СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Чую Радуницу Божью…», ИНТЕРНЕТ - ВИКТОРИНА, посвящённая 121-годовщине со дня рождения С.А. Есенина (2016 г.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. В каком году была издана первая книга стихов С.А. Есенина. Сколько раз и в какие годы переиздавалась после первой публикации. Чем отличались последующие книги от первого издания?

Первая книга стихотворений Есенина "Радуница" вышла в свет в начале 1916 года. Она была издана в Петрограде М. В. Аверьяновым при близком участии Н. Клюева.

Книга подвела итог ранним стихотворным опытам Есенина. По своему составу она неоднородна и отражает не только различные идейно-творческие влияния, но и упорное стремление поэта обрести свой неповторимый голос. При всей неравноценности произведений "Радуница" тем не менее закрепила первый успех поэта, еще ярче продемонстрировала большой его талант, но, к сожалению, не внесла ясности в гражданские позиции автора. Свойственная раннему Есенину идейная неопределенность в полной мере сохранилась в этом сборнике, для которого, надо думать, он отобрал лучшие на его взгляд стихотворения.

В 1916 - 1921 годы были подготовлены четыре издания «Радуницы». Они объединены тематикой - образом родины.

В конце 10-х годов наряду с другими произведениями Сергей Есенин работает над вторым и третьим изданиями «Радуницы». На обложках этих книг было написано: «2-й год I века» (1918), что означало: в России наступила новая эпоха - советская. В «Радунице» 1918 года меняется содержательное и композиционное построение материала. Книги открываются теперь не поэмой «Микола», а «Марфой Посадницей», где присутствуют яркие аллюзии на исторические события в стране. Стихи, примыкающие к поэме, приобретают новое смысловое звучание - утверждают надежду, что революция принесет народу лучшую жизнь. «Радуница» 1921 года, отражая новые страницы истории России, не потеряла своей актуальности. Книга вновь начинается с поэмы «Марфа Посадница».

В 1922 - 1925 годы стихи «Радуницы» в единстве с другими произведениями новых книг Есенина: «Избранное» (М., 1922), «Собрание стихов и поэм» (Т. 1. Берлин, Пб.; М., 1922); «Стихи скандалиста» (Берлин, 1923), «О России и революции» (М., 1925), «Березовый ситец» (М., 1925), «Избранные стихи» (М., 1925) и «Собрание стихотворений» (Т. 1. Т. 2, М.; Л., 1926) включены в общий контекст размышлений о насущных проблемах своего времени. В 1922 - 1925 годы слово «Радуницы» по-прежнему занимает в творчестве Сергея Есенина одно из ведущих мест.

  1. Приведите примеры христианской и языческой символики, используемой С.А. Есениным в произведениях, вошедших в первый стихотворный сборник (по 3 примера)

Само название первого сборника стихов С. Есенина – «Радуница» - было взято из религиозного лексикона. Обратившись к «Полному православному богословскому энциклопедическому словарю», прочитаем определение данного понятия: «Радоница

С названием сборника связаны многие стихи, навеянные религиозными представлениями и поверьями, хорошо знакомыми Есенину еще по рассказам деда и по урокам закона божьего в спас-клепиковской школе. Для таких стихотворений характерно использование христианской символики.

Троицыно утро, утренний канон, В роще по березкам белый перезвон.

Тянется деревня с праздничного сна, В благовесте ветра хмельная весна.

На резных окошках ленты и кусты. Я пойду к обедне плакать на цветы.

Пойте в чаще, птахи, я вам подпою, Похороним вместе молодость мою.

Троицыно утро, утренний канон, В роще по березкам белый перезвон. («Троица» 1914)

Я вижу – в просиничном плате, На легкокрылых облаках, Идет возлюбленная мати С пречистым сыном на руках.

Она несет для мира снова Распять воскресшего Христа: "Ходи, мой сын, живи без крова, Зорюй и полднюй у куста ".

И в каждом страннике убогом Я вызнавать пойду с тоской, Не помазуемый ли богом Стучит берестяной клюкой.

И может быть, пройду я мимо И не замечу в тайный час, Что в елях – крылья херувима, А под пеньком – голодный Спас. («Не ветры осыпают пущи.»1914)

В стихах такого типа даже природа окрашена в религиозно-христианские тона.

И березы стоят, Как большие свечки.

.И вызванивают четки Ивы – кроткие монашки.

. У лесного аналоя Воробей псалтырь читает.

…Запах ладана от рощи ели льют, Звонки ветры панихидную поют.

