СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра "Ломоносов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вхождение России в мировое образовательное пространство, развивающиеся глобализационные процессы интеграции во всех сферах жизни человечества выводят на один из первых планов проблему интеграции в образовании. Под интеграцией в образовании понимаем соединение по принципу семиотической противоположенности в пределах учебного предмета (внутрипредметная интеграция) или целостного образовательного пространства (межпредметная интеграция) нескольких знаковых областей и осуществление между ними условно-адекватных переводов.

Методологическое значение понятия интеграции станет более явным, если сопоставить его с тем представлением, которое уже существует в педагогическом сознании. "Интеграция,- как утверждают И.Д.Зверев и В.Н.Максимова,- есть процесс и результат создания неразрывно связного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе программы) элементов разных учебных предметов, слияния научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем".

Проблему научного понимания интеграции в образовании исследуют ученые и практики в различных областях знания. Психологическим основанием процесса интеграции могут являться идеи Л. С. Выготского, А.Я. Данилюка, И.Д. Зверева, В. Н. Максимовой, Т.Ф. Федорец и других, высказывающих свою точку зрения на функции, типы и виды межпредметных связей. Необходимость выстраивания взаимосвязей связи между отдельными учебными предметами диктуется дидактическими принципами обучения: очевидна актуальность усвоения разноуровневых и разноплановых понятий обучающимися, осуществление логической связи с подобными научными категориями.

Межпредметное интегрированное содержание (слияние разнохарактерных знаний, способов деятельности, интеллектуальных технологий) содержит в себе больше возможностей для развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся, через создание проблемных ситуаций, решение межпредметных проблем. Интегрированное содержание на межпредметной основе является одним из средств, способствующих погружению. Погружение возможно, если создана информационно плотная, непрерывная обучающая среда.

Вовлечение обучающихся в особую образовательную среду – процесс, требующий создания особых условий для имитационного моделирования реальных механизмов и процессов. Игровые задания в рамках деловой игры дают возможность участникам «прожить» некоторое время в изучаемой теме, самостоятельно находить и анализировать информацию с точки зрения интересующего каждого участника ракурса.

Деловую игру «Ломоносов» классифицируем как тематическую операционную игру, способствующую отработке конкретных специфических операций (создание видеорепортажа, видеоотчета).

Деловая игра «Ломоносов» направлена на развитие командно-деловой, творческой, проектной, коммуникативной видов деятельности обучающихся и способствует формированию универсальных учебных действий

Личностные УУД:

-установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов;

-нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм.

Регулятивные УУД:

-целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

-планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

Познавательные УУД:

-самостоятельное выделение и формулирование учебной цели (рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий);

-информационный поиск (смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения);

знаково-символические действия (выполняют функции: отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; переход во внутренний умственный план; формирования обобщенных знаний; виды знаково-символических действий: замещение, кодирование/декодирование, моделирование).

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества;

лидерство и согласование действий с партнером;

умение слушать и слышать.

Кроме формирования универсальных учебных действия средствами деловой игры «Ломоносов», ставилась задача развития надпредметных компетенций, а именно: способностей целеполагания, самоорганизации, видения объекта, осуществления эксперимента.

Разрабатывая и реализуя в образовательном процессе деловую игру «Ломоносов», с обучающимися 8-11 классов Самарского областного лицея-интерната мы поставили педагогические задачи:

1. познакомить обучающихся с алгоритмом исследовательской работы;

2. сформировать умение работать с различными видами информации.

За две недели до проведения деловой игры (понедельник) проводится заседание творческой группы учителей во главе с директором, где обсуждается основная идея игры. На следующий день (вторник) проводится совещание со всеми учителями, на котором формулируются задания для подготовки мероприятия. Через 3 дня (пятница) на очередном совещании учителей обсуждаются творческие задания. За три дня (вторник) до начала игры проводится совещание классных руководителей и старост класса, где выдается конкретное домашнее задание.

Организация игры включила в себя три этапа (подготовительный, основной, заключительный) и строилась следующим образом:

Задачи обучающихся на подготовительном этапе игры:

-познакомиться с правилами групповой работы и общения, определить правила групповой работы для своего класса;

-познакомиться с командными ролями;

-познакомиться со структурой НИИ через средства информационных технологий;

-определить отделы и их состав (например, отдел «Физика и астрономия» - 4 человека пофамильно);

-оформить кабинет в виде НИИ, подобрать название, девиз;

-познакомиться с видами репортажей;

-познакомиться с биографией М.В. Ломоносова.

После выполнения первого задания распределялись следующие командные роли:

1. Организатор - ответственный за принятие решений, ведет споры.

2. Генератор идей – выдает новые идеи, предлагает нестандартные.

3. Исследователи ресурсов – собирают материал, работают с источниками информации.

4. Оценщик – отвечает за критерии оценки.

5. Исполнитель – «рядовой» сотрудник команды.

6. Сценарист – отвечает за написание сценария, видеорепортаж.

7. Оператор – ведет съемку.

8. Монтажер – готовит исходный материал к монтажу, синхронизирует звук и картинку.

В день проведения игры проводится линейка, на которой каждому классу выдается задание.

В подготовительном этапе проводится первичная диагностика (на одном из учебных занятий при реализации схожих форм деятельности обучающихся).

В основном этапе реализуется игровой сюжет и игровые задания.

В заключительном этапе подводятся итоги и проводится итоговая диагностика.

28.08.2018 21:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!