СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Безопасная образовательная среда как актуальное требование современной начальной школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сложившаяся на сегодняшний день социальная и экологическая обстановка В нашем обществе вызывает беспокойство. Особую тревогу мы испытываем за маленьких детей. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.

Все мы — педагоги и родители — пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровье наших детей?» Давайте вместе постараемся найти ответ на него.

Что такое безопасность? Это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях, применение знаний на практике.

— Как вы думаете, что должны делать взрослые, чтобы обеспечить безопасность и здоровье своих детей?

Вывод.

Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах безопасного поведения.

Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь школьникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.

В-третьих, развить у школьников самостоятельность и ответственность.

Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Уже с школьного возраста надо учить ребенка правильному поведению в чрезвычайной ситуации.

Но вначале надо учиться нам, взрослым.

Знаете ли вы такое мудрое правило: «Входишь в помещение — оглядись: сумеешь ли выйти?»

— Где находятся запасные выходы в нашем здании?

- Какой кратчайший путь выхода из помещения, в котором мы сейчас находимся?

Итак, на что же следует обратить особое внимание при обучении школьников безопасному поведению?

1. Важно научить ребенка объяснять собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вел себя, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом он чувствовал, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, Лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы И неприятности.

2. Решение задач обеспечения безопасного образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

3. Большую роль играет положительный пример взрослых. Это следует учитывать в собственном поведении. Нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если мы сами не всегда ему следуем.

4. Очень важно достичь полного взаимопонимания между взрослыми: педагогами и родителями, мамой и папой, так как разные требования, предъявляемые детям, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

5. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как правило, дает обратный результат. Если запретов будет слишком много, ребенок не сможет выполнять их в полной мере и неизбежно будет нарушать.

Для того чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, их отбор должен быть тщательно продуман.

Здоровье учащихся показывает качество образования страны. Успешность учебно-воспитательного процесса и правильное развитие учащегося будет идти только в комфортной и безопасной образовательной среде. В связи с этим встает вопрос о путях создания и поддержания психологически благоприятного климата в образовательном учреждении.

Безопасность – залог человеческого развития. Если человек будет убежден в безопасности среды, где он обитает, то он чувствует себя в нем комфортно и соответственно, создаются условия, способствующие саморазвитию и самореализации учащихся. В настоящее время большое внимание стало уделяться критериям здоровья и безопасности, как в государственной политике, так и в системе образования, чему способствовало ухудшение здоровья детей, увеличение уровня социальной дезадаптации, ухудшение уровня нравственной воспитанности в обществе.

Безопасность образовательного учреждения:

- это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций;

- это система мер, принятых администрацией учреждения и государством, для защиты детей и имущества от внутренних и внешних угроз с учетом фактического состояния, технического состояния школы, условий организации учебно-воспитательного процесса, криминальной и техногенной обстановки, природной территории, предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических акций.

Формирование и обеспечение безопасности образовательной среды предполагает:

1. Постоянную работу с учащимися, их родителями, педагогическим коллективом, органами исполнительной власти, полицией, общественными организациями в решении проблем комплексного обеспечения безопасности образовательного учреждения, ее защиты от внутренних и внешних угроз.

2. Оказание содействия органам внутренних дел по пресечению распространения наркотиков среди обучаемых и профилактике преступлений среди несовершеннолетних.

3. Организацию дежурства учащихся старших классов и членов родительского комитета по образовательному учреждению.

4. Контроль над соблюдением в образовательном учреждении внутреннего распорядка и правил безопасности.

5. Организацию охраны порядка на школьных мероприятиях.

6. Ознакомление учащихся и персонала образовательного учреждения с

правилами и тактикой безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

7. Контроль, за работой приборов охранной и охранно-пожарной

сигнализации, состоянием технических средств защиты.

8. Защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся и сотрудников образовательного учреждения.

9. Соблюдение техники безопасности учащимися и работникам образовательного учреждения.

10. Обучение учащихся методам обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.

11. Документирование процессов, относящихся к важным событиям жизни школы в аспектах безопасности, в ходе их повседневного функционирования, а также в случаях реализации угроз и мероприятий по противодействию этим угрозам.

Кроме того, начальная ступень обучения – чрезвычайно сложный и переломный момент в жизни каждого ребенка: меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. В начальной школе у ребенка возникает очень много стрессовых ситуаций – и это влияет на психическое и физическое здоровье учащихся, возникает дезадаптация, непонимание происходящего и ребенок может получить психологическую травму, влияющую на его дальнейшее развитие. В связи с этим безопасная среда предполагает не только обеспечение физической безопасности, как материально-техническое обеспечение, личное безопасное поведение ребенка в пространстве, но и, прежде всего, психологическая безопасность.

