СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

12 способов создания ситуации заинтересованности на уроке

Нажмите, чтобы узнать подробности

12 способов создания ситуации заинтересованности на уроке

Как завладеть вниманием учеников в век цифровых технологий, когда поток информации полностью поглощает человека? Наверное, многим знакома ситуация, когда идёт урок, а ученики смотрят на экран телефона и ничего не хотят больше делать. Как захватить внимание учащихся и сделать урок интересным? Рассмотрим несколько приёмов создания заинтересованности на уроке.

Способ 1. Увлекательная история

Во время занятия расскажите ученикам историю. Она легко запоминается, так как имеет определённую структуру. В истории есть главный герой, у которого имеется цель, и антигерой, который мешает эту цель выполнить. Преодолевая сложности, герой меняется и растёт над собой. Можно главным героем сделать ровесника учеников, тогда сюжет будет им ближе, они смогут почувствовать сопричастность герою и понять, что тоже способны решить задачу. Также у истории есть логическая последовательность действий, которая облегчает запоминание.

Способ 2. Визуальные средства

Вербальная и визуальная информация обрабатывается мозгом по-разному, и если использовать их одновременно, то это поможет ученику сохранять интерес к теме как можно дольше. К визуальным средствам относятся: • иллюстрации; • карты; • диаграммы; • схемы; • модели; • презентации; • видео. Например, в качестве иллюстрации можно использовать демонстрацию последовательности или этапов развития. Полезно наглядно показывать изменения с течением времени. Инфографика поможет представить большие числа или анализ данных. Даже просто красивая картинка, подходящая к теме занятия, может привлечь внимание учеников.

Способ 3. Ограничения во времени или ресурсах

Ограничения создают у ученика ощущение срочности. Это заставляет концентрировать внимание на выполнении задания. Например, предложите ученикам выполнить двадцатиминутное задание за 15–18 минут. Главное, чтобы ограничения были посильны ребёнку.

Способ 4. Дилеммы

Предложите ученикам задачу, которая имеет непростой выбор. Хорошая дилемма всегда привлекает внимание. Дайте ребятам выбор: • между хорошим и очень хорошим вариантами; • двумя плохими вариантами; • вариантами, которые содержат плюсы и минусы, но сами по себе разные. Классическим примером дилеммы является «проблема вагонетки». Звучит она так: «Тяжёлая неуправляемая вагонетка несётся по рельсам. На пути её следования находятся пять человек, привязанные к рельсам сумасшедшим философом. К счастью, вы можете переключить стрелку – и тогда вагонетка пойдёт по другому, запасному пути. К несчастью, на запасном пути находится один человек, также привязанный к рельсам. Каковы ваши действия?» Есть о чём подумать и поговорить.

Способ 5. Интересные вопросы

Необходимо подобрать такие вопросы, которые потребуют от ученика применить полученные знания или интерпретировать их. Вопросы на знание материала к интересным не относятся. Можно построить всё занятие на интриге, задав сначала интересный вопрос. Дальше совместно с учениками найти ответ на него. Например, люди уже давно строят каменные дома. Камни для строительства добывали в каменоломнях. Это было очень трудно. И северные народы придумали себе помощника – воду. Как с помощью воды можно облегчить труд добывания камней в каменоломнях?

Способ 6. Сотрудничество

Поделите учеников на группы и предложите выполнить задание. Например, сделать презентацию на заданную тему и подготовить выступление. Работа в группе требует умения договариваться, оказывать поддержку, выполнять обещания. Всё это побуждает слушателя участвовать в процессе и быть внимательным.

Способ 7. Юмор

Юмор помогает сфокусировать внимание и быстрее запомнить материал. Единственно, это достаточно субъективная вещь, и использовать шутки надо осторожно. Если вы знаете свою аудиторию и уверены, что шутка действительно смешная, тогда её можно рассказать, чтобы взбодрить слушателя. Можно коллекционировать интересные, юмористические истории и анекдоты по предмету, чтобы время от времени вставлять их в своё занятие.

Способ 8. Игра

Для привлечения внимания используйте на занятиях практические методы, вовлекайте учеников в процесс. Чем больше задействованы визуальные, тактильные и слуховые стимулы, тем лучше запоминается материал. Однако такие методы, как соревнования и награды, могут не только заинтересовать детей, но и отвлечь их внимание от реальной цели обучения.

Способ 9. Ориентация на настоящий момент

Предложите решить ученикам реально значимую для них проблему. Покажите, как они смогут применить полученные знания в своей жизни. Подумайте, как текущие события связаны с уроком. Возможно использовать популярные сейчас тренды, новые веяния, телевизионные программы и фильмы, чтобы усилить интерес и вовлечённость учеников.

Способ 10. Эмоциональный отклик

При изложении фактов попробуйте добавить к ним эмоциональную окраску. Рассказать, на фоне каких событий произошло конкретное явление, и к чему это привело. На основе этой информации ученики составят своё впечатление и смогут легче запомнить материал.

Способ 11. Диссонанс

Предложите ученику что-то, что не совпадает с его привычной картиной мира. Например, в зоопарке появился розовый слон. Но ученик знает, что в природе таких слонов не существует. В этот момент возникает когнитивный диссонанс и человек начинает активно искать объяснение ситуации.

Способ 12. Рассказ о последствиях

В ситуациях, когда ученику приходится делать выбор, основной акцент ставьте на реальных последствиях выбора, а не просто оценивайте, правильно или неправильно решена задача. Все эти приёмы знакомы каждому учителю. Чтобы сделать занятие увлекательным, достаточно регулярно пользоваться ими и комбинировать. Способность заинтересовать требует от учителя планирования и подготовки.

Об авторе: Борисова Ольга Вячеславовна, учитель информатики, ГБОУ СОШ № 456, Санкт-Петербург, Колпино

Категория: Всем учителям
26.10.2020 23:19


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!