СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек дня. День рождения кинорежиссёра Александра Довженко.

Нажмите, чтобы узнать подробности

11 сентября 1894 года родился Александр Довженко, кинорежиссер.

Личное дело

Александр Петрович Довженко (1894-1956) родился на хуторе Вьюнище в предместье маленького уездного городка Сосницы Черниговской губернии в бедной крестьянской семье. Отец, Петр Семенович Довженко, владел семью десятинами неплодородной земли, подрабатывал извозом и смолокурением. Мать почти каждый год рожала по ребенку – всего в семье родилось 14 детей, однако почти все они умерли в детстве и отрочестве. Выжили только трое — Александр, его сестра Полина и брат Трифон.

Учился Довженко сперва в Сосницкой начальной школе, а затем в городском училище, считавшемся «высшим начальным». Учёба давалась ему легко, в классе он был отличником. Обучившись грамоте, стал запоем читать, так, что мать порой даже ругала его за пристрастие к чтению.

Сфера интересов Александра была столь обширна, что его мечты в выборе будущей профессии, по его словам, «летали в сфере архитектуры, живописи, дальнего плавания, разведения рыб и учительствования».

Родители Александра были неграмотными, но отец не пожалел средств на обучение сына, продав для этого одну из семи имевшихся у него десятин земли.

В итоге в 1911 году Довженко поступил в Глуховский учительский институт - не только потому, что хотел стать учителем, а еще и потому, что имел право сдавать туда экзамены, и стипендия там составляла 120 рублей в год.

Институт он окончил в 1914 году и был направлен в Житомирское начальное училище, где из-за нехватки учителей преподавал множество жисциплин: природоведение, гимнастику, географию, физику, историю и рисование.

Первая мировая война не затронула Довженко – в армию его не призвали из-за обнаруженной болезни сердца. Войну он первоначально воспринял «как обыватель», сначала радовался и забрасывал цветами раненых, и лишь через несколько лет стал смотреть на них «уже с тоской и стыдом».

Февральскую революцию и свержение самодержавия Довженко встретил восторженно, однако, как впоследствии признавался, «вошел в Революцию не в ту дверь». Не имея ни малейшего политического образования, а также представления о классовой борьбе и марксизме, он счел украинское сепаратистское буржуазное движение «самым крайним революционным движением, самым левым, следовательно, самым лучшим: чем правее — тем хуже, что левее — тем лучше». О коммунизме по его собственному признанию, он ничего не знал, и если бы его спросили тогда, кто такой Маркс, ответил бы, что это, наверное, «издатель различных книг».

Осенью 1917 года Довженко переезжает в Киев, где поступает на экономический факультет Коммерческого института. Довженко поступил туда только потому, что его аттестат не давал возможности поступать в других высшие учебные заведения, и это был способ получить хотя бы какое-то высшее образование. Он также становится вольнослушателем на естественном факультете университета. Учеба, однако, в свете разворачивающихся революционных событий его интересовала мало, на нее у него не хватало ни времени, ни усердия.

В том же 1917 году в Киеве была основана Украинская академия искусств. Довженко также становится ее слушателем. Академию он, однако, так и не закончил, а Коммерческий институт, по его словам, посещал до 1920-го или 1921-го года.

С самого начала гражданской войны Довженко служил добровольцем в армии Украинской Народной Республики, был воином 3-го Сердюцкого полка украинской армии. Принадлежал к куреню Черных гайдамаков, участвовавших в штурме киевского «Арсенала». Эти события впоследствии, через 11 лет, он изобразит в своем фильме «Арсенал», но уже с другой стороны баррикад. Когда была установлена власть большевиков, Довженко вместе с войсками УНР отступил в Житомир. В 1918 году некоторое время преподавал в школе старшин армии Петлюры в Житомире и даже побывал в камере смертников. Но уже в 1919 году он преподает в том же Житомире историю и географию в школе червоных старшин при штабе 44-й стрелковой дивизии РККА, которой командовал Николай Щорс.

