СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бедные учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Передача на ОТР о зарплатах педагогов с участием сопредседателя профсоюза "Учитель" Леонида Перлова. Много важных мыслей о проблемах современной системы оплаты труда в сфере образования

ГОСТИ:

Александр Адамскийнаучный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика"

Любовь Духаниназаместитель председателя комитета ГД РФ по образованию и науке

Вера Лекаревачлен Совета при Председателе Совета Федерации РФ по взаимодействию институтами гражданского общества

Николай Мишустинобщественный деятель, председатель общественной организации "Родительский-отпор.РФ"

Леонид Перловучитель высшей категории, сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования "Учитель"

Ольга Ярославскаядепутат Московской городской Думы, директор школы №1298

"Заработная плата – мерило уважения, с которым общество относится к данной профессии".

Джонни Тиллмон

Дмитрий Лысков: Вера Александровна, я думаю, что мы поставили в определенной степени диагноз этой системе – вот все, что мы сейчас обсуждали, слышали. Но как ее менять? Мы в итоге реформы выстроили, на мой взгляд, какую-то систему… Поправьте меня, если это не так. Я уже спрашивал. Может быть, действительно откатить назад, по крайней мере? Хотя откатывать назад, наверное, нехорошо, да? Нужно все-таки двигаться вперед. Ваши рецепты. Что делать-то?

Вера Лекарева: Дмитрий, диагноз, конечно, серьезный – бедность. И бедность нас сопровождает с 2000 года. Это не значит, что мы раньше жили богато и радостно. На 100 рублей учитель (я вот получала 100 рублей – и начинающий учитель, и когда зрелым стала) жить было невозможно. Детей растить много, так же как у Николая Николаевича, было очень сложно. Но нам в голову не приходило собирать родителей или устраивать митинги и забастовки. Мы знали, на что шли. Мы уже в институте знали, какая будет зарплата. И мы работали и выпускали хороших детей.

Сегодня учитель поставлен действительно в запороговую ситуацию. И мы предлагали депутатам Государственной Думы (и сейчас я очень надеюсь на законодателей), что учитель должен быть приравнен к госслужащему. Нижняя базовая ставка должна быть не менее 40 тысяч для молодого начинающего учителя. Тогда парни молодые пойдут в школы – и женский облик школы чуть-чуть растворится, потеряется. Кроме того, необходимо обеспечить длинными кредитами, как это сделала Франция.

Николай Мишустин: Беспроцентными.

Вера Лекарева: Молодые учительские семьи, которые изъявляют желание поехать в районы Дальнего Востока, Севера и так далее, чтобы нам с вами не учить потом китайский и таджикский язык. Причем, когда выдавали длинные кредиты, Франция снимала платежи за рождение каждого ребенка – и таким образом решила еще и демографическую ситуацию.

Дмитрий Лысков: Я думаю, что приравнять к статусу государственного служащего и выплачивать заработную плату непосредственно из государственного бюджета без всех вот этих многократных ступенек….

Бедный учитель – это бедная Россия. А бедная Россия – это низкое качество образования. И нужно забыть о мечте Путина про то, что Россия ворвется в строй великих экономик мира.

Вера Лекарева: А это ко всему этому и идет. Бедный учитель – это бедная Россия. И это должны все понять. А бедная Россия – это низкое качество образования. И нужно забыть о мечте Путина, когда он сказал, что Россия ворвется в строй великих экономик мира. Мы должны поднять учителя на ту высоту, о которой мечтал еще Ленин.

Дмитрий Лысков: Несомненно. Александр Изотович, а почему действительно не статус госслужащего, прямое бюджетное финансирование учреждений образования – почему нет?

Вера Лекарева: Конечно, независимо от работодателя.

Александр Адамский: Дима, во-первых, я должен сказать, что простые решения не всегда правильные. Но если продолжать логику Веры Александровны (частично я с ней соглашаюсь), то мне кажется, что я бы здесь три… Мы перешли к "что делать?", правильно?

Дмитрий Лысков: Конечно.

Вера Лекарева: Да. Что делать?

