СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Больше не могу»: почему учителя уходят из начальной школыv

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нацпроект «Образование» в разгаре, школы рапортуют об успехах, а учителя все равно часто навсегда уходят из государственной педагогики. Наш блогер Николай Архаров решил систематизировать проблемы, которые, по его мнению, делают работу учителей начальной школы безмерно тяжелой, часто бессмысленной и даже унизительной.

Прошла половина года учебного года. Достаточно времени, чтобы встретиться со многими учителями. По сравнению с прошлым годом слишком много учителей покинули школу. Почему? Как ни удивительно, размер заработной платы на решение об увольнении практически не влиял. Он влияет на решение устроиться на работу в школу. Очень редко учителю представляется возможность уйти на другую работу со значительно большей оплатой. Это характерно для молодых специалистов. Как оказалось, опытные учителя, в большинстве своем, уходят в «никуда». Только после увольнения начинают думать о дальнейшем трудоустройстве. Их увольнение больше напоминает побег.

Основная причина со слов учителей: «Больше не могу». При попытке уточнить «Что больше не могу?», получаешь целый букет проблем, завернутый в многослойные отрицательные эмоции. Можно посмотреть на этом форуме. Обычно это:

Перегрузки

Продолжительность пребывания в школе

Учитель начальных классов — неизбежно классный руководитель. Он отвечает за детей с первого по последний урок и присутствует в школе от звонка и до звонка. Перемены –это период повышенной нагрузки, так как учитель несет единоличную ответственность за жизнь и здоровье детей. «Окон», когда дети уходят к другим учителям, немного. Как правило, на учителя начальных классов, кроме основных предметов, возлагается труд, физкультура, рисование, музыка, несколько занятий по внеурочной деятельности.

Редко удается избежать дней, когда учитель ведет все уроки с первого по последний (с 8:00 до 15:30 при 8-и уроках или с 8:00 до 14:35 при 7-и) то есть семь с половиной или шесть с половиной часов. В такие дни учитель после работы просто падает. Вопреки распространенному мнению, многие учителя пытаются взять как можно меньше нагрузки, но не получается.

Планирование

По всем предметам пишутся ежегодные планы. В отличие от прошлых лет, когда в плане темы разбрасывались по датам в соответствии с расписанием занятий, в настоящее время создается полноценный план.

К использованию допущены только УМК, утвержденные Минпросветом. Все методическое планирование и все пособия в УМК уже есть. На практике учитель берет «примерную образовательную программу» по своему УМК, прибавляет шапку, дозаполняет несколько граф и проставляет даты. Получается от 5 до 10 страниц по каждому предмету.

Вся эта бестолковая работа занимает много времени. Потом папки отправляются на полки и достаются только на аттестации для проверки наличия. Учитель же пользуется листком с перечнем тем и датами проведения занятий по ним. Использование прошлогодних планов в начальной школе невозможно. Очень часто перед началом учебного года меняются их форматы. Вот и пишут их либо в последние дни отпуска, в свое личное время, либо в начале четверти по ночам.

Оформление документов и отчетность

Данные на учащихся заполняются «по полной схеме» в нескольких местах. Это отнимает много времени. Совершенно не понятно, кому нужны номера ИНН, страховых полисов, всевозможные «параметры родителей» и т. д. и т. п.

Количество справок, отчетов, аналитических записок, анализов конкретных работ и учебы в целом, за период, в различных разрезах, списков учеников с адресами и без адресов, стоящих и не стоящих на различных учетах, посещающих кружки, участвующих в олимпиадах и т. д., зашкаливают за все разумные пределы. Множество совершенно формальных документов оформляется по технике безопасности.

Подготовка к занятиям

Учитель начальных классов готовится к каждому занятию. Он не может подготовить одно занятие для двух или трех классов. У него только один класс. Использовать можно только материал 4-х летней давности. Как правило этот материал требует значительной переработки, проще готовиться по-новому.

Повышенное, по сравнению со старшей школой, использование наглядных пособий приводит к тому, что в среднем, на подготовку к каждому уроку уходит не менее половины продолжительности занятия. Самое неприятное, что на эту, действительно важную работу, всегда не хватает времени. Подготовка к урокам, как правило остается на вечернее и ночное время.

Олимпиады и конкурсы

Дети должны участвовать в различных конкурсах и олимпиадах. Только стало их ненормально много. То и дело указание: «Вы должны подать заявки на участие в конкурсе». Надо регистрировать детей на сайте. Сайт сделан криво, родители не могут на нем зарегистрироваться и все приходится делать самому учителю.

Многие родители не хотят принимать участие. Большая часть интернет-конкурсов и олимпиад псевдобесплатная, то есть участие бесплатно, грамоты и сертификаты платные, родители не хотят платить. Убеждаешь их, что это нужно для ребенка.

