СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Амонашвили Шалва Александрович

Нажмите, чтобы узнать подробности

Амонашвили Шалва Александрович (1931), грузинский педагог и психолог, действительный член АПН СССР (1989-91), доктор психол. наук (1973), профессор (1980). После окончания Тбилисского университетата (1955) работал в НИИ педагогики МП Груз. ССР (в 1983-91 – директор), с 1987 – ген. директор экспериментального научно-педагогического производственного объединения MHO Грузии. В 60-70-х годах возглавлял массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового научного направления, которое обрело известность под названием "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе".

С 1964 руководит экспериментом по определению нового содержания, форм и методов начального обучения, в том числе обучения детей с 6 лет в условиях школы. Система воспитания и обучения Амонашвили – “педагогика целостной жизни детей и взрослых” – строится на началах гуманности и веры в ребёнка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми. Задача школы – опираясь на всю полноту детской жизни, придать ей культурные формы саморазвития, превратить школьные занятия в “уроки счастья жизни”, познания, общения, взросления. Амонашвили предлагает организацию такой детской жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребёнка на продуктивные занятия. Он сравнивал свою профессию учителя, воспитателя, педагога с разными другими профессиями. В начале своей педагогической деятельности основным тезисом работы учителя он считал формулу, сравнимую с работой врача еще с времен Авиценны: “Будь осторожен! Не ошибись! Не вреди!” Несомненно, ни врач, ни учитель не имеют права ошибаться. Ошибка врача в диагнозе влечёт за собой неправильное лечение, ухудшение здоровья пациента. Ошибка педагога в определении личности ребёнка, методах воспитания и обучения, влечёт за собой впоследствии неправильно сформированную личность. “Педагог обязан изучить ребёнка всесторонне, то есть изучить не только его индивидуальную психологию и характер, но и его индивидуальную жизнь, среду, в которой формируется его характер, и одновременно строить правильный воспитательный процесс”. По мере накопления педагогического опыта Амонашвили пришёл к выводу, что настоящий учитель должен быть актером. Как артист на сцене забывает обо всем, кроме жизни своего героя, заставляет зрителя воспринимать спектакль как действительность, так и педагог, входя в класс, должен забыть о своих личных проблемах, переживаниях, и помнить только о своих “зрителях”, учениках, каждый из которых имеет свой собственный характер, мировоззрение, но все они без исключения должны быть вовлечены в общий творческий процесс обучения. Нравствственная основа детской учебной кооперации в системе Амонашвили – способность радоваться успехам других, готовность прийти на помощь. Отношения между старшими и младшими детьми организуются путём шефской помощи детскому саду, начальным классам и пр. Отменены балльные оценки, не допускается сравнение детей друг с другом. Обучение начинается сразу на нескольких доступных учащимся уровнях, например, обучение чтению – от беглого чтения до знакомства с буквами. Учителя, работающие с шестилетками, должны обладать целым рядом особых качеств, быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть. Учитель должен понимать детей. Учителю надо быть оптимистом. Учителя “обязаны олицетворять человека будущего, человека нового склада”. Завоевать любовь детей – насущнейшая задача учителя, считает ученый-исследователь, “ибо только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний и осваивает моральные ценности общества”. Вся учебно-воспитательная работа с детьми, её методы, приёмы, формы, “пройдя через душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утончёнными, гибкими, целенаправленными и потому – эффективными”, – утверждает Ш.А. Амонашвили. Из этих высказываний определённо видно, что педагогическая и дидактическая система Ш.А. Амонашвили проникнута гуманным отношением к детям, основана на чувстве уважения к ним, взаимной любви учителя и учащихся. Ш.А. Амонашвили выступает сторонником формирования у детей доброты, чувства товарищества, дружбы и взаимопомощи как в учебных делах, так и в повседневной жизни. Свои взгляды и идеи гуманистической педагогики сотрудничества он отразил в монографиях и многочисленных статьях. Автор книг, переведённых на многие языки. Совместно с академиком, членом-корреспондентом РАО Д.Д. Зуевым издаёт 100-томную "Антологию гуманной педагогики".

Категория: Всем учителям
15.01.2018 22:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!