По совету поэта и революционера Василия Эллана-Блакитного, в начале 1920 года Довженко вступает в ряды Украинской коммунистической партии боротьбистов, контролировавшей газету «Борьба» — орган левых украинских эсеров. В результате действий Ленина в дальнейшем партия боротьбистов самоликвидировалась, а ее члены влились в ряды КП(б)У.

В 1920 году Довженко назначается заведующим Житомирской партийной школой, но вскоре попадает в польский плен, где его показательно расстреливают холостыми, обещая в следующий раз настоящий расстрел. Ему удается бежать в красный отряд.

Вернувшись в Киев после установления там советской власти, Довженко при содействии боротьбистов занимает различные должности: сначала секретаря Киевского губернского отдела народного образования, впоследствии комиссара Театра им. Тараса Шевченко, заведующего отделом искусств.

В апреле 1921 Довженко вызывают в Харьков, зачисляют в Народный комиссариат по иностранным делам РСФСР и направляют на дипломатическую работу в Польшу. Там он возглавил миссию по репатриации и обмену военнопленными, а со временем занял пост управляющего делами представительства.

В начале февраля 1922 года Довженко переводят на должность секретаря консульского отдела Торгового представительства СССР в Германии. К этому же времени относятся и первые публикации Довженко-художника. Некоторые из его рисунков-карикатур были напечатаны в журнале «Молот», выходившем в США. Поскольку совмещать служебные обязанности в Торгпредстве и рисование Довженко становилось все труднее, он обращается в ЦК КП(б)У с заявлением о предоставлении ему возможности заняться в Германии изучением графики.

В апреле 1922 года, получив трехмесячный вид на жительство, Довженко приехал в Берлин, поселившись сначала на Бисмаркштрассе, 69, а затем перебравшись в берлинский район Вильмерсдорф, на Падерборнерштрассе, 9. По истечении срока пребывания Комиссариат по наблюдению за общественным порядком сообщил, что за Довженко не числится «ничего предосудительного», и вид на жительство ему был продлен еще на год.

Получив в качестве стипендии 40 долларов от Наркомпроса УССР, которым тогда руководили боротьбисты, Довженко около года учился в частной художественной школе профессора-экспрессиониста Вилли Геккеля. В Германии он женился на Варваре Семеновне Крыловой.

В августе 1923 года Довженко был отозван на Украину и отправился в Харьков, где работал преимущественно как художник. Был художником-иллюстратором в редакции газеты «Известия ВУЦИК», сотрудничал с периодическими изданиями в качестве художника-карикатуриста под псевдонимом «Сашко», оформлял обложки журналов. Также стал известен как иллюстратор книг, в частности «Голубых эшелонов» Петра Панча.

Благодаря знакомству с Элланом-Блакитным, он тесно общается с участниками созданного в январе 1923 года ориентированным на кино литературным объединением «Гарт», а после его распада сотрудничает с литературным сообществом «левых» украинских писателей Свободная Академия Пролетарской Литературы (ВАПЛИТЕ). Через них Довженко знакомится с кинематографистами их Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ). Именно в это время он разрабатывает собственную концепцию кадра-скетча и кадра-плаката и начинает всерьез интересоваться искусством кино.

В 1925 году Довженко неожиданно для многих резко меняет свою жизнь и отправляется в Одессу, где начинает учиться кинопроизводству. Не имея ни опыта, ни образования в этой области, он начал работать на Одесской кинофабрике ВУФКУ. Был стажером на съемках агитфильма «Красная Армия», работал в киногруппе Арнольда Кордюма при постановке картины «За лесом» о классовой борьбе в деревне.

Довженко пишет сценарий сатирической комедии «Вася-реформатор», разоблачающей некоторые стороны нэповского быта. Фильм был запущен в производство. После того, как осуществлявший эту постановку Фауст Лопатинский неожиданно отошел от съемок, Довженко предложили самому закончить картину. Вышедший на экраны в 1926 году фильм не сохранился.

