СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитический отчет В.Н. Кузянов часть 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитический отчет за

2014-2016

межаттестационный период

Кузянов Владимир Николаевич

учитель физики МАОУ СОШ 62

г. Екатернибург

Оглавление

Название главы

Страница

1

ВВЕДЕНИЕ……………………………….……….

3

ГЛАВА 1. РОЛЬ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ…………………………………………….

5

1.1

Понятие мотивация……….…….

5

1.2

Формирование учебной мотивации на уроках по физике средствами ИКТ……………………….….

7

2

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………….…….

10

2.1

Средства и методы обучения для повышения уровня успеваемости и мотивации ………….……

10

2.2

Анализ результатов ДКР 2015-2016 г 9 классов….

12

2.3

Анализ качества знаний……………………………

12

2.4

Повышение квалификации…………………………

13

2.5

Успехи учащихся в обучении по физики…………

14

3

ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ…………………….……….

15

4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….

16

5

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

17

6

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………

18

1. Введение.

В своей работе, как любой педагог, я столкнулся с проблемами и противоречиями.

Начиная работать в школе МАОУ СОШ 62 со второй половины 2014-2015 учебного года успеваемость, по результатам ДКР и по итогам четверти, была низкой. Причиной этому послужило падение интереса школьников к изучению курса физики в связи с недостаточной подготовкой и отсутствием связи между курсом школьной физики и тем, как эти знания будут применяться в будущей работе. И стало прослеживаться формирование негативного отношения школьников к изучению сложного курса школьной физики, обусловленное традиционной методикой изложения материала. Возникла необходимость в поиске современных технологий, которые помогли бы обучать и оценивать на одном и том же уроке учащихся с разным уровнем способностей и восприятия.

Соответственно возникает проблема на ступенях общего образования: как обеспечить оптимальный уровень качества образования при работе с детьми разного уровня подготовки?

Целью моей педагогической деятельности было создание условий для обеспечения качества образования с разным уровнем подготовки и формирования положительной мотивации к овладению знаниями. Предположим, что познавательная мотивация положительно влияет на качество обучения и на сам учебный процесс. Понятие качество образования весьма размытое понятие, оно зависит от многих факторов, но в данной работе, под количественным понятием «качество обучения» мы будем принимать успеваемость по оценкам классного журнала и результатам ДКР. Это даст нам возможность проанализировать степень выполнения цели.

Объектом исследования является процесс обучения физике учащихся средней школы.

Предметом исследования является методы формирования у учащихся основной школы положительной мотивации в процессе обучения физики посредством применения традиционных и инновационных образовательных технологий.

Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:

  • Мотивировать учебно-познавательную деятельность учащихся с помощью средств ИКТ
  • Проводить мониторинг, позволяющий отслеживать и выявлять группы учащихся, имеющих учебные дефициты и группы «одаренных детей»
  • Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные учебные планы, индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся
  • Применять на уроках современные технологии
  • Создавать комфортные условия для учащихся, исходя из их интересов и способностей

В данном аналитическом отчете для разъяснения вопросов мотивации и процесса обучения использовалась методологическая литература общего характера [1,2,3,4], справочники [17], программы [5], задачники [6,7,8,9,10] и учебники по физике [11,12,13,14]. Была так же использована литература по вопросам педагогической психологии [15] и возрастной педагогики [16].

Применялись следующие методы исследования.

Теоретические: анализ нормативных документов, программ по физике и психолого-педагогических, научно-методических исследований.

Экспериментальные: наблюдение, констатирующий, поисковый и обучающий педагогический эксперимент, обработка результатов педагогического эксперимента.

Практическая значимость работы: создание методологических и организационно-содержательных условий, обеспечивающих успешное освоение всеми обучающимися государственного образовательного стандарта по физике посредством применения традиционных и инновационных образовательных технологий.

Теоретическая значимость работы: обобщение опыта работы с интерактивной доской.

ГЛАВА 1. РОЛЬ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ

1.1

Понятие мотивация

Мотивация – общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Имея в виду педагога, речь идет о мотивации обучения. С позиции обучаемого речь идет о мотивации учения.

