СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Непростое это дело — быть Человеком. С одной стороны, ты состоишь из плоти и крови. Хочешь или нет, но тебе приходится считаться со своей физической оболочкой, в которой заперт вечно ищущий, мечущийся дух. Он, в отличие от приземленного, подчиненного законам материального мира тела, устремлен ввысь, мечтает о далеких горизонтах, хочет найти ответы на сакральные вопросы. Это противоречие способно свести с ума того, кто по факту не может отказаться от первого и не хочет отказываться от второго. Таков лирический герой литературного триптиха Виталия Гольдмана, представленного в книге «Короны Люксембурга».
Читатель может задаться вопросом, откуда взялось это романтичное и необычное название. В нем отсылка к книге, которую автор прочитал еще в восьмидесятых. Она называлась «Поэзия Люксембурга». Виталия поразили стихотворения, которые он прочитал. И как могло быть иначе, если родились они на стыке трех культур и ровно такого же числа языков: французского, немецкого и собственно люксембургского? Идеи, почерпнутые во время знакомства со сборником, за минувшие годы выкристаллизовались в сознании Виталия Гольдмана в нечто иное, принципиально новое и адаптированное под реалии, в которых он живет. Они прошли трансформацию под воздействием его мировосприятия и лишь корнями все еще связаны с той книгой.
Триптих Виталия Гольдмана, который представлен вниманию библиофила в «Коронах Люксембурга», состоит из поэм «Подземный ключ», «Птица возмездия» и «На мраморной доске». Помимо сборника стихов, о котором упоминалось ранее, на их создание повлиял фольклор разных стран, прекрасно знакомый писателю, и библейские тексты, пронизанные вечными ценностями и глубокими истинами, переосмысляющимися каждую эпоху, но по-прежнему неизменными в своей сути. Но, конечно, главное, что оказалось в фокусе автора, — это современник и его особенная ментальность, раскрытая путем противопоставления духовного и телесного.
Виталий делает то, на что редко решаются поэты. Он сочетает бытовые детали, по мнению многих, годные лишь для прозы, и душевные порывы. Рутина и романтика гармонично дополняют друг друга. Высокое и низменное соседствуют. Получается более чем полный образ жизни человека, которая состоит из двух противоположностей, проходит одновременно внутри его «я» и вне его.
Впрочем, список противопоставлений не оканчивается на перечисленном. Весь конфликт произведений построен на противопоставлениях света и тьмы, добра и зла, Бога и Дьявола. При этом очень необычна, довольно сложна с точки зрения теории литературы и интересна с позиции ценителя поэзии манера повествования, которую избрал Виталий Гольдман. Вот, например:
«Удушья пустоты постичь мне не дано. Я заполняю камеры без веры. И Бог уже не Бог, а лишь словес гумно, сжигаемое в прах вонючей серы… — Позвольте представиться — дьявол! Недавно из поднебесья.
Все спрашиваю себя: а как, мол, я мог там накуролесить?»
Лирический герой книги
«Бессильно время там, в другой вселенной. Вбери меня тугою пеленой усталых мыслей, горьких сожалений, моя вселенная, мой край родной! Единственный мне дар — мое молчанье. Подстроиться под космос тишины, услышать шорох твоего дыханья и отойти от всякой крутизны».
Ему, как части мироздания, отмерена вечность, но его жизнь как уголек, что угасает, потому что человек смертен.
«Как это так? Что конца миро-здания нет?. Башню нарисовал я в своем подсознанье. Ее оплетает лестница из канатной парусной ткани. И по лестнице этой движутся вверх Гном и Дирижер-скелет».
Несколько лет назад, когда выходил роман-поэма «Корветы лунных морей», сюжет которого отталкивался от исторических фактов и представлял собой одновременно полет авторской фантазии, собрание философских размышлений о прошлом и будущем, а также анализ и оценку классической и современной литературы на примере конкретных писателей и в целом, в своем интервью Виталий Гольдман, отвечая на вопрос журналиста о тех выводах, что может и должен сделать читатель из его творчества, сказал: «Просто пусть учится отличать историю от свободного литературного изложения, не предъявлять требований точности к тому, что не является точной наукой, наслаждаться полетом фантазии автора, затеянными им хитросплетениями. Короче, не анализировать поэзию и художественный текст как историческое или какое-либо иное научное произведение. Мне кажется, что люди стали утрачивать наслаждение полетом фантазии от обилия теорий и манипуляций псевдонаучного характера. Они упорно отходят от детства, становятся уязвимыми для чуждых человечеству гендерных представлений. Не видят надвигающегося на них одиночества, легко разрывают человеческие связи и не стремятся приобрести чистые новые».
Прошло время. Новый поэтический триптих Виталия написан совершенно в другом жанре и с иным настроением. Но принципиальная суть все та же. Человек, открыв книгу
В своем творчестве не знающий покоя, неравнодушный, увлеченный тайнами бытия и ни на миг не отрывающийся от прозы жизни Виталий Гольдман в конечном итоге поднимает большинство тем, которые волновали его коллег в прошлом, тревожат тех, кто пишет сейчас, и будут вызывать интерес у авторов следующих поколений. На страницах жизнь и смерть, правда и ложь, мир и война, вековая мудрость и суетность нашего дня. Здесь все, что нужно.
© 2023, Чичуга Галина Александровна 34