Характерное для многих стихов Есенина сочетание христианских и языческих элементов отчетливо проявилось в стихотворении "Микола", открывающем "Радуницу" и посвященном одному из самых почитаемых на Руси святых — Николаю Чудотворцу. Микола у Есенина — и христианский святой, и старичок-лесовичок, который ходит в "лапоточках. мимо сел и деревень", на плечах его котомка, умывается Микола "белой пеной из озер". Он умеет разговаривать с птицами и зверями на их языке и с "Богом, в белой туче-бороде", спасает зверей от пожара. Это языческий образ лесовика, и вдруг оказывается, что он христианский святой: "поет негромко Иорданские псалмы", молится "за здравье православных христиан". Сам Господь просит Миколу обойти русский край, защитить "скорбью вытерзанный люд". Важно и то, что стихотворение это посвящено именно Николаю Угоднику, который у христиан всего мира называется Русским Николаем, потому что особо почитается на Руси и помогает русским.

  1. Какие религиозные праздники упоминаются в произведениях С.А. Есенина, вошедших в первый стихотворный сборник?

Спас – народно-христианский праздник восточных славян, соотносящийся с православным праздником. У Есенина в первом сборнике несколько раз упоминается этот праздник:

На престоле светит зорче

В алых ризах кроткий Спас. ( «Микола»)

Пахнет яблоком и мёдом

По церквам твой кроткий Спас. («Гой ты, Русь, моя родная»)

Лица пыльны, загорелы,

Веко выглодала даль,

И впилась в худое тело

Спаса кроткого печаль. («Сторона моя, сторонка»)

День Святой Троицы (сокр. Троица) – один из главных христианских праздников. В сборнике есть не просто упоминание, а целое стихотворение, посвященное этому празднику, оно так и называется «Троица». Процитируем:

Троицыно утро, утренний канон,

В роще по берёзкам белый перезвон…

Ра́доница, или Ра́дуни́ца — весенний праздник поминовения умерших у восточных славян, приходившийся в разных местностях на воскресенье, понедельник или вторник Фоминой (Радоницкой) недели; в некоторых местах так называлась вся Фомина неделя. Эта славянская традиция была воспринята и поддержана Русской православной церковью.

Чую радуницу божью —

Не напрасно я живу… («Чую радуницу божью»)

  1. После выхода первого стихотворного сборника Сергей Есенин делает на нескольких книгах дарственные надписи для своих друзей и знакомых. Что было написано на экземпляре, адресованном писателю Максиму Горькому?

С.Есенин на подаренной «Радунице» написал: «Максиму Горькому, писателю земли и человека, от баяшника соломенных суемов Сергея Есенина на добрую память. 1916 г., 10 февр. Пг.» (Личная библиотека А. М. Горького в Москве, кн. I. M., 1981, с. 151).

  1. В мае 1915 года был объявлен досрочный призыв в армию для новобранцев 1895 года рождения. Вместе со своими земляками-сверстниками Сергей Есенин должен был отправиться на военную службу, но получил отсрочку. По какой причине?

Первое упоминание об этом содержится в его письме М. Бальзамовой от 24 апреля 1915 года из Петрограда: "В Рязани я буду 14 мая. Мне нужно на призыв."

Позднее, в июле того же года, он сообщил В. Чернявскому: "От военной службы меня до осени освободили. По глазам оставили. Сперва было совсем взяли."

  1. Когда поэт снова призывается на военную службу? В качестве кого С.А. Есенин был призван на военную службу?

Отсрочка Есенина от военной службы затянулась почти на год. В эти месяцы он активно входил в большую литературу.

И вот — снова повестка о призыве. С тревогой сообщил Есенин об этом своим друзьям. Его ничуть не радовала перспектива попасть в действующую армию. В январе 1916 года один из его друзей, поэт Сергей Городецкий, обращается к полковнику Д. С. Ломану, уполномоченному по царскосельскому военно-санитарному поезду № 143, с просьбой устроить Есенина санитаром в поезд. Ломан внял просьбе Городецкого и 16 января направил в мобилизационный отдел Главного управления Генерального штаба ходатайство за № 56, в котором среди других призываемых в Царское Село санитаров была названа фамилия Есенина. Упоминание о призыве Есенина в царскосельский военно-санитарный поезд содержится в письме исполняющего должность начальник мобилизационного отдела Главного управления Генерального штаба генерал-лейтенанта Аверкиева начальнику штаба Петроградского военного округа от 11 февраля 1916 года. Там сообщается, что "последовало Высочайшее соизволение на зачисление в санитары, с оставлением на службе царскосельского имени Ее Императорского Величества военно-санитарного поезда № 143 группы нижних чинов". В списке названа фамилия "Есенина Сергея Александровича, крестьянина Рязанской губ. и уезда (родился 21 сентября 1895 года), подлежащего призыву в Петрограде". 17 марта поэт побывал дома у литератора М. Мурашова, где оставил записку: "Дорогой Миша. Заходил и не застал тебя. Завтра призываюсь. Сергей". В судьбе Есенина при призыве его на военную службу принял активное участие и Николай Клюев…

