СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Красновосходская средняя общеобразовательная школа»
Кизлярского района Республики Дагестан
План-конспект открытого урока по математике
в 6 классе.
Тема урока:
«Действия с рациональными числами»
Автор:
учитель математики
МКОУ "Красновосходская СОШ"
Кизлярского района.
Исмаилов А. Д.
с Красный Восход
2019 год.
Тема урока: «Действия с рациональными числами».
Класс: 6
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся.
Цели урока:
Ход урока:
Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Молодцы, садитесь.
- Этот урок я хотела бы начать с такой занимательной задачи: «Бутылка с пробкой стоит 11 монет, причем бутылка на 10 монет дороже пробки. Как вы думаете, сколько стоит пробка?».
Один из предполагаемых ответов: «Пробка стоит одну монету».
- Все ли согласны с этим ответом?
Правильный ответ: полмонеты стоит пробка, десять с половиной монет стоит бутылка.
Запишем решение задачи в тетради. Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.
(Ученик, давший правильный ответ, выходит к доске зафиксировать решение).
(Если из общей стоимости бутылки с пробкой вычесть 10 монет, то стоимость бутылки и стоимость пробки в отдельности будут одинаковыми, а их общая стоимость будет равна 1 монете. Значит, стоимость пробки 1 : 2 = 12 ).
Решение: (11 - 10) : 2= 12.
Ответ: пробка стоит полмонеты.
- Эта задача не решается в целых числах, для ее решения нужны дробные числа.
Мы с вами уже в 5 классе познакомились с обыкновенными дробями, тогда как еще в средние века действия над дробями считались самой сложной областью математики. До сих пор в некоторых странах говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он «попал в дроби».
Идея отрицательных чисел также с трудом завоёвывала себе место в математике. Эти числа казались математикам древности непонятными и даже ложными, действия с ними- неясными и не имеющими реального смысла. А вы как думаете?
Вот так, постепенно, люди знакомились с рациональными числами.
Путь, на который человечеству потребовалось несколько сотен лет, мы с вами преодолели гораздо быстрее. Что мы уже знаем о рациональных числах? Что умеем делать? (мы рассмотрели понятие рациональных чисел и научились складывать, вычитать, умножать и делить рациональные числа). И сегодня нам нужно подвести итог.
Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока?
Тема нашего урока: «Действия с рациональными числами».
- Прежде чем мы приступим к выполнению различных заданий, ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.
3. Теоретический опрос.
(на экране по очереди появляются вопросы, на которые отвечают учащиеся по желанию).
- Молодцы, мы обобщили с вами теорию по теме, чтобы применить ее теперь при выполнении различных заданий.
4.Решение упражнений.
№1. На доске выписаны несколько выражений. На какие группы вы могли бы их разделить? (выслушать два, три предложения, если нужного не будет озвучено, то предложить самой).
- Были предложены интересные варианты, но я вас попрошу разделить данные выражения на две группы так, чтобы в первой группе оказались выражения, читающиеся как сумма, а во второй – как разность (в тетрадь записать номера примеров в два столбика).
1) 43 + (– 68); 2) – 5,8 + (– 1,9); 3) – 0,08 – 0,28; 4) – 3 + (-147);
5) – 0,65 + 6; 6) 3- 427;7) -512+4,5; 8) -235-3,7; 9) -19--59;
10) -19+-23; 11) 42-50; 12) 8 – (– 1,01).
Ответ: сумма – 1), 2), 4), 5), 7), 10).
разность – 3), 6), 8), 9), 11), 12).
№2. По вариантам найти значения данных выражений.
(Проверка: учащиеся одного варианта называют ответы по очереди).
Ответ: 1) -25; 2) -7,7; 4) - 447; 5) 5,35; 7) -1; 10) - 79.
3) – 0,36; 6) - 127; 8) – 6,3; 9) 49; 11) – 8; 12) 9,01.
- Индийские математики в древности трактовали положительные числа как «имущество», а отрицательные числа – как «долги». Вот как в рукописях VII в. излагались знакомые нам правила сложения и вычитания: «Сумма двух имуществ есть имущество», «Сумма двух долгов есть долг», «Сумма имущества и долга равна их разности».
Следующее задание вы будет выполнять, работая в паре со своим соседом по парте.