В 1926 году Довженко окончательно перебирается в Одессу, где устраивается режиссером на кинофабрике.

В 1928 году Довженко снимает полнометражный фильм «Звенигора», в котором причудливо переплетались эпизоды украинской истории со сценами Гражданской войны, соединились революционный эпос, сатира и лирика. По мнению критиков, создание «Звенигоры» ознаменовало рождение украинского кино как искусства. Позже режиссер скажет «Я не сделал картину, а пропел ее, как птица. Мне хотелось раздвинуть рамки экрана, уйти от шаблонной повествовательности и заговорить языком больших обобщений».

Следующий фильм «Арсенал» о восстании киевских рабочих, снятый в 1929 году, принес Довженко громкую, поистине мировую славу. Режиссер сам написал сценарий этой картины, во многом основываясь на собственных воспоминаниях.

Фильм рассказывает о восстании в январе 1918 года рабочих киевского оружейного завода «Арсенал» против правительства Украинской Народной Республики. Экспрессионистическая образность, совершенная работа легендарного кинооператора Даниила Демуцкого и оригинальная драматургия вывели фильм далеко за рамки обычной пропаганды и сделали его важнейшим произведением украинского киноавангарда.

Во время работы над «Арсеналом» Довженко познакомился с актрисой Юлией Солнцевой и вскоре предложил ей руку и сердце.

В 1930 году Довженко снял фильм «Земля», ставший третьим немым фильмом его так называемой «Украинской трилогии» («Звенигора», «Арсенал», «Земля»). Новаторским киноязыком режиссер рассказал о борьбе за коллективизацию, о социальных процессах на селе, ломке устоев крестьянской жизни. В советской прессе фильм был раскритикован за натурализм (обнажённая женская натура, языческий культ природы) и практически сразу снят с проката, но за рубежом получил признание в качестве одной из самых поэтичных лент в мировом кинематографе.

Следующей работой Довженко стал звуковой фильм «Иван» (1932) о становлении советского человека под влиянием коммунистической идеологии. «За двадцать дней написал неудачный сценарий "Иван" и начал съемки», - писал о нем режиссер. Сам он довольно критически отзывался об этой работе: «Это был мой первый звуковой фильм, снятый на очень плохой аппаратуре…». Во время работы над картиной «Иван» Довженко сближается со Сталиным. Они переписываются, глава государства часто принимает режиссера у себя.

В 1934 году Довженко покидает Украину и переезжает в Москву, где поступает режиссером на «Мосфильм», тогда еще студию «Союзкино», на Потылихе.

Еще в начале 1933 года Довженко подал заявку на фильм «Аэроград» о Дальнем Востоке, оговаривая, что сценарий напишет с Александром Фадеевым, с которым был дружен. Заявку утвердили и Довженко с женой четыре месяца провели на Дальнем Востоке, снимая фильм о борьбе советских людей с врагами социализма на дальних границах страны и строительстве на берегу Тихого океана нового города, которому дали имя Аэроград. Сталину фильм понравился, и в январе 1935 года Довженко был награжден орденом Ленина

В 1939 году Довженко снимает картину «Щорс» - практически по прямому указанию Сталина, который хотел получить фильм про «украинского Чапаева» и непосредственно вмешивался в процесс создания картины. Сценарий Довженко написал за одиннадцать месяцев. «"Щорсу" отдал я весь свой жизненный опыт, — отмечал режиссер. — Все накопленные за двадцать лет работы знания нашли в этом фильме свое полное выражение». Картина имела большой успех: за весь период проката фильма, было продано 31 миллион билетов. В 1941 году режиссер получил за этот фильм Сталинскую премию первой степени.

В июле 1941 года Довженко вместе с женой был эвакуирован на Восток – сначала в Уфу, а затем в Ашхабад, куда была перемещена Киевская киностудия. Довженко просится на фронт, ведь он не только кинематографист, но и опытный журналист. В феврале 1942 года в звании полковника его отправляют на Юго-Западный фронт, где он пишет рассказы, статьи, тексты для листовок. На следующий день после публикации в газете «Красная звезда» рассказа Довженко «Ночь перед боем» в редакцию позвонил секретарь ЦК ВКП (б) «Передайте Довженко благодарность Сталина за рассказ. Он сказал народу, армии то, что теперь крайне необходимо было сказать».

