СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация пятиклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация пятиклассников

Возрастные особенности младшего подростка:

• потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;

• повышенная утомляемость;

• стремление обзавестись верным другом;

• стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;

• повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;

• стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;

• отсутствие авторитета возраста;

• отвращение к необоснованным запретам;

• восприимчивость к промахам учителей;

• переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;

• отсутствие адаптации к неудачам;

• отсутствие адаптации к положению “худшего”;

• ярко выраженная эмоциональность;

• требовательность к соответствию слова делу;

• повышенный интерес к спорту.

Признаки успешной адаптации:

• удовлетворенность ребенка процессом обучения;

• ребенок легко справляется с программой;

• степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

• удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

• усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

• нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

• стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

• нежелания выполнять домашние задания.

• негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

• жалобы на те или иные события, связанные со школой.

• беспокойный сон.

• трудности утреннего пробуждения, вялость.

• постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Чем можно помочь ?

• Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

• Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

• Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

• Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.

• Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

• Помогите ребенку выучить имена новых учителей.

• Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.

• Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

СЛОВА, КОТОРЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ И КОТОРЫЕ РАЗРУШАЮТ ЕГО ВЕРУ В СЕБЯ

Слова поддержки

• Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.

• Ты делаешь это очень хорошо.

• У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?

• Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.

Слова разочарования:

• Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

• Эта идея никогда не сможет быть реализована.

• Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Поддерживать можно посредством:

• отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово).

• высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.).

• прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.).

• совместных действий (сидеть, стоять рядом и т.д.).

• выражение лица (улыбка, кивок, смех).

Рекомендации родителям пятиклассников

Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Родители должны обязательно проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.

Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок вам сообщает, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.

Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.

Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

Ваш ребенок должен оценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость. Выражайте озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе. Постарайтесь насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений они могут привести к эмоциональным проблемам.

Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Продемонстрируйте интерес к этим заданиям. Если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их. Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости – лучшее средство от переутомления. Немало вреда может нанести, и попытка сосредоточиться над учебником в одной комнате с работающим телевизором или радио.

Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен фильм. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребенка происходят изменения.

Старайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере. Спокойствие домашней жизни поможет ребенку более эффективно решать проблемы в школе.

Здоровье

Не забывайте о смене учебной деятельности ребенка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий.

Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук.

Обязательно вводите в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребенка, максимальной двигательной активности.

Воспитывайте ответственность ребенка за свое здоровье.

Советы для родителей:

1. Учите своего ребенка дружить с другими детьми, не обрекайте его на одиночество.

2. Любой ребенок-отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля — может быть другом вашему ребенку и поэтому заслуживает уважения с вашей стороны.

3. Цените друзей своего ребенка не с позиции возможностей его родителей, а с позиции его отношения к вашему ребенку. Всякая ценность человека в нем самом.

4. Собственными отношениями к друзьям учите своего ребенка ценить друзей.

5. Старайтесь показать своему ребенку достоинства его друзей, а не недостатки.

6. Хвалите своего ребенка за проявления его достоинства в дружбе.

7. Приглашайте друзей своего ребенка в дом, общайтесь с ними.

8. Помните, что дружба в детстве, которая будет поддержана вами, возможно, станет опорой вашего ребенка во взрослой жизни.

9. Учите своего ребенка быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы.

10. Учитесь быть своему ребенку другом.

11. Если ваш ребенок доверит вам свои тайны как друзьям, не шантажируйте его ими.

12. Критикуйте не унижая, а поддерживая.

13. Поддерживайте в своем ребенке желание делать друзьям приятное.

14. Не допускайте предательства ребенка по отношению к друзьям. Маленькая подлость рождает большую.

Категория: Психологу
29.06.2023 09:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!