Еще не успели прийти результаты конкурса, а уже нужно писать по нему отчет. Потом нужно составить итоговый отчет по всем конкурсам и олимпиадам со списками принимающих участие, описанием конкурса, победителями и т. п. Нужно распечатать все грамоты и сертификаты для приложения к документам на аттестацию, заверить у директора и поставить печати.

При этом польза от этих конкурсов очень маленькая. Все они сделаны на базе тестов, поэтому «олимпийских призеров» по стране сотни

Все, кто набрал больше определенного балла становится призером. Тесты не всегда сделаны хорошо. Часто не учитывают особенности конкретных УМК и содержат вопросы по темам, которые еще не пройдены. Некоторые из конкурсов можно определить емким словом «халтура». Похоже, что основная цель создателей — получить деньги за грамоты.

Курсы переподготовки

Все учителя должны повышать свою квалификацию. Всех в добровольно-принудительном порядке направляют на курсы. Надо повышать квалификацию? Надо. Только на курсах, как правило, рассказывают давно всем известные вещи. Квалификация проводящих занятия не всегда высокая. Зато найти замену учителю, уходящему на курсы, — проблема. Некому заменять: все учителя начальных классов имеют свои классы и загружены полностью.

Вот и передается класс кому попало. Учителя сменяют на замене друг друга. Фактически учебы в этот период нет

Приходит учитель с курсов и оказывается, что весь материал за этот период надо проходить по второму разу. На детей нагрузка, на учителя нагрузка. Не легче и дистанционные курсы. Куча заданий, те, которые когда-то в институте делали, и время на их выполнение только одно: ночь.

Аттестация

Редкий учитель сразу после аттестации заводит кучу папок и накапливает документы для следующей аттестации, а зря. Сложно заставить себя еще делать копии приказов, грамот, полученных учениками, протоколов родительских собраний, актов посещения учеников дома и пр. и пр., когда падаешь на кровать как осенний лист. Но даже если бы все было собрано, это еще не спасает от огромных нагрузок в год аттестации.

Анализ успеваемости детей заранее не сделаешь, к открытому уроку за два года до него не будешь готовиться. Обидно, что мастерство учителя существующий вариант аттестации никоим образом не оценивает. Оценивается умение собирать документы в папки. Реальность выполненных мероприятий, умение преподавать — не оцениваются. Формализм называется.

Внеурочная деятельность

Слово «внеурочная» — есть фикция. На самом деле все дети сидят в классах как пуговицы на шинели. Учителя прекрасно понимают, что внеурочная деятельность является основной причиной переутомления детей, и если она не является единственной причиной переутомления, то вносит в него более, чем 50% вклад.

Лишние, никому не нужные часы, утомляют детей, утомляют учителей. На внеурочку составляют планы, которые формально соответствуют 5 обязательным направлениям

Темы, как правило, берутся из интернета самые примитивные. Детей жалко нагружать. Но все занятия приходится проводить, так как то и дело приходят проверяющие, смотрят, все ли дети на месте, проверяют заявления от родителей на отсутствующих детей.

Зато ни один правозащитник в упор не хочет видеть, что так называемая внеурочная деятельность — это основная причина перегрузки детей. Ненормально большое время пребывания в школе выматывает детей. «Внеурочность» внеурочной деятельности — ложь. Учителя вынуждены принимать участие в этом обмане общества, родителей и детей.

Воспитательная работа

Вся трудность воспитательной работы заключается в том, что на нее нет времени. Составишь все планы по воспитательной работе, напишешь сценарии мероприятий, подведешь итоги, опишешь работу с каждым учеником в отдельности и с родителями, напишешь все отчеты. Вот и вся воспитательная работа. Поговорить с детьми некогда.

А если не напишешь всех бумаг и уделишь время детям, то на педсовете скажут: «Посмотрите на это учителя. Он совсем не ведет воспитательной работы. У него документы не в порядке. Учитель, Вам не стыдно?»

Сверхответственность

Учитель отвечает за детей. Вроде бы правильно. Однако условия для выполнения этой задачи с каждым годом становятся все хуже и хуже. Дети приходят с низкими коммуникативными навыками, количество детей в классе для начальной школы ненормально большое.

К примеру, на лестнице учитель не может видеть весь класс. Сложно уследить за действиями учеников на прогулках. Учитель несет ответственность за всех детей, поэтому ситуации вроде отпустить ребенка в туалет, отвести ребенка в медпункт, самого учителя вызвали к руководству — не разрешимы. Ребенок уходит в туалет, вместо этого катается на перилах и ломает руку. Ведешь ребенка в медпункт, в классе происходит драка со всеми последствиями, ушел к директору — и сердце не на месте. В начальной школе остро необходим воспитатель (можно одного на 2 — 3 класса), который мог бы «прикрыть» на несколько минут учителя во время уроков. Например, проводил бы ребенка в медпункт или остался с детьми в классе, и, хотя бы частично, разгрузил его во время перемены.

По сравнению со школой советских времен дети практически не двигаются. У них отсутствуют элементарные навыки. Бегут — не видят препятствий. Падают как мешки с картошкой, ломая при этом руки, ноги, шеи как свои, так и чужие.