В годы Великой Отечественной войны Довженко снял несколько документальных фильмов, в том числе фильм «Битва за нашу Советскую Украину». В титрах фильма режиссерами значатся его жена Ю. Солнцева и Я. Авдеенко. Но текст и монтаж были Довженко. Картина имела большой успех не только в нашей стране, но во всех странах-союзниках, особенно в Канаде и США.

В течение лета 1943 года Довженко пишет киноповесть «Украина в огне». Он решился рассказать горькую правду о советском бюрократизме и халатности, которые привели к гибели сотен и тысяч неповинных людей в военное время на Украине. «Речь о сожалении — плохо, что сдали мы Гитлерюге проклятому свою Украину и освобождаем ее людей плохо. Мы, освободители, все до одного давно уже забыли, что мы немного виноваты перед освобожденными.», - разъяснял он свой замысел. Сталину, однако, повесть не понравилась. Она была запрещена для печати и для постановки с формулировкой, что «это вылазка против нашей партии, против Советской власти, против колхозного крестьянства, против нашей национальной политики». Для Довженко это стало страшным ударом.

В феврале 1944 года он был освобожден от должности художественного руководителя Киевской киностудии и назначен режиссером «Мосфильма». Несмотря на опалу, ему все же позволили поставить фильм по своему сценарию о жизни садовода-селекционера И. Мичурина «Жизнь в цвету».

Этот первый цветной фильм Довженко был искалечен в угоду идеологии. Под влиянием антинаучных теорий Лысенко в картину были по приказу сверху введены эпизоды борьбы с «морганизмом-менделизмом», а также полные фальши сцены восторгов Мичурина перед Лениным и компартией. Фильм бесконечно изменялся и перемонтировался в попытках удовлетворить требования цензуры и вышел только в 1949 году под названием «Мичурин». Несмотря на переделки в угоду идеологии, «Мичурин» стал в то время новым этапом в формировании биографического жанра в советском киноискусстве. В 1949 за этот фильм Довженко и Солнцевой была присуждена Сталинская премия второй степени.

Трагичная судьба ждала последнюю работу Довженко - фильм «Прощай, Америка!» о механике шпионажа. Он был задуман как госзаказ, агитационный памфлет по мотивам книги Аннабеллы Бюкар, политической перебежчицы из США в СССР. Довженко несколько раз переделывал и перемонтировал картину, пытаясь снять идеологически верную работу. Но когда фильм был уже почти готов, режиссёр получил распоряжение из Кремля прекратить съемки. Фильм остался незаконченным. Довженко смог смонтировать отснятый материал (6 частей). Картина пролежала в архиве 46 лет и только в 1995 году попала на экраны.

В последние годы Довженко был занят педагогической деятельностью — с 1949 года он преподавал во ВГИКе на кафедре драматургии.

До конца дней режиссер продолжал работать над сценариями будущих картин, а также романом-эпопеей «Золотые ворота» - «главной книгой жизни», в которой хотел переосмыслить ключевые моменты украинской истории.

Осенью 1951 года Довженко побывал на строительстве Каховской гидроэлектростанции на Днепре. Увиденное настолько поразило его, что он решает поставить фильм об этой стройке и ее людях. Пять лет он работал над материалами к фильму, который должен был стать гимном могуществу человеческого духа. Но поставить картину не успел.

В ночь на 25 ноября 1956 Александр Довженко умер от инфаркта на своей даче в Переделкино, перед первым съемочным днем новой картины «Поэма о море». Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Александр Довженко

Чем знаменит

Довженко был основоположником нового направления в киноискусстве – украинского поэтического кино. Уже при жизни его называли кинопоэтом.