И.А. Баева под психологической безопасностью понимает состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в неё участников

В первые дни у школьников можно заметить так называемый «кризис семи лет».

Безопасная образовательная среда должна создаваться взаимодействием всех сторон затрагивающих жизнь младшего школьника, прежде всего это семья, где растет ребенок и конечно же школа, где большую половину дня проводит ученик. Приходя учиться в школу, ребенок преодолевает множество трудностей психологической адаптации, связанных с изменением его социальной позиции и изменением его окружающих людей детей, взрослых – учителей. Огромная роль в обеспечении качества школьной жизни ребенка принадлежит учителю начальных классов. От первого учителя зависит формирование личностных качеств человека, его жизненных ценностей, ведь именно в начальной школе формируются все основные убеждения, которыми будет ориентироваться человек всю жизнь. Учитель и родители должны создать комфортную и безопасную образовательную среду, в которой полноценно и всесторонне будет развиваться младший школьник.

Например, чтобы период адаптации школьников прошел спокойнее, родителям нужно заранее подготовить ребенка к школьной жизни:

- за месяц поменять режим дня;

- заранее познакомить ребенка и со школой, и возможно с учителем;

- в первые недели не загружать ребенка различными внеурочными кружками, секциями, репетитором;

- нужно уделять внимание состоянию ребенка: каждый день обсуждать, как прошел учебный день, помогать, поддерживать быть для него опорой.

Такая подготовка ребенка родителями может способствовать лучшей адаптации и снижению тревожности ребенка в первые дни обучения. Образовательный процесс невозможен без участия родителей. Таким образом, главная цель школы, семьи и содействующих развитию и воспитанию детей участников микросоциума – постоянная поддержка и внимание педагогов и психологов школы к развитию ребенка, изучение трудностей, особенностей и возможностей каждой семьи, своевременная помощь и поддержка родителей и школы.

При этом могут быть использованы такие методы, как посещение детей на дому, беседы с родителями, родительские собрания, тренинги, игры, которые сплачивают семью, различные конференции для создания у родителей правильного представления о развитии и воспитании их детей.

Процесс психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности школьников опирается на ряд важных организационных принципов, среди которых - системный характер деятельности педагогов, организационное закрепление различных форм сотрудничества учащегося и педагога в области создания условий информационной безопасности личности школьника.

В этом году мне довелось побывать на республиканском конкурсе-слёте отрядов ЮИД «Безопасное колесо»

Цели конкурса:

воспитание законопослушных участников дорожного движения; профилактика детской безнадзорности и беспризорности; формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

Задачи конкурса:

предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма;

совершенствование работы по профилактике детской беспризорности и безнадзорности, предотвращение правонарушений с участием детей;

закрепление у обучающихся знаний Правил дорожного движения Российской Федерации;

привлечение детей к участию в пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах и безопасного участия в дорожном движении;

вовлечение детей в отряды юных инспекторов движения; привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Полезный и интересный конкурс. Уверенна, что знания и умения, полученные в этих увлекательных соревнованиях, ребята смогут правильно применить в жизни. А учатся они многому. Изучают правила дорожного движения для водителя и пешехода под контролем работников ГАИ. Медицинские работники обучают их оказанию первой доврачебной помощи, как действовать при различных симптомах. Также они изучают строение своего транспортного средства - велосипеда, правила ухода за ним. И показывают мастерство владения велосипедом (объезжают препятствия, проезжают качели, по узкой дощечке и другое). Во время конкурса проводят совместно с ГАИ и педагогами разъяснительную и агитационную работу в школах, и на дорогах. Участие в конкурсе дисциплинирует, воспитывает и делает ловкими и осторожными мальчишек и девчонок.

В заключение хочется сказать: не пренебрегайте правилами безопасности! Показывайте детям только положительные примеры. Пусть каждый день будет безопасным!

Список литературы

1. Безопасная школа: настольная книга для руководителей и преподавателей образовательных учреждений / С.В. Алексеев и др.; под общей редакцией С.В. Алексеева, Т.В. Мельниковой. – СПб.: СПб АППО, 2015. – 280с.

2. Секач М.Ф. Психология здоровья: Учебное пособие для высшей школы.— М: Академический Проект — 192 с. — («Gaudeamus»)

3. Шепелева, Н. В. Педагогическое обеспечение процесса социализации учащихся в негосударствен- ном образовательном учреждении [Текст] : дис.. канд. пед. наук / Н. В. Шепелева. – Костром.

23.01.2019 09:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!