№3.Используя предыдущие вычисления, расшифруйте имя древнеиндийского математика, сформулировавшего правила сложения «долгов» и «имуществ».
(слайд на экране)
Х: 43 + (– 68); П:-512+4,5;
Б: – 5,8 + (– 1,9);А:-235-3,7;
М: – 0,08 – 0,28; Г:-19--59;
Р: – 3 + (-147); Т:-19+-23 ;
А: – 0,65 + 6;У: 8 – (– 1,01).
А: 3 - 427;
-7,7 |
- 447 |
5,35 |
- 25 |
- 0,36 |
- 127 |
49 |
9,01 |
- 1 |
-79 |
- 6,3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответ: Брахмагупта.
- Мы хорошо поработали, а теперь немного отдохнем и подвигаемся.
5. Математическая зарядка.
Упражнение 1. Исходное положение—руки вдоль туловища;
При правильном ответе—руки вперед,
При неправильном—руки вверх.
6 + 7 = 13 - 2 +4 = 6 - 7 + 2 = - 5 10 – 8 = 2
Упражнение 2. Исходное положение—руки на поясе;
При правильном ответе—поворот направо,
При неправильном ответе—поворот налево.
3 ∙(- 7) = 21 (-18) : (-9) = 2 -7∙0 = -7 -40 : 5 = -8
Упражнение 3.
Положительный ответ—сидим, отрицательный—встаем.
5 : (-1) 7 + 8 -5 +2 -10 ∙2 15 : (-5) -6 + 8
- Продолжаем наше историческое путешествие.
№4. Найдите значения выражений.(по два человека выходят к доске).
1) 35∙-23= -0,4 Ф 5) – 7,2 : (- 0,6) = 12 И
2) -556∙-37=2,5О 6) 0,8 :-435=-7Т
3) – 0,15 ∙ 4 = - 0,6 Н
4)-16 :-813=26Д 7)-218:414=-0,5А
Расположите полученные числа в порядке убывания, и вы узнаете имя еще одного математика, внесшего существенный вклад в развитие, в том числе, и отрицательных чисел (самостоятельная работа в тетрадях).
26 12 2,5 -0,4 -0,5 -0,6 -7
Ответ: Диофант
- Диофант фактически пользовался отрицательными числами, рассматривая их как “вычитаемые”, а положительные как “прибавляемые”. Еще в III в. этим древнегреческим математиком были предложены правила умножения и деления положительных и отрицательных чисел: «Вычитаемое, умноженное на прибавляемое, дает вычитаемое»; «вычитаемое на вычитаемое дает прибавляемое».
А теперь я предлагаю вам решить примеры, содержащие несколько различных арифметических действий с рациональными числами.
№5. Вычислите:
К доске выходит один ученик и решает предложенный пример:
1) 27∙1,4+1,4∙57=1,4∙27+57=1,4;
(может начать решать по действиям, пусть решает, тогда после того, как решение будет закончено, спросить: Кто-нибудь решил этот пример по-другому? Чем пользовались в этом случае при решении примера? )
2) – 0,7 ∙9,31+0,69∙-0,7= -0,7∙9,31+0,69=-0,7∙10=-7.
Каким способом этот пример решить проще? А встречались ли вы с распределительным законом умножения раньше? Когда это было? (при изучении натуральных или целых чисел). Т.е. распределительный закон выполняется для целых чисел. А какие числа содержатся в решенных нами примерах? (дробные). Как называется объединение целых и дробных чисел? (рациональные числа). Какой вывод мы можем сделать касательно распределительного закона умножения? (он выполняется и на множестве рациональных чисел).
3) -0,7-1111∙11=-0,7∙11-1211∙11=-7,7-12=-19,7;
4) -58+79∙7,2=-58∙7,2+79∙7,2=-5∙0,9+7∙0,8=-4,5+5,6=1,1.
6. Рефлексия.
Составьте по одному примеру каждого вида на применение распределительного закона умножения. Предложите соседу их решить. (Если мало времени – это будет домашним заданием).
Д/з: Вычислите:
- Было ли вам на уроке интересно?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? (оставить на парте соответствующий смайлик).
© 2019, Исмаилов Амрах Джумаевич 155