Новаторский монтаж Довженко оказал сильнейшее влияние на мировой кинематограф. Смелость сценарных решений, естественность смены сцен, отсутствие склеек и переходов удивляли даже маститых современников режиссёра.

Козинцев писал о своём впечатлении от фильмов Довженко: «Сколько уж лет прошло, а всё мчатся на меня кони из "Арсенала", я вижу со всей отчетливостью, как выкатывает на сцену пулемёт батько Боженко, пляшет в лунную ночь тракторист, лежит под яблоней старый дед, и Мичурин идёт сквозь ветер и летящие рыжие листья. Повторяли — не получалось. Фильм Бертолуччи, "Двадцатый век": старик умирает под яблоней. Сравнение с "Землёй" уничтожает фильм режиссёра. У Довженко кадры скреплены страстью. Для того, чтобы потрясать, — надо быть потрясённым».

Фильм «Арсенал» считают одним из значимых фильмов украинского кино. Среди картин Довженко она наиболее богата на кинематографические находки: провокации зрителя, психологические паузы, работа с непрофессиональными актёрами.

Следующий фильм его «Украинской трилогии» - «Земля» признается кинокритиками одной из общепризнанных вершин советского немого кино. Цитаты из этого фильма Довженко можно встретить как в советских, так и в зарубежных кинолентах («Кубанские казаки», «Манхэттен», «Нет мира под оливами»).

В 1958 году по результатам международного опроса критиков «Бюро по вопросам истории кинематографа» на Всемирной выставке в Брюсселе, фильм «Земля» в числе двенадцати других картин был признан лучшим фильмом всех времен и народов.

В 2015 году ЮНЕСКО к своему 70-летию сформировала список из пяти фильмов, которые будут представлять фестиваль мировых шедевров. В него попал и фильм «Земля» Александра Довженко. В декабре 2015 года фильм был включен в составленный ЮНЕСКО список шедевров мирового кинематографа.

В 1957 году Киевской киностудии художественных фильмов было присвоено имя Довженко.

О чем надо знать

Когда Довженко находился в Германии, он по нелепой случайности был исключен из партии. В ходе очередной чистки все партийцы должны были подтверждать своё членство. Однако документы Довженко, отправленные им почтой из Берлина, были утеряны. Позднее, в 1925 году, документы были найдены с помощью Василия Блакитного, но местный партийный бюрократ потребовал от Довженко подать заявление о вступлении в партию заново. Режиссер не согласился с этим требованием и не стал восстанавливаться в партии.

Сам Довженко признавался, что исключение из партии он переживал очень тяжело. Однако не торопился восстанавливать утраченный партбилет и так и оставался до конца жизни беспартийным.

7 фактов об Александре Довженко:

  • Александр Довженко всю жизнь считал (и писал), что родился 30 августа по старому стилю (11 сентября) 1894 года. Однако биографы выяснили, что родился он накануне, а 30 августа — день его крещения.
  • В институте Довженко перестал верить в Бога, в чём и признался на исповеди отцу Александру, по его словам, «единственному либеральному человеку из всех наших учителей».
  • Глуховский учительский институт, который окончил будущий режиссер, ныне называется Глуховский национальный педагогический университет имени Александра Довженко.
  • Сергей Эйзенштейн рассказывал, как он, Пудовкин и Довженко в процессе застолья по поводу выхода «Арсенала» распределили между собой роли великих художников прошлого. Эйзенштейну выпала роль Леонардо да Винчи, Пудовкину — Рафаэля, а Довженко — Микеланджело.
  • Во время съёмок фильма «Мичурин» режиссёр заработал инфаркт.
  • Многие из своих сценариев Довженко так и не успел реализовать. Его супруга Юлия Солнцева уже после смерти мужа сняла картины по его сценариям «Поэма о море», «Повесть пламенных лет» и «Зачарованная Десна».
  • Именем Довженко названы улицы в Москве, Волгограде, Киеве, Одессе, Львове и в городе Новая Каховка.
Категория: Прочее
11.09.2021 18:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!