СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аннотация к методической мастерской для участия в конкурсе "Учитель года"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический семинар

«Современные образовательные технологии в преподавании истории, обществознания»

Разработала Шадрина Ольга Николаевна,

учитель истории и обществознания

Условия формирования личного вклада в развитие образования

Слайд 1.

Меня зовут Шадрина Ольга Николаевна. Я – учитель истории и обществознания МБОУ «Мухтоловская СШ №1». Мой опыт педагогической работы – 14 лет. За годы работы в школе сложилась система работы, появились наработки, которыми я готова сегодня с Вами поделиться.

Слайд 2.

Моя методическая тема, над которой я работаю – «Современные образовательные технологии в преподавании истории и обществознания». В ФГОС сказано: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных ЗУН, личную ответственность обучающихся и способность к самостоятельной деятельности, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования». Знания и умения необходимы, но для того, чтобы стать успешным в современном информационном обществе, очень важна способность применять эти знания и умения.

Слайд 3.

Поэтому ведущей педагогической идеей опыта по внедрению современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания является идея создания ситуации успеха на уроках истории и обществознания.

Слайд 4.

Создание ситуаций успеха можно осуществлять через использование эффектов на уроке, развивающих интерес к учебе:

Эффект новизны, разнообразия, занимательности, увлекательности форм и метода изложения. использования ярких художественных средств, образности, игры, удивления школьника, поиска, парадоксальности.

Только применение современных образовательных технологий позволит добиться поставленной цели и подготовить выпускника, соответствующего портрету выпускника школы по ФГОС.

Слайд 5.

Условия формирования личного вклада в развитие образования.Научно– исследовательские условия:

  • теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина;
  • теория аксиолого-компетентностного подхода О.С. Гладышевой;
  • труды Ушинского, Сухомлинского.

Методы исследования:

  • Изучение научной педагогической и методической литературы
  • Педагогическое наблюдение процесса обучения
  • Анализ результатов деятельности

Слайд 6.

Основные направления педагогической стратегии:

  • гуманизация образования и личностно ориентированный подход;
  • интеллектуальное развитие детей, их самостоятельности;
  • доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
  • внимание к индивидуальности человека, его личности;
  • чёткая ориентация на развитие творческой деятельности.

Слайд 7.

Для достижения поставленной цели я ставлю перед собой следующие методические задачи:

  • Формирование всестороннего мышления;
  • Активизация познавательной деятельности учащихся;
  • Создание у обучающихся представлений о предмете как части общечеловеческой культуры, обеспечение понимания учащимися значимости истории и обществознания для общественного прогресса;
  • Организация совместной деятельности, обеспечивающей комфортность участников обучения, способствующую культурному и интеллектуальному развитию учащихся;
  • Формирование умений и навыков организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи;
  • Формирование навыков создания, обработки, хранения информации посредством компьютерных технологий для решения учебных задач, а в будущем и в профессиональной деятельности;
  • Воспитание активности и инициативы учащихся.
  • Формирование навыков самоконтроля.

Слайд 8.

В своей работе я использую следующие педагогические технологии:

  • Технология имитационного моделирования
  • Технология развития критического мышления
  • Исследовательская технология
  • Технология проектного обучения.
  • Информационно-коммуникационная технология
  • Здоровье сберегающие технологии
  • Технология сотрудничества
  • Технология проблемного обучения
  • Технология АМО (Активных Методов Обучения)

Большинство из перечисленных технологий применяют на своих уроках педагоги всех школ страны. Я остановлюсь подробнее на тех, которые использую чаще всего и которые, на мой взгляд, способствуют более успешному усвоению материала детьми, формированию ключевых компетенций учащихся.

Слайд 9.

Одна из технологий, приемы которой я применяю часто на своих уроках – это

Технология развития критического мышления.

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений). В данной технологии существует множество приемов, но наиболее часто на своих уроках я использую следующие:

«Мозговой штурм» и «Корзина идей»

Эти приемы я чаще всего использую в начале урока на стадии «вызова» (проверки домашнего задания или при определении задач, исходя из названия темы) с целью активизации имеющихся знаний. При «мозговом штурме» на первом этапе учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме; на втором – учащееся обмениваются информацией. Например, на уроке истории методом мозгового штурма можно рассмотреть тему: «Социально-экономическое развитие страны». Формулирую вопрос: «Что в вашем понимании значит «социальное/экономическое/ развитие страны»?». Дети предполагают: «Какие сословия/классы в данный период проживали в стране», «Условия проживания каждого сословия или класса», «Изменения условий жизни в сравнении с прошлым (изученным) периодом». Дети по экономическому развитию предполагают: «Какая ведущая отрасль экономики на данный период существовала», «Развитие сельского хозяйства, промышленности, торговли, строительства дорог» и так далее. В ходе обсуждения я вижу понимание учеников, о чем пойдет речь и какая структура ответа должна быть при опросе в последствии. Кроме того, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

Прием «корзина идей» использую, чтобы выяснить, что ребята думают по обсуждаемой проблеме урока. В «корзину» условно собираются все идеи, а в конце урока мы обязательно возвращаемся к ней, чтобы посмотреть, какие предположения были верными. Например, проблемный вопрос: «Как разные слои общества реагировали на происходящее при Петре1 перемены в стране?» Дети предполагают, на основе ранее изученного, уже существенные догадки про недовольство бритьем бороды, ношением западных одежд, пожизненной службой дворян и так далее.