Служба Есенина в Царском Селе началась 20 апреля 1916 года, когда он прибыл сюда из Петрограда. Через несколько дней, его фамилия была названа среди лиц, зачисленных в поезд. Военно-санитарный поезд, куда Есенина определили санитаром, был необычным — ему покровительствовала сама Императрица Мария Федоровна. Официально он назывался "Полевой царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны". Есенин приказом по поезду был назначен санитаром в шестой вагон. Работа санитаров была не из легких. В их обязанности входило: поддержание чистоты и порядка в вагoнax, переноска на носилках тяжелораненых и больных и размещение их в вагонах, погрузка и выгрузка имущества, получение продуктов, раздача пищи и многое другое.

  1. Во время службы в Царскосельском лазарете Сергей Есенин на одном из концертов перед императрицей и её дочерями читает стихотворное приветствие молодым царевнам. Как называется стихотворение и какова судьба его подлинника?

Есенин, действительно, выступал перед государыней императрицей.

Анна Ахматова, вспоминая о посвящении Есениным сборника стихов Императрице писала: «Он принес сборник, который готовил издать. На этом сборнике он написал посвящение Александре Федоровне (Царице)».

Сборник стихотворений Есенина «Голубень» вышел уже после Февральской революции. Посвящение цензурой было снято, но, как утверждает Г. Иванов «.Некоторые букинисты в Петербурге и в Москве сумели, однако, раздобыть несколько корректурных оттисков «Голубеня» с роковым: «Благоговейно посвящаю».

В апреле 1916 г. Сергея Александровича призвали на армейскую службу. По ходатайству полковника Д. Н. Ломана его назначили санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд №143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны. Санитарный поезд, в котором он служил, причислялся к Царскосельскому лазарету, который находился на территории уже знакомого поэту Федоровского городка. Здесь в качестве сестер милосердия трудилась сама Императрица и ее дочери - Царевны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Они перевязывали раненых и ухаживали за ними, а Государыня участвовала даже при оперировании тяжелораненых.

Есенин неоднократно выступал в лазарете с чтением стихов. На одном из выступлений присутствовала Государыня Императрица с детьми. Стихи рязанского поэта понравились им, а младшая из дочерей Императрицы Анастасия, по воспоминанию Н. Вольпин, опубликованного к книге Н. Сидориной «Златоглавый», соизволила побеседовать с ним, «гуляя по саду».

Образ царевен взволновал поэта. Короткое знакомство с ними вдохновило Есенина написать стихотворение, в котором Царевны привиделись ему березками в венцах.

Образ «младых царевен» в виде горящих березок в венцах оказался пророческим.

Стихотворение «В багровом зареве заката.» («Младым царевнам») Есенин прочел царственным особам 22июня 1916 г. на вечере в честь тезоименитства матери Государя Императора Николая II вдовствующей Императрицы Марии Федоровны и ее внучки царевны Марии Николаевны. Поэт преподнес Великим Княжнам свое новое стихотворение, выписав его на большом листе ватмана славянской вязью и украсив орнаментом. Стихотворение было написано чуть ли не золотом, славянской вязью на листе плотной бумаги, по периметру которого художником Гореловым акварелью выполнен орнамент в стиле конца ХУП века. Лист был помещен в папку, обложенную великолепной золотой парчой. Полный текст стихотворения с листа был записан А.И. Иконниковым (во время войны лист был утерян)

В багровом зареве закат шипуч и пенен, Березки белые горят в своих вещах, Приветствует мой стих младых Царевен И кротость юную в их ласковых сердцах

Где тени бледные и горестные муки, Они тому, кто шел страдать за нас, Протягивают Царственные руки,

Благословляя их к грядущей жизни час.

На ложе белом, в ярком блеске света, Рыдает тот, чью жизнь хотят вернуть… И вздрагивают стены лазарета От жалости, что им сжимает грудь.

Все ближе тянет их рукой неодолимой Туда, где скорбь кладет печать на лбу. О, помолись, святая Магдалина, За их судьбу. 19-22.VII.1916 С. Есенин

После революции стихотворение попало под запрет и было опубликовано лишь в 1960 в областной газете г. Куйбышева (ныне Самара).

  1. В годы Первой мировой войны многим пришлось проститься с родным домом и взять в руки оружие. В каких произведениях С.А. Есенин пишет об этом?

