СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какие трудности возникают при переходе в 5 класс?

Окончание ребенком начальной школы и переход в среднюю школу знаменует новый этап в его жизни. Этот этап настолько значителен для жизни ребенка, что требует детального его рассмотрения.

Для школьников переход в среднюю школу связан прежде всего с расставанием с начальной школой, которое протекает болезненно. Школьники растеряны и не представляют своей жизни с другими учителями. Требования, с которыми к ним обращаются новые учителя, не принимаются ими так безоговорочно, как принимались в начальной школе. Образ первой учительницы еще чрезвычайно силен. Психологическая напряженность сопровождается дезорганизованностью, снижением учебной активности, понижением самооценки школьников, что провоцирует повышение тревожности. Школьники, которые по своим возрастным особенностям уже переросли начальную школу, пусть на непродолжительное время, снова оказываются маленькими «первоклассниками» ждущими со страхом, что принесет им новый школьный статус.

Для учителей-предметников этот период тоже связан с некоторыми профессиональными трудностями. Дело в том, что они ждут школьников, соответствующих своему возрасту, а получают маленьких и практически не приспособленных к общению детей, у которых низок уровень самостоятельности и самоконтроля. Им трудно дается программа средней школы. Учителя-практики отмечают падение успеваемости и снижение мотивации к обучению у школьников среднего звена.

Для родителей этот период тоже не безоблачен. Они привыкли все школьные проблемы решать с одним учителем, который очень хорошо знал индивидуальные особенности их детей и условия семейного воспитания. Это знание значительно облегчало взаимодействие родителей и учителя. Родители привыкли к уровню требований и ясно понимали, что им делать в тех или иных ситуациях школьной жизни. В период перехода детей в среднюю школу им тоже приходится приспосабливаться к новым условиям. К тому же и дети стали учиться хуже, стали тревожнее. У родителей начинают возникать отрицательные образы новых учителей. Фактически еще не познакомившись с новыми условиями школьной жизни их детей, некоторые родители отвергают новых персонажей школьной жизни. Это провоцирует напряженные отношения с новыми учителями. Многие родители считают их отношение к детям несправедливым. Идеализируется образ первой учительницы, все понимающей, всех принимающей, всех справедливо обучающей.

Советы педагога

Для родителей

❀ Формируйте у себя психологическую готовность принять новый трудный этап в жизни ребенка.

❀ Если вы считаете своего ребенка взрослым, то и ведите себя с ним как с взрослым.

❀ Наберитесь терпения — подростковый возраст сменится другим, менее болезненным.

❀ Помните, что переходный возраст пройдет, а ребенок останется.

❀ Предъявляйте требования к подростку последовательно, систематично и уважительно.

❀ Помогайте ему в период адаптации к средней школе.

❀ Проявляйте активность в инициации совместной деятельности первой учительницы и классного руководителя.

Для бабушек и дедушек

❀ Обсуждайте с внуком или внучкой все коллизии, возникающие у них на новом месте.

❀ Не обсуждайте с ним достоинства и недостатки классного руководителя или новых учителей-предметников.

❀ Поддерживайте у детей желание помогать своей первой учительнице. Как правило, первое время это желание велико.

❀ Успокаивайте ребенка, ведь ему очень тяжело наедине с новыми требованиями, которые предъявляются в средней школе.

06.10.2020 18:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!