Александр Адамский: Я бы здесь три момента отметил. Первое – каждая сфера сражается за бюджет. И в этом смысле то, что мы 3,24% ВВП тратим на образование в целом – это очень мало. Поэтому давайте… Я почему собственно пришел на эту программу? Потому что это один из механизмов продвинуть увеличение финансирования. Да, у кого-то придется взять, но давайте выбирать приоритеты.

Вера Лекарева: Правильно.

Александр Адамский: И поэтому, если мы будем говорить о ниже 5% ВВП, то все эти разговоры в пользу бедных, перефразируя.

Леонид Перлов: Впустую.

Александр Адамский: А то и 7%. Вот между 5 и 7%. И в этом смысле, поскольку обсуждаются всякие стратегии, то консолидированная позиция общества, как мне кажется, должна быть – увеличить общий объем от 5 до 7%.

Дмитрий Лысков: Вы знаете, ни один человек не возразит против этих слов.

Александр Адамский: Вы ошибаетесь, вы ошибаетесь.

Николай Мишустин: Нужно убрать всех "паразитов".

Александр Адамский: Вы ошибаетесь. Очень много людей назовут вам… Вы соберете другую программу с другими профессионалами, и они назовут вам цифру в ущерб, так сказать… Это очень острый спор идет.

Второй сюжет – "тромбы". Прочистить эти "тромбы" таким образом, чтобы действительно деньги, которые выделяются, доходили до конечной точки.

Вера Лекарева: До школ.

Александр Адамский: Третий сюжет – собственно система оплаты труда. И здесь мы стоим перед трудным выбором. Здесь, как говорилось, мужики-горланы не помогут. Здесь нужно очень трезво, глубоко и серьезно проанализировать. Либо система стимулирования результатов по разным причинам (не надо искать виноватых) не срабатывает – тогда переходим к окладам, тогда все функции учителя оплачиваются, но тогда часы становятся второстепенным фактором. Это такое серьезное решение, и оно требует… Оно не менее сложно, чем предыдущее, но оно требует политической воли. Тут депутаты и министерство должны сказать свою волю.

Но это еще не все. Четвертый момент – это то, о чем мы уже говорили на всю страну. Пренебрегают! И не надо, кстати… Здесь не надо переводить в госслужащие. Необязательно. Я вот так скажу – необязательно. Но как офицеры, как все остальные, независимо от того, где ты живешь, ты получаешь. Ну, тогда за что? За 16 часов? При всем уважении, денег просто не хватит.

Леонид Перлов: А почему 16 часов?

Вера Лекарева: Нет, и качество образования должно быть.

Николай Мишустин: А об этом никто не говорил.

Ольга Ярославская: Вы сказали ключевое – качество образования. Вы сказали ключевое…

Александр Адамский: Стоп, стоп, стоп! И последний вызов… Итак, либо мы переходим на окладную, пренебрегая различиями финансирования регионов, и на всю страну одну систему вводим, так сказать, ранжирование…

Дмитрий Лысков: По-моему, разумно.

Вера Лекарева: И гибкая система надбавок и доплат, как услуги госслужащих.

Леонид Перлов: Это то, что когда-то было.

Александр Адамский: И гибкая система надбавок и доплат в зависимости от места, мэр или губернатор.

Вера Лекарева: Да, и от местных успехов.

Александр Адамский: Но я вам должен сказать разочарующую вещь: уровень качества образования не зависит от зарплаты. И ни в одной отрасли не зависит.

Дмитрий Лысков: Пусть люди хотя бы деньги будут получать нормальные – а там, глядишь, и качество поднимется.

Александр Адамский: Нет, секундочку, не упрощайте ситуацию.

Николай Мишустин: Уже 20 лет доводят нашу страну…

Дмитрий Лысков: Давайте Александра Изотовича выслушаем.

Александр Адамский: Вы упрощаете ситуацию.

Николай Мишустин: А где же вы раньше были? Все хуже и хуже!

Вера Лекарева: Но – мотивировать. Другого способа не придумали.

Александр Адамский: Никто же не против высокой зарплаты, только не надо спекулировать. Якобы, если вы заплатите этому больше, чем Леониду Евгеньевичу Перлову, то он будет работать больше? Не будет!

Дмитрий Лысков: Александр Изотович, я с вами согласен, соглашаюсь с этим аргументом. Любовь Николаевна, согласен, высокие зарплаты ни в коем случае не обеспечат нам качество образования. Только боюсь, что низкие зарплаты его обязательно уронят. Вот мне так кажется. Так почему же не обеспечить действительно хотя бы стабильный базовый уровень заработных плат по стране? Почему не отобрать это у регионов?

