моста, который должен быть 922 мм. По высоте дви­гатель регулируют регулировочными прокладками, подклады- ваемыми под лапы передней опоры и задние лапы двигателя. Соосность двигателя с коробкой передач проверяют с помощью приспособления, закрепленного на среднем диске муфты сцепле­ния. Для правильно установленного двигателя торцовое и ради­альное биение маховика допускается не более 0,4 мм. Расстояние от задней торцовой плоскости маховика двигателя до передней плоскости проушин среднего диска муфты сцепления должно быть (71 + 1) мм. Затем монтируют радиаторы, облицовку и капот, устанавливают тележки, топливный бак, кабину, навесное оборудование.

Сборку тракторов ДТ-75 и Д-75М начинают с установки корпуса заднего моста на раму, опирая его на заднюю ось трак­тора. Схема технологического процесса сборки приведена на рис. 144. В том случае, когда тракторы ДТ-75 и ДТ-75М пере­мещаются на собственных каретках, сборку начинают с уста­новки собранных кареток на поперечные брусья рамы.

30.04.2020 10:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!