Слайд 10.

«Эссе»

На стадии «рефлексии» использую чаще в старших классах данный прием.

Смысл его можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. Умение четко и кратко выразить свои мысли, аргументировать свое мнение помогает при написании эссе при сдаче ЕГЭ.

Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Прием “Нарисуйте счастье”

Прием психорисунка дает возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

Данный прием я использую чаще в среднем звене 5-7 классы. Особенно хорошо прием используется на уроках обществознания, когда необходимо закрепить новые термины, такие как «Семья», «Общение», «Свободное время» и другие. На уроках истории мы с 5-тиклассниками любим выразить в рисунках свое понимание мира богов в Античности.

Слайд 11.

Технологии имитационного моделирования (игровая)

В основе имитационных технологий лежит воспроизведение процессов, происходящих в реальной жизни. Благодаря имитационной технологии обеспечивается деятельностный характер обучения, развитие индивидуальности, формируются навыки работы в группе.

Игра «Крестики-нолики»

Часто на уроках я использую фронтальный вариант письменного опроса учащихся. Для этого заранее составляю вопросы в виде утверждений, на которые можно ответить «да» или «нет». Ответ «да» обозначается «Х», ответ «нет» обозначается «О». Учащиеся записывают ответы в таблицу, которую чертят у себя в тетради, состоящую в данном случае из 9 пронумерованных клеток.

Этот прием я использую, когда тема для изучения нового материала очень объемна и времени на дифференцированный подход для проверки изученного не хватает.

Прием «Ребус»

Этот прием чаще всегоиспользую для учащихся среднего звена при обозначении темы урока или на игровых уроках повторения материала.

Необходим для повышения грамотности учащихся и развития внимания, памяти, понятийного мышления, обогащение словарного запаса учащихся развитие межпредметных связей. Не стараюсь брать сложные ребусы, сложность отнимает время от основного материала. Для учеников больше важны в ребусе яркость образов и соревновательный момент, кто быстрее догадается. Название темы стараюсь составлять свое, а не из учебника, так у ребят нет соблазна подсмотреть.

Слайд 12.

Игра «Из уст в уста»

В основе игры «Из уст в уста» лежит функция по усвоению информации и передачи ее другому.

Особенность в том, что учащиеся на местах-не просто пассивные зрители игрового действия: они мысленно фиксируют искажение информации и пытаются сами восстановить первоначальный вариант.

Игра «Кто –Я».

Игра позволит: структурировать знания по теме; научить выделять главные и второстепенные свойства предметов; формировать умения строить логические цепочки, устанавливать последовательные взаимосвязи; развивать умения анализировать и обобщать, группировать, делать выводы; учить правильно формулировать вопросы, подбирать определения.

Таким образом, благодаря применению приемов имитационной технологии, у обучающихся формируются способности, которые должны стать результатом обучения современного выпускника: уметь анализировать, оценивать себя, выбирать, творить, общаться.

Слайд 13.

Здоровьесберегающие технологии

позволяют обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, формируют у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, учат использовать полученные знания в повседневной жизни.

Историческая физкультминутка

Физкультминутки использую для учеников разных возрастов. На мой взгляд не бывает учеников такого возраста, в котором не устают от длительной умственной работы. Поэтому правильно подобранная физкультминутка всегда актуальна и с удовольствием проводится на уроках истории и обществознания.

Тематические физкультминутки, включающие в себя игровой компонент, способствуют не только двигательному, но и эмоциональному отдыху ученика.

Игра «Ванька-встанька»

Игра в увлекательной подвижной форме развивает интерес к предмету.

Учитель задает вопросы, а ученики встают, если отвечают положительно, и садятся, если отвечают отрицательно.

Слайд 14, 15.

Информационно-коммуникационная технология

Без применения данной технологии уже не представляю свои предметы. Каждый урок используются презентации, интерактивные карты, аудио- и видео- техника, а также виртуальные экскурсии. Учащиеся свободно владеют всеми приемами данной технологии, легко и с интересом их используют.

Слайд 16

Каких же результатов я добилась, внедряя в учебную деятельность перечисленные технологии?

  1. Растет интерес учащихся к истории и обществознанию, что подтверждают результаты анкетирования учащихся 6 – 9 классов «Школьная жизнь», предметы история и обществознания чаще всего называют любимыми.

Слайд 17.

2. Повышается качественная успеваемость по моим предметам.

3. Учащиеся ежегодно выбирают обществознание в качестве экзамена по выбору.

Слайд 18.

4. При проведении опроса «Настроение, с которым я иду на урок истории» большинство учащихся с 6 по 9 классы ответили «С удовольствием».

Слайд 19.

Транслируемость практических достижений

  • Выступления и мастер-классы:
  • на ШМО и РМО;
  • на педагогических советах.

Размещение учебно-методических ресурсов на сетевых Интернет-проектах

на персональном сайте http://schadrolga.ucoz.net и на персонально странице https://imfourok.net/user/shadrina-olga-nikolaevna

Опыт работы может быть использован учителями любого общеобразовательного учреждения на всех уроках по любому предмету и во внеурочной деятельности.

Слайд 20.

Список литературы. Интернет-ресурсы:

Категория: Всем учителям
19.10.2023 13:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!