Вседозволенность, которой часто заменяют демократичное воспитание, привела к тому, что дети начальной школы не понимают запреты. Это касается и запретов, связанных с безопасностью. «Хочу и буду». Осознать опасность дети не в состоянии. Поэтому учитель вынужден ограничивать свободу детей и держать их все время «при себе» исключительно в целях безопасности ребенка, а это, зачастую не нравится родителям. «Вы моему ребенку много запрещаете».

Общение с детьми и родителями Образовательная услуга

«Как вы яхту назовете, так она и поплывет» (мультфильм «Приключения капитана Врунгеля»). Казалось бы, что тут такого, называть образование «Услугой». Кроме того, что это вызвало ряд трудностей во всей системе образования, это нововведение усложнило жизнь учителя. К сожалению, многие родители и, следом за ними дети, воспринимают учителя теперь не иначе как прислугу. «Почему вы работаете так, как вас учили в институте? Вы будете работать так, как я вам скажу. И запомните, для вас в классе есть только моя дочь». Услугу получают по своему усмотрению.

«Зачем моему ребенку математика?» — заявляет папа и логические способности ребенка начинают деградировать. Никто не спрашивает, зачем в жизни пригодится приседание «Пистолетик». Развивает мышцы, а математика развивает мышление. Родители себя не чувствуют обязанными давать ребенку полноценное образование, дети не чувствуют себя обязанными учиться.

Права родителей

Права родителей определены в статье 63 семейного кодекса: «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами». Все остальные подзаконные акты базируются на этом принципе. Поэтому родитель — хозяин в школе.

Как ни странно, очень часто он превращается в бесправное, беспомощное существо. Это происходит, когда сталкиваются интересы родителей. Например, первый класс. Один из детей ходит по классу, поет песни, сбрасывает чужие вещи с парт. Родители всех других детей возмущены, но они, как и учитель, как и руководство школы беспомощны, потому что «Я своего ребенка в обиду не дам».

У родителей детей, которых вот такие невоспитанные дети лишают возможности учиться или жертв конфликтов с невоспитанными детьми, остается только одно право: забрать своего ребенка из класса или из школы. Но много не набегаешь. Школ в районе или в городе конечное количество.

Права детей

Права детей определены Декларацией прав ребенка. Дети имеют право на все. Так как декларации обязанностей ребенка не существует. Та же картина, что и с правами родителей: Права ребенка могут закончиться там, где начинаются права другого ребенка.

Права учителей

Нет.

Крах системы воспитания

Крах системы воспитания, о причинах и следствиях которого нужно говорить отдельно, привел к тому, что некоторые дети приходят в школу невоспитанными. Берут чужое, не умеют решать конфликты, требуют внимание только к себе, провоцирую других детей на конфликты, отказываются выполнять любые требования, не хотят подчиняться правилам, откровенно хамят и т. д.

Лишенный практически всех инструментов воспитания, учитель обязан управлять этими детьми. Круговорот конфликтов не прекращается, и многие учителя находят из этой ситуации один выход — выход из школы.

Общение с руководством

Ориентация на родителей

Раздутые права родителей, агрессивная реакция руководителей, стоящих над школами, на любые жалобы родителей привели к тому, что в большинстве школа все их существование ориентировано на одно: угождать родителям. И, чем выше престиж школы, тем больше эта тенденция. В любом конфликте администрация школы принимает сторону родителей. Содержание конфликта никого не интересует.

Грузят на ту лошадь, которая везет

Если внимательно посмотреть, то в школах организуют различные мероприятия, проводят открытые уроки перед различными комиссиями и для отчетности, участвуют в конкурсах и олимпиадах, тянут на себе летние лагеря одни и те же люди. Как правило, такие «работяги» уходят в связи с резким ухудшением здоровья.

Отборные классы

Формально тестирование школьников во время приема в первый класс запрещено. Но подготовка к школе, проводимая учебным заведением, позволяет определить способности и воспитанность детей. В школах, которые существуют много лет, администрация и опытные учителя знают родителей детей, поступающих в первый класс, то есть представляют, что можно ждать от ребенка. В новых школах, последними подают заявления, как правило, трудовые мигранты. Опытные психологи могут много узнать о ребенке буквально за 5 минут общения. Короче, администрация в общих чертах представляет степень готовности к школе и степень воспитанности каждого ученика. Из уважения к учителям с опытом, часто формируются неравноценные классы. Самые сложные достаются вновь прибывшим в школу учителям, вне зависимости от опыта и, что самое страшное, молодым учителям.

Проверочно-отчетная истерия

Редкая неделя в школе обходится без какой-нибудь проверки. Проверяют все и всё. К проверкам готовится куча бумаг, переделывается оформление класса, проводится другая подготовка. Часть этой работы выполняет администрация, что не позволяет ей выполнять свои прямые функции, часть ложится на учителей.

Категория: Всем учителям
21.01.2020 22:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!