Мотивация, как процесс изменения состояний и отношений личности с позиций отечественной психологии основывается на мотивах, которые представляют собой конкретные побуждения, причины, заставляющие человека действовать определенным образом. Их также можно определить и как отношение к предмету деятельности (учебной, социальной, профессиональной и т.д.). В роли мотивов выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Вот почему мотивы рассматриваются как сложные психологические образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляется анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений.

По уровням влияния на учебную деятельность познавательные мотивы подразделяются на следующие группы:

  • широкие социальные мотивы – долг, ответственность, понимание социальной значимости обучения;
  • узкие социальные(позиционные) мотивы – стремление занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих или достойное вознаграждение за свой труд;
  • мотивы социального сотрудничества – ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиции среди других обучающихся;
  • широкие познавательные мотивы – ориентация на эрудицию, удовлетворение от самого процесса учения или его результатов;
  • учебно-познавательные мотивы – ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов;
  • мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, формирование необходимых навыков и умений.

Различные мотивы имеют неодинаковую силу влияния на результаты учебного процесса. В этой связи мотивы учащихся можно разделить на побудительные (они лежат в основе различных целенаправленных действий) и смыслообразующие, которые как бы «переводят» общественно-значимые ценности на личностный уровень.

Мотивы обучения также иногда подразделяют на внешние и внутренние. Первые исходят от педагогов, родителей, учебной группы (класса), общества и приобретают форму подсказок, советов, требований и даже принуждений. Однако истинный источник положительной мотивации человека находится в нем самом. Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения (внешнему воздействию), а мотивам учения – внутренним побудительным силам.

В дидактике также выделяются осознанные и неосознанные мотивы обучения. Первые выражаются в понимании учащимися того, какие причины побуждают их к тому или иному уровню учения, способности выстроить их по степени личностной значимости. Неосознанные же мотивы лишь ощущаются, существуют на уровне подсознания в смутных, не контролируемых сознанием влечениях к учебной деятельности.

Изучение проблемы положительной мотивации в учебной деятельности осуществляется в неразрывной связи с их формированием. Педагогическая практика показывает, что в этом случае целесообразно придерживаться определенного алгоритма, включающего несколько относительно самостоятельных, но обязательных организационно-педагогических действий. К ним относятся:

  1. Определение и уточнение педагогом целей обучения.
  2. Выявление возрастных возможностей мотивации. Здесь педагог должен получить четкие ответы на два вопроса:
  • к каким показателям мотивации необходимо подвести обучающихся различного возраста;
  • насколько уровень мотивации соответствует возрастным нормам, поставленным целям и задачам обучения.
  1. Изучение исходного уровня мотивации.
  2. Определение ведущих мотивов учебной деятельности.
  3. Диагностика индивидуальных особенностей мотивации.
  4. Анализ динамики мотивации и ее причин.
  5. Формирование положительных мотивов обучения.
  6. Оценка достигнутых результатов и планирование последующей коррекционной деятельности.

Сформированная по предложенному алгоритму положительная мотивация на обучение предполагает формирование у обучаемого стремления к продуктивной учебно-познавательной деятельности. Однако в условиях образовательного учреждения она будет осуществляться под воздействием различных, нередко разнонаправленных, факторов [18]

1.2

Формирование учебной мотивации на уроках по физике средствами ИКТ

Сейчас уже никого не удивишь наличием компьютера и интернета дома. Учащиеся могут добывать знания самостоятельно, используя многочисленные интерактивные курсы по различным предметам. Очевидно, что традиционные педагогические технологии потеряли былую привлекательность для учащихся и все в меньшей степени будут привлекать в дальнейшем, что неизбежно приводит к переоценке приемов и методов, используемых учителем. Как же в этих новых условиях учителю организовать свою работу? Немаловажной становится задача заинтересовать ученика своим предметом, показать красоту и значимость его в современном обществе. Особенно это актуально, когда ребенок только начинает изучать данный предмет.