Любовь Духанина: Для этого нам нужно изменить всю структуру управления в нашей стране.

Дмитрий Лысков: Ну, 25 лет меняем. И еще поменяем.

Любовь Духанина: В 2004 году мы изменили структуру управления в стране – мы перешли на высокие как бы права и одновременно высокую степень ответственности регионов. В результате мы ушли от единой заработной платы по стране и находимся сегодня в этой ситуации.

Во-первых, с точки зрения математики, никто не мешает любой школе стимулирующие обозначить в 0%, а базовые – в 100%. Хочу подтвердить некие тезисы, сказанные Александром Изотовичем. Нам необходимо резкое увеличение объема общего финансирования системы образования. Не надо иллюзий. Мы сегодня, наверное, 90% средств школ уже отправляем на заработную плату. Мы последние три-четыре года фактически не финансируем организацию учебного процесса. Я сейчас не беру Москву, Санкт-Петербург. Я беру среднестатистическую школу России. Это неминуемо приведет к снижению качества образования и к дифференциации внутри системы образования. Будут школы с высоким качеством образования, и будет увеличиваться количество школ с низкими результатами. Сегодня Министерство образования уже обратило внимание на это…

Дмитрий Лысков: А сейчас такого процесса не происходит, да?

Любовь Духанина: Он происходит.

Дмитрий Лысков: Когда 7 тысяч рублей человек получает.

Любовь Духанина: Он сейчас пока происходит на уровне заработной платы учителя. Но у этого есть негативные пролонгированные еще результаты – это результаты в качестве образования, которое получают дети. Учитель, который вынужден с утра до вечера заниматься только заработками, не имеет возможности посидеть и поразмышлять, как ему выстроить урок, как ему индивидуально подойти к одному ребенку. И неувеличение общего финансирования системы образования не даст нам возможности на территории всей России на должном уровне реализовать наш прекрасный новый федеральный стандарт старшей школы, который предусматривает профильную школу. Понимаете?

Леонид Перлов: Понимаем.

Вера Лекарева: Все зависит от критериев оценки.

Дмитрий Лысков: Вот я сейчас услышал удивительную вещь еще одну: школа в принципе сама может часть отменить, ту самую поощрительную, и полностью положить…

Любовь Духанина: Стимулирующую.

Дмитрий Лысков: Стимулирующую, да.

Леонид Перлов: Не может.

Дмитрий Лысков: Секундочку! И полностью положить на заработную плату. Мэр муниципального образования может не забрать эти деньги, а отдать школе. Губернатор может не забрать эти деньги, а передать мэру.

Любовь Духанина: Или добавить.

Дмитрий Лысков: И вот так на каждом шагу. Господа, а у нас школа, вообще образование – это государственный приоритет? Или каждый может решать все что хочет в этой отрасли? Николай Николаевич.

Николай Мишустин: Я вам приведу пример. Я говорю директору: "Давай вот те деньги, которые положены – поможем через Госдуму, через Мосгордуму, – тебе в школу придут". А он говорит: "Нет, я хочу остаться на должности, я их не буду выбивать". Я захожу в самую лучшую школу Москвы и говорю: "Как вы добились таких показателей?" Говорят: "А у нас девять человек с детьми работают, а один – десятый – за них отчеты строчит". Понимаете? Поэтому профильно это, фактически социально-кастовое образование. Система оценки качества образования утверждается локальными актами администрации. Произвол любой.

Помимо бедности учителей, главная проблема – это несправедливость перераспределения этих стимулирующих доплат. И уже родители устали! Мы начинаем претензии предъявлять школе – и учителя, пытаясь сохранить свое "гнездо", свое место, готовы просто в порошок каждого родителя стереть, не говоря уже о сотруднике. И поэтому мы ставим вопрос: давайте подушевые деньги нам, родителям, на наши счета. Нам легче нанять репетиторов, чем, извините, с этой…

Смотреть полностью: https://otr-online.ru/programmi/prav-da-1240/bednie-uchitelya-67618.html

Категория: Всем учителям
24.04.2017 17:25


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!