Откликом на Первую мировую войну стали историческая поэма «Марфа Посадница», стихотворения «Молитва матери», «Богатырский посвист», «Узоры», «Рекруты» и др.

  1. Как оценивал С.А. Есенин творчество своих современников в первой критической статье, в каком издании она была опубликована?

Статья «Ключи Марии» датирована сентябрем 1918 года. Это критическая статья философской направленности, в которой поэт рассуждает об искусстве, это один из важнейших документов для понимания литературной позиции Есенина. «Ключи Марии» дают возможность объяснить причины литературных симпатий и антипатий поэта. Есенин резко отрицательно относился к идеологическим декларациям Пролеткульта и к пролеткультовской литературе.

С.А. Есенин утверждает, что можно говорить об искусстве поверхностных впечатлений, декоративном, но это не настоящий, не строгий подход. При строгом подходе настоящее искусство – это служение выявления внутренних потребностей разума. «Искусство нашего времени не знает этой завязи, ибо то, что она жила в Данте, Гебеле, Шекспире и других художниках слова, для представителей его от сегодняшнего дня прошло мертвой тенью».

Не все в современной ему литературе радует, не все соратники по перу в своем творчестве могут сказать свое оригинальное слово, затронуть им душу. «Наше современное поколение не имеет представления о тайне этих образов. В русской литературе за последнее время произошло невероятнейшее отупение. То, что было выжато и изъедено вплоть до корок рядом предыдущих столетий, теперь собирается по кусочкам, как открытие. Художники наши уже несколько десятков лет подряд живут совершенно без всякой внутренней грамотности. Они стали какими-то ювелирами, рисовальщиками и миниатюристами словесной мертвенности. Для Клюева, например, все сплошь стало идиллией гладко причесанных английских гравюр, где виноград стилизуется под курчавый порядок воинственных всадников…»

Критически отзывается Есенин о современных направлениях и течениях в литературе и искусстве. Так поэт дает характеристику футуризма, так как он его видит и воспринимает. По высказанным положениям ясно, что футуризм Есенин не принимал. Главное обвинение этому течению состоит в том, что футуризм – искусство головное, выдуманное, «городское». «Очертив себя кругом Хомы Брута из сказки о Вие, он крикливо старался напечатлеть нам имена той нечести (нечистоты), которая живет за задними углами наших жилищ. Он сгруппировал в своем сердце все отбросы чувств и разума и этот зловонный букет бросил, как «проходящий в ночи», в наше, с масличной ветвью ноевского голубя, окно искусства. Голос его гнойного разложения прозвучал еще при самом таинстве рождения урода». То есть можно говорить о неприятии поэтом футуризма как нового течения современного искусства.

«Ключи Марии» были написаны Есениным до вступления в группу имажинистов. Можно утверждать, что поэт пришел в названную группу с собственной программой. По словам Асеева, книга эта «декларация поэтического пути».

Вышла книга в изд. «Московской трудовой артели художников слова», в 1920 году.

  1. Какое произведение С.А. Есенина было экранизировано дважды? Назовите название фильма, автора сценария, режиссера, год выхода в прокат.

Повесть Есенина «Яр» экранизирована дважды. Фильм режиссера Хабиба Файзиева, сценарий Всеволод Иванов, Сергей Есенин, год 1991, премьера июль 1992. Фильм режиссера Марины Разбежкиной, сценарий Павел Финн, Лидия Боброва, Марина Разбежкина, Сергей Есенин, год 2007.

  1. Какой персонаж поэмы С.А. Есенина является действующим лицом в художественном фильме «Пой песню, поэт»? Кто играет эту роль? В каком году фильм вышел в прокат?

Фильм вышел в прокат в 1971 году. Интересен он тем, что состоит из нескольких новелл о жизни и творчестве Сергея Есенина. В одной из новелл звучит поэма «Анна Снегина», героев которой сыграли Наталья Белохвостикова (персонаж поэмы – Анна Снегина) и Сергей Никоненко.

Кроме главных героев в новелле появляются персонажи поэмы: мельник, которого сыграл Александр Ханов (последняя роль в кино) и Прон Оглоблин – которого сыграл Игорь Класс.

  1. В 1965 году Центральная студия документальных фильмов выпустила на экран художественно-документальный фильм о С.А. Есенине. Назовите название фильма, автора сценария, режиссера.

«Сергей Есенин» — советский чёрно-белый документально-игровой фильм о великом русском поэте Сергее Есенине, который в 1965 году выпустила ЦСДФ. Режиссеры – Павел Русанов, Борис Карпов; сценарий – Юрий Прокушев, Павел Русанов.

Категория: Литература
09.09.2017 19:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!