Обучение физике начинается в среднем школьном возрасте, который характеризуется объективными изменениями условий жизни ребенка: увеличивается число учебных предметов, усложняется материал школьных программ, расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий. Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет благоприятную среду для применения современных педтехнологий, в первую очередь, информационных технологий. При изучении нового материала проводится комбинированный урок в форме беседы с использованием компьютерной презентации. Презентация позволяет сделать этот процесс более наглядным, ярким, способствует систематизации знаний, более успешному их освоению, а также позволяет эффективно использовать время на уроке. Уроки для семиклассников отличаются игровой и занимательной формой. Они направлены на создание устойчивого интереса к познавательной деятельности. Анимационные вставки дают возможность разнообразить материал, а урок сделать интересным.

Благоприятными особенностями мотивации учения в подростковом возрасте являются: “потребность во взрослости”, стремление к самостоятельности, расширение кругозора, возрастание определенности и устойчивости интересов. Главное содержание мотивации в этом возрасте – научиться сотрудничать с другим человеком в ходе совместно осуществляемой учебной деятельности. Широкое поле деятельности дает лабораторная работа. Не секрет, что часто лабораторные работы превращаются в подобие автоматических действий строго по учебнику, с уже заданной целью работы и подобранным оборудованием. При таком подходе полностью исключается творческое развитие личности. А ведь лабораторные работы – это такая форма деятельности, которая опирается на естественную потребность ребенка познавать окружающий мир на основе личного опыта, собственных ощущений. И учитель должен выступать в роли консультанта, помощника, партнера. Целесообразно проводить лабораторные работы в два этапа: одна группа учащихся работает непосредственно с лабораторным оборудованием, другая группа проводит лабораторные исследования с помощью практических работ из виртуальной школы Кирилла и Мефодия, компьютерного курса “Открытая физика”, “Дрофа” и т.д. Затем группы меняются местами. Такой характер проведения лабораторных работ дает возможность не только закрепить изученный материал дважды, но и провести самостоятельные исследования, выходящие за рамки программы, с помощью виртуальных лабораторий, что способствует формированию и развитию учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетенций. Систематическое использование различных компьютерных технологий на данном возрастном этапе позволяет мне не только представить теоретический материал по данным темам, но и заинтересовать ребят, активизировать познавательную деятельность, развивать практические умения учащихся, а, главное, формировать умение наблюдать физические явления, строить гипотезы и делать выводы, формирует умение планировать и проводить эксперименты самостоятельно.

В старшем школьном возрасте приобретение знаний становится делом жизненной важности для ученика, формируется стремление к анализу индивидуального стиля своей учебной деятельности, определение сильных и слабых сторон своей учебной работы. Профессиональные мотивы начинают преобладать в структуре мотивации. Поэтому наряду с поддержанием интереса к предмету выдвигается задача предоставления молодому человеку широкого поля деятельности, способствующего его дальнейшему самоопределению. На первый план выходит задача формирования мотива самообразования, соответственно и выбора формы обучения. На этом этапе актуально применение самостоятельного изучения разделов и тем с помощью электронных учебников, презентаций учителя по отдельным темам, электронных практикумов решения задач, электронных тестов с целью проверки и закрепления знаний и т.д. В то же время большое значение приобретают ИТ как средство технологии проектного обучения или метода проектов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени, несет развивающую функцию, обеспечивает новое качество образования, личностно-ориентированный подход. Творческий характер заданий учащимся, совместная работа над проектами, самостоятельный поиск информации приближает форму образования к форме досуга, а досуг к образованию. Ученики в процессе творческой работы раскрывают связи между изучаемыми предметами и другими образовательными областями.

Внедрение информационных технологий в учебный процесс позволяет не только сделать более интересным и красочным традиционный урок, не только использовать элементы исследовательской работы на лабораторных занятиях и в проектной деятельности, но и способствует формированию ключевых компетенций, которые обеспечивают успешную адаптацию выпускника школы к социальным и экономическим условиям в быстро меняющемся современном мире.

Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод о том, что формирование мотивации обучения является важнейшей задачей на каждом возрастном этапе, решение которой возможно только в ходе включения школьников в активные виды деятельности. К окончанию школы у человека желательно сформировать мотив самообразования, на основе которого у молодого человека складывается потребность в непрерывном образовании и активной жизненной позиции [19].

Категория: Физика
03.